АБЭ, КОБО

абс230

Кобо Абэ (安部公房; Абэ Кимифуса) — японский писатель, драматург, сценарист, режиссер, фотограф и изобретатель; один из лидеров японского послевоенного авангарда в искусстве.

Кобо Абэ родился в Токио (Кита) 7 марта 1924 года. Его настоящее имя Кимифуса («Кобо» — от произнесённого по-китайски «Кимифуса»).

Детство и юность будущий писатель провёл в Манчжурии (ныне Северо-Восточный Китай), где его отец работал врачом в больнице при медицинском факультете Мукденского Имперского Университета.

Он учился в «экспериментальной» начальной школе, в которой основной упор делался на коллективное обсуждение материала и быстрое чтение (Абэ мог прочитать страницу текста в течение нескольких секунд). Будущий писатель увлекался математикой и энтомологией. Много читал, в частности еще в школе он прочел книги Эдгара По, Ф. М. Достоевского, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, К-Т. Ясперса, Ф. Кафки. В 1940 году Кобо Абэ окончил среднюю ступень школы.

После начала Второй мировой войны родители отправили его в Японию (в Токио) где он продолжил учебу в частной школе  Сэйдзё (成城高等学校).

В 1943 году Абэ поступил на медицинский факультет Токийского императорского университета.

В 1944 году, поняв, что Япония проигрывает войну, он  подделал медицинскую справку, чтобы попасть домой в Маньчжурию.

После поражения Японии и гибели марионеточной Маньчжурской империи зимой 1945 года, его отец заболел брюшным тифом и умер. И в конце 1946 года Кобо Абэ вместе с матерью возвращается в Японию — сначала на Хоккайдо, а затем в Токио для продолжения обучения медицине.

В 1947 году он женился на художнице Мати Абэ, которая в дальнейшем будет играть важную роль в его творчестве (в частности, она оформляла книги Абэ и разрабатывала декорации к его театральным постановкам).

Жизнь Кобо Абэ в эти годы отмечена нищетой – чтобы как-то заработать на жизнь он в свободное от учебы время торгует соленьями.

Тот, кто обладает правом казнить, обязан выслушать показания обвиняемого. Кобо Абэ.

В эти годы Абэ присоединился к небольшой литературно-художественной группе левых взглядов и вступает в японскую коммунистическую партию. Среди его друзей авангардные художники и писатели — Окамото Таро, Ташигава Хироси, Ютака Хания, и Ханада Куетери.

В 1947 году (в память об отце и его друзьях, погибших в Маньчжурии) он опубликовал свою первую работу — поэтический сборник «Анонимные стихи» (無名詩集). Стихи, входившие в этот сборник, были написаны еще в 1943 году. В его ранней поэзии ощущается сильное влияние поэзии Рильке и философии Хайдеггера. Он сам напечатал весь тираж книги (пятьдесят экземпляров) на мимеографе.

Тем же 1947 годом датируется написание Абэ его первого сочинения крупной формы, получившего название «Глиняные стены» (粘土塀). Роман был основан на истории жизни лучшего друга писателя  — Канаяма Токио, который убежал из дома и умер в пустыне Маньчжурии. Первым, кто в литературном мире познакомился с этой работой и дал ей высокую оценку, был критик и филолог-германист Рокуро Абэ, преподававший Кобо Абэ немецкий язык, когда тот учился ещё в школе Сэдзё. Глубоко впечатлённый этим произведением, Рокуро Абэ отправил текст романа Ютака Хания, которым недавно был создан малоизвестный на тот момент журнал «Современная литература» (近代文学). В феврале следующего года первый том записок из «Глиняных стен» был опубликован в журнале «Индивидуальность» (個性). Обретя, таким образом, некоторую известность, Абэ получил приглашение вступить в литературное объединение «Ночь» (夜の会), которым руководили Ютака Хания, Киётэру Ханада и Таро Окамото. В октябре 1948 года при поддержке Хания и Ханада роман, переименованный в «Указатель в конце дороги» (終りし道の標べに) был издан отдельной книгой издательством «Синдзэнбися» (真善美社). Позднее в своей рецензии на «Стену» Хания, высоко ценивший творчество Абэ, написал, что Абэ, которого в каком-то смысле можно считать последователем Хания, превзошёл его самого.

В 1948 году Кобо Абэ окончил университет, однако неудовлетворительно сдав государственный квалификационный медицинский экзамен (на устном экзамене он, например, заявил, что беременность человека длится два года), фактически сознательно лишился возможности стать практикующим врачом.

