АБЕЛЬ, КЬЕЛЛЬ

аб74

Кьелль Абелль (Kjeld Abell) – датский драматург, писатель, киносценарист и театральный художник.

Родился 25 августа 1901 года в Рибе (Дания).

В 1918 году Абелль получил степень кандидата политических наук. Но посмотрев спектакль в постановке Макса Рейнхардта, решил посвятить себя театру и поступил в школу Королевской академии искусства.

С 1927 года он работает в Париже театральным художником, оформив спектакли в ряде парижских театров, сотрудничая с известными французскими режиссерами Луи Жуве и Шарлем Дюленом.

В 1930 году по приглашению балетмейстера Джорджа Баланчина Кьелль Абель оформляет его спектакли Королевском датском театре.

Он также выступил художником-постановщиком ряда спектаклей в лондонском театре Альгамбра.

В период с 1932 по 1934 год Абелль работал в рекламном агентстве.

В  1935 году успешно он дебютировал в качестве драматурга пьесой «Потерянная мелодия» («Melodien der blev vaek»). Это интересное по содержанию, и по форме произведение, в котором сочетаются различные драматургические жанры (скетч, пантомима, музыкальные номера), а нарочито приземленные бытовые сцены перемежаются с экспрессионистской фантастикой. В этом же году спектакль по этой пьесе был успешно поставлен в Копенгагене. В первой постановке своей пьесы он выступил также как художник-постановщик. Музыку к спектаклю написали Бернхард Кристенсен и Герман Д. Коппель, текст песен — Свен Меллер Кристенсен. Эту комедию датские исследователи единодушно называют началом новой эпохи в истории национальной драматургии. Год спустя спектакль по пьесе «Потерянная мелодия» был показан в Лондоне в «Arts Theatre».

аб76

В период оккупации Дании нацистской Германией Абелль резко выступает против нацизма, насилия, лозунгов «непротивления злу насилием». Его пьеса «Анна Софи Хедвиг» («Anna Sophie Hedvig», 1939 г.),  направлена против капитуляции перед насилием. Знаменательны слова одного из его героев: «Если гуманно сидеть сложа руки и ни во что не вмешиваться, тогда гуманизм — бранное слово, это — куст, в который мы прячем голову».

В 1946 году было написано одно из самых известных произведений Кьелля Абелля — пьеса «Силькеборг» («Silkeborg»), в которой драматург обращается к проблеме ответственности. Опыт фашистской оккупации, по мнению писателя, показал, что безразличие, «нейтралитет», индивидуализм закономерно и неизбежно ведут к предательству.

аб82Произведения, написанные Абеллем в послевоенный период, проникнуты мистикой и отчасти пессимизмом. К этому периоду относятся: аллегорическая драма «Дни на облаке» («Dage på en sky»», 1947 г.), драмы «Голубой пекинес» («Den blå pekingese», 1954 г.), «Андерсен, или Сказка его жизни» («Andersen ellen Hans livs eventyr», 1955 г.), «Дама с камелиями» («Kameliadamen», 1959 г.), «Крик» («Skriget», 1961 г.).

За блестящим остроумием Абелля, за фейерверком сценических приемов датская критика справедливо видела глубину его гуманизма, протест против духа цинизма, накопительства, мещанства. Его творчество близко к той линии драматического искусства, яркими представителями которой, были Жан Жироду, Нордаль Григ и Жан-Поль Сартр.

аб81

Перу Кьелля Абелля принадлежат пьесы: «Melodien der blev væk» («Потерянная мелодия», 1935 г.), «Eva aftjener sin Barnepligt» (1936 г.), «Anna Sophie Hedvig» («Анна Софи Хедвиг», 1939 г.), «Judith» («Юдифь», 1940 г.), «Dyveke» (1940 г.), «Dronning gaar igen» (1943 г.), «Silkeborg» («Силькеборг», 1946 г.), «Dage paa en sky» («Дни на облаке», 1947 г.), «Miss Plinckby’s kabale» (1949 г.), «Vetsera blomstrer ikke for enhver» (1950 г.), «Den blå pekingeser» («Голубой пекинес», 1954 г.), Andersen eller hans livs eventyr» («Андерсен, или Сказка его жизни», 1955 г.), «Kameliadamen» («Дама с камелиями», 1959 г.), «Skriget» («Крик», 1961 г.).

Рукописи пьес Кьелля Абеля  хранятся в коллекции Королевской библиотеки Дании.

аб80

В своей творческой практике Абелль исходил из того, что «современный датский театр вовсе не современен». Он выступал против традиционной театральной формы, называя ее «страшным проклятием натурализма», против канонизированных постановочных приемов. Театр, считал Абелль, должен быть местом свободного проявления фантазии драматурга, режиссера и актера, а изобразительные средства театра должны выражать активное отношение драматурга и постановщика к жизни.

Абель также известен в Дании как переводчик на датский язык пьес таких драматургов как Сэмюэл Беккет, Жан Ануй, Роберт Шервуд, Жан Жироду. Ему принадлежит датский перевод комедии Вильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».

Он также является автором ряда киносценариев, в том числе: «Millionærdrengen» (1936 г.), «Herra Lahtinen lähtee lipettiin» (1939 г.), «Tak fordi du kom, Nick» («Спасибо, что пришли, Ника», 1941 г.), «Ta’ briller på» (1942 г.), «Regnen holdt op» (1942 г.), «Kadonnut sävel» (TV, 1962 г.), «Judith» («Джудит», TV, 1962 г.), «Anna Sophie Hedvig» («Анна Софи Хедвиг», TV, 1963 г.), «Melodin som kom bort» (TV, 1965 г.), «Anne Sophie Hedvig» («Анна Софи Хедвиг», TV, 1975 г.).

Перу Кьелля Абеля также принадлежит ряд литературных произведений, в том числе: «Paraplyernes oprør» (1937 г.), «Teaterstrejf i paaskevejr» (эссе, 1948 г.), « Fodnoter i støvet» (1951 г.), «De tre fra Minikoi» (1955 г.), «Synskhedens gave» (эссе, 1962 г.).

Ему принадлежит текст ряда популярных датских песен.

С 1960 года драматург являлся членом Датской академии.

Кьелль Абелль скончался в 5 марта 1961 года в Копенгагене.

аб72Он был первым драматургом-модернистом Дании. Его творчество нередко сравнивают с творчеством Жироду и Ануя.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.