Окруженный непреодолимой стеной приветливости, я всегда был совершенно одинок. Кобо Абэ. 

В 1950 году за рассказ «Красный кокон» Кобо Абэ был удостоен премии для авторов послевоенной литературы.

В 1951 году в февральском номере журнала «Современная литература» была опубликована его повесть «Стена. Преступление S. Кармы» (壁―S・カルマ氏の犯罪) которая в первом полугодии 1951 года была удостоена премии Акутагавы, разделив первенство с опубликованной в «Литературном мире» «Весенней травой» Тосимицу Исикава. В мае того же года «Стена. Преступление S. Кармы», переименованная в «Преступление S. Кармы» и дополненная рассказами «Барсук с Вавилонской башни» (バベルの塔の狸) и «Красный кокон» (赤い繭), вышла отдельным изданием под заголовком «Стена».

абс226В 1958 году писатель был награждён премией Кисида (присуждаемой авторам драматургических произведений) за пьесу «Привидение — здесь» (幽霊はここにい).

Лицо – тропинка между людьми, такова точка зрения К. Как мне сейчас представляется, если К. и произвел на меня неблагоприятное впечатление, то не из-за самодовольства или стремления навязать свое лечение, а из-за этой идеи. Согласиться с ним – значило признать, что, потеряв лицо, я навечно замурован в одиночной камере, и, следовательно, маска приобретает уже весьма глубокий смысл… Кобо Абэ.    

Стоявший на позициях литературного авангарда Абэ вместе с Хироси Нома в пятидесятых годах примкнул к объединению «Народная литература» (人民文学), а после слияния «Народной литературы» с «Новой японской литературой» (新日本文学) в «Общество новой японской литературы» (新日本文学会).

В 1958 году в июльском номере журнала «Сэкай» Кобо Абэ начал публиковать свой фантастический роман «Четвертый ледниковый период». Обращение известного писателя и блестящего стилиста к этому жанру вывело японскую фантастику на новые рубежи. Писатель и впоследствии не раз обращался к этому жанру.

Если облачение тела в одежды знаменует прогресс цивилизации, то вряд ли можно быть гарантированным от того, что в будущем маска не станет самой обыденной вещью. Даже теперь маски часто используются в важнейших обрядах, на празднествах, и я затрудняюсь дать этому факту исчерпывающее объяснение, но мне представляется, что маска, видимо, делает взаимоотношения между людьми значительно более универсальными, менее индивидуальными, чем когда лицо открыто… Кобо Абэ.       

абс229

В 1963 году Кобо Абэ был удостоен премии Йомиури за роман «Женщина в песках», в 1967 году премией Танидзаки за пьесу «Друзья», а в 1968 году за роман «Женщина в песках» был награжден французской премией, присуждаемой автору-иностранцу за выдающееся художественное произведение.

В 1974 году Абэ был удостоен премии Йомиури за пьесу «Зелёный чулок» (緑色のストッキング).

13 мая 1975 года он получил учёную степень почётного доктора наук от Колумбийского университета (США). А в 1977 году стал почётным членом Американской академии искусств и наук.

Значит, именно слишком большая приверженность форме приводит к противоположному результату – к отходу от реального… слишком похожая копия недостоверна… Кобо Абэ.  

В 1973 году Абэ создал и возглавил собственный театр «Студия Абэ Кобо» (安部公房スタジオ). В труппу театра входило двенадцать человек: Кацутоси Атараси, Хисаси Игава, Куниэ Танака, Тацуя Накадай, Карин Ямагути, Тацуо Ито, Юхэй Ито, Каёко Ониси, Фумико Кума, Масаюки Сато, Дзэнси Маруяма и Дзёдзи Миядзава.

Сцена из спектакля «Студии Абэ Кобо».

Сцена из спектакля «Студии Абэ Кобо».

«Студия Абэ Кобо» обосновалась на Сибуя в носящем теперь название «PARCO» театре «Сэйбу» (渋谷西武劇場?).

В 1980 году руководимый Абэ театральный коллектив  побывал на гастролях в США и дал представления в пяти крупнейших городах, в том числе в Нью-Йорке, Вашингтоне и Чикаго. Был показан спектакль «Слонёнок умер» (仔象は死んだ). Гастроли прошли с большим успехом. Однако в самой Японии «Студия Абэ Кобо», оставалась игнорируемым критиками и публикой.

А в восьмидесятых годах из-за финансовых трудностей театр Кобо Абэ прекратил своё существование.

Сцена из спектакля «Студии Абэ Кобо».

Сцена из спектакля «Студии Абэ Кобо».

Выместить злобу – лучший способ сохранить здоровье. Кобо Абэ.

Кобо Абэ получил широкую международную известность как драматург. Им написано большое число пьес, в том числе: «制服» («Seifuku», 1954 г.), «どれい狩り» («Охота на рабов», «Dorei gari», 1955 г.), «快速船» («Kaisoku sen», 1955 г.), «幽霊はここにいる» («       Призраки среди нас», «Yuurei wa koko ni iru», 1958 г.), «Kyojin Densetsu» (1960 г.), «       Крепость» («Josai», 1962 г.), «おまえにも罪がある» («Ты тоже виновен», «Omae nimo tsumi ga aru», 1965 г.), «友達» («Друзья», «Tomodachi», 1967 г.), «榎本武揚» («Enomoto takeaki», 1967 г.), «棒になった男» («Человек, превратившийся в палку», «Bou ni natta otoko», 1969 г.), «ガイド・ブック» («Gaido bukku», 1971 г.), «未必の故意» («Mihitsu no koi», 1971 г.), «愛の眼鏡は色ガラス» («Ai no megane wa iro garasu», 1973 г.), «緑色のストッキング» («Midori iro no sutokkingu», 1974 г.), «ウエー(新どれい狩り» («Uē» («Shin dorei gari»), 1975 г.), «案内人» («GUIDE BOOK II Annai nin», 1976 г.), «人さらい» («Hito sarai», 1978 г.), «S・カルマ氏の犯罪» («S・Karuma shi no hanzai», 1978 г.), «仔象は死んだ» («Kozou wa shinda», 1979 г.).

После смерти Юкио Мисима, Абэ приобрел статус первого драматурга Японии.

абс236

Писать – не значит просто подставить вместо фактов ряды букв, писать – значит предпринять рискованное путешествие. Кобо Абэ.    

Плодотворно сотрудничая с радио, Кобо Абэ написал целый ряд радиопьес и сценариев для радио, в том числе: «Hoero!» (радиопередача, 1962 г.), «時の 崖» («Провал времени», «Toki no gake» 1964 г.), «棒になった男» («Человек, превратившийся в палку», «Bou ni natta otoko», 1969 г.), «鞄» («Чемодан», «Kaban», 1969 г.).

По сценариям Кобо Абэ также осуществлен ряд постановок на телевидении, в том числе: «Ухо» (Япония, ноябрь 1956 г.), «Магия мела» (NHK, 1958 г.), «Чистилище» (Япония, октябрь 1960 г.), «Остров с привидениями (NHK, 1960 г.), «Как вам это понравится» (NET TV, 1962 г, так же выступил в качестве режиссера), «Монстр»(NHK, 1962 г.), «Вторжение» (1962 г.), «Ni Hoero!» (Asahi Broadcasting Corporation, ноябрь 1962 г.), «Судья» (Япония, ноябрь 1963 г.), «Покупатель» (NHK ТВ, 1963 г.), «Вечером 21-го века» (Токио Канал 12, 1964 г.), «Свидетель» (RKB Mainichi Broadcasting System, Inc, 1964 г.).

абс241

Желания – это не то, что понимают путем рассуждений, их надо чувствовать. Кобо Абэ.

Кобо Абэ автор сценариев к фильмам: «Kabe atsuki heya» («За толстой стеной», 1953 г.), «Otoshi ana» («Обвал», 1961 г.), «他人の顔» («Чужое лицо», «Tanin no kao», 1966 г.), «友達» («Друзья», «Tomodachi» 1989 г.).

В 1966 году он снялся в фильме «Чужое лицо» (по собственному сценарию).

Кадр из фильма «Чужое лицо».

Кадр из фильма «Чужое лицо».

В связи с экранизацией романа Абэ «Чужое лицо» режиссером Хироши Тэсигахара Жорж Садуль писал, что «обезображенный человек… должен символизировать лицо Японии, опустошенной войной».

Многие произведения Кобо Абэ экранизированы, в том числе: «Okuman choja» (1954 г.), «Ловушка» (1962 г.) «Suna no onna» («Женщина в песках», 1963 г.), «La fleur de l’âge, ou Les adolescentes» («Цветущий возраст, или Подростки», 1964 г.), «Shiroi asa» («Белое утро», короткометражный, 1964 г.), «Moetsukita chizu», («Сожженная карта», 1968 г.), «Friends» (1988 г.).

абс233Фильм режиссера Хироши Тэсигахара «Женщина в песках» получил специальный приз жюри на Каннском кинофестивале.

Кадр из фильма «Женщина в песках».

Кадр из фильма «Женщина в песках».

Если однополой любви среди мужчин подвержен один процент, то, естественно, таким же должен быть и процент женщин. И если продолжить — один процент поджигателей, один процент алкоголиков, один процент психически отсталых, один процент сексуальных маньяков, один процент страдающих манией величия, один процент закоренелых преступников, один процент импотентов, один процент террористов, один процент параноиков… Прибавим боязнь высоты, боязнь скорости, наркоманию, истерию, одержимых мыслью об убийстве, сифилитиков, слабоумных… — тоже по одному проценту — и получим в общем двадцать процентов… И если ты можешь таким же образом перечислить еще восемьдесят аномалий — а нет никаких сомнений, что сделать это можно, — значит, совершенно точно, статистически доказано, что все сто процентов людей ненормальны. Кобо Абэ.      

Музыкальные пристрастия Абэ были весьма разносторонними. Он был большим почитателем музыки Белы Бартока и группы «Pink Floyd».

Абэ увлекался музыкальными новациями и, например, приобрёл синтезатор задолго до того, как тот получил массовое распространение в Японии (на тот момент, кроме писателя, синтезатор был лишь в «Студии электронной музыки» NHK и у композитора Исао Томита). С помощью этого инструмента Абэ самостоятельно создавал звуковые эффекты для своих постановок в «Студии Абэ Кобо».

Самолюбие может, как это ни странно, спокойно соседствовать с бесстыдством. Кобо Абэ.

Абэ также известен своим интересом к фотографии, который далеко выходил за рамки простого увлечения и граничил с манией. В числе излюбленных писателем объектов фотосъёмки были мусорные свалки.

Фотоработы Абэ использованы в оформлении изданного «Синтёся» полного собрания сочинений Абэ — их можно увидеть на обратной стороне каждого из томов собрания.

В 1975 году он выпустил  фотоальбом «Yume no sunappushotto shû».

Абэ-фотограф отдавал предпочтение фотоаппаратам «Contax».

абс232

Без угрозы наказания нет радости побега. Кобо Абэ.    

В начале восьмидесятых годов внимание Абэ привлекло творчество лауреата Нобелевской премии по литературе Элиаса Канетти. Примерно в то же время по рекомендации своего друга япониста Дональда Кина он познакомился с произведениями колумбийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса. Работы Канетти и Маркеса потрясли Абэ так сильно, что в последовавших за этим своих собственных произведениях и выступлениях по телевидению Абэ с большим энтузиазмом стал популяризировать их творчество в Японии.

 

Еще древние очень верно говорили: если удача спит — жди… Кобо Абэ.

абс242

Перу Кобо Абэ приадлежат:

Романы – «終りし道の標に» («Указатель в конце дороги», «Owarishi michi no shirube ni», 1948 г.), «飢餓同盟» («Альянс голодных» «Kiga doumei», 1954 г.), «けものたちは故郷をめざす» («Только те, кто ищет дом», «Kemono tachi wa kokyou wo mezasu», 1957 г.), «第四間氷期» («Четвёртый ледниковый период», «Dai yon kan pyouki», 1959 г.), «石の眼» («Каменные глаза», «Ishi no me», 1960 г.), «砂の女» («Женщина в песках», «Suna no onna», 1962 г.), «他人の顔» («Чужое лицо», «Tanin no kao, 1964 г.), «榎本武揚» («Такеаки Эномото», Enomoto takeaki», 1965 г.), «燃えつきた地図» («Сожжённая карта», «Moetsukita chizu», 1967 г.), «箱男» («Человек-ящик», «Hako otoko», 1973 г.), «密会» («Тайное свидание», «Mikkai», 1977 г.), «方舟さくら丸» («Вошедшие в ковчег», «Hakobune sakura maru», 1984 г.), «カンガルー・ノート» («Дневник кенгуру», «Kangaruu noto», 1991 г.), «飛ぶ男» («Лётчик», «Tobu otoko», неоконченный, 1994 г.).

Отдельно опубликованные повести и рассказы — «デ ンドロカカリヤ» («Dendrocacalia», 1949 г.), «Oshi musume» (1949 г.), «事 業» («Jigyô», 1950 г.), «        洪 水» («Kôzui», 1950 г.), «赤い繭» («Красный кокон», «Akai mayû», 1950 г.), «魔 法のチョーク» («Волшебный мелок», «Maho no choku», 1950 г.), «バベルの塔の狸» («Барсук с Вавилонской башни», «Baberu no tô no tanuki», 1951 г.), «壁» («Стена», «Kabe», 1951 г.), «詩 人の生涯» («Жизнь поэта», «Shijin no shogai», 1951 г.), «闖 入者» («Вторгшиеся», «Chinnyu sha», 1951 г.), «S・カルマ氏の犯罪» («Преступление S. Кармы», «S. Karuma-shi no hanzai», 1951 г.), «飢えた皮膚» («Ueta hifu», 1952 г.), «Noa no hakobune», 1952 г.), «R62号の発明» («R62 gou no hatumei», 1953 г.), «変 形の記録» («Henkei no kiroku», 1954 г.), «Inu» (1954 г.), «Shinda musume ga utatta» (1954  г.), «棒» («Bô», 1955 г.), «夢 の兵士» («Солдат из сна», «Yume no heishi», 1957 г.), «誘 惑者» («Yuwaku-sha», 1957 г.), «Shisha» («Посланец», 1958 г.), «チチンデ ラ ヤパナ» («Chichinde rayapana», 1960 г.), «賭» («Kake», 1960 г.), «人の死» («Tanin no shi», 1961 г.), «無 関係な死» («Смерть, к которой он непричастен», «Mukankei na shi», 1961 г.), «水中都市» («Mizu naka toshi», 1964 г.), «Kanzen Eiga» («Тоталоскоп», 1964 г.), «ペーパーバック» («За поворотом», «Kaabu no mukô», 1966 г.), «Ningen Sokkuri» («Совсем как человек», 1967 г.), «手» («Руки», «Te», 1972 г.), «子 供部屋» («Детская», «Kodomo no heya», 1973 г.), «ユープ ケッチャ» («Yûpukeccha», 1980 г.), «Samazama na chichi daiichiwa» (1993 г.).

Сборники — «無名詩集» («Стихотворения неизвестного поэта», «Mumei shishu», 1947 г.), «壁» («Стена», «Kabe», 1951 г.), «猛獣の心に計算機の手を» («Moken no kokoro ni keisanki no te o», сборник эссе, 1957 г.), «無 関係な死» (Смерть, к которой он непричастен», «Mukankei na shi», 1964 г.), «砂 漠の思想» («Sabaku no shisô», сборник эссе, 1965 г.), «人間そっくり» («Ningen sokkuri», сборник эссе,1967 г.), «夢の逃亡» («Yume no tôbô», сборник эссе,1968 г.), «Abe Kôbô gikyoku zenshû» (полное собрание пьес Кобо Абэ, 1970 г.), «Abe Kôbô shû» (1970       г.), «内なる辺境» (Uchinari henkyô ron», сборник эссе, 1971 г.), «反劇的人間» («Hangekiteki ningen», 1973 г.), «発想の周辺» («Hassô no shûhen», сборник эссе, 1974 г.), «笑う月» («Warau tsuki», сборник эссе, 1975 г.), «都市への回路» («Toshi e no kairo», сборник очерков, 1980 г.), «死に急ぐ鯨たち» («Shi ni isogu kujiratachi», сборник статей и интервью», 1986 г.), «もぐら日記» («Mogura nikki», сборник эссе, 1993 г.).

Не знаю, на скольких столбах держится мир, но по крайней мере три из них — это, наверное, темнота, невежество и тупость. Кобо Абэ.  

Широту интересов Кобо Абэ подчеркивает тот факт, что ему принадлежит патент на простую и удобную цепь противоскольжения («Chainiziee»), которую можно надевать на шины автомобиля без использования домкрата. Изобретение было продемонстрировано им в 1986 году на Десятой международной выставке изобретателей, где Абэ был награждён серебряной медалью.

Стоит только подумать, что проиграл, и в тот же миг начнется поражение. Кобо Абэ.

Абэ как правило, работал до глубокой ночи. Так было и 25 декабря 1992 года, когда он, сидя за своим письменным столом, потерял сознание от кровоизлияния в мозг и был госпитализирован.

Несмотря на то, что после возвращения из больницы курс лечения был продолжен уже в домашних условиях, 20 января 1993 года состояние его здоровья начало резко ухудшаться.

Рано утром 22 января 1993 года писатель скоропостижно скончался от остановки сердца. Он умер в своем кабинете в Токио, делая записи к своему последнему роману «Летающий человек» (роман был опубликован посмертно в 1993 году).

Желание стать писателем — самый обыкновенный эгоизм: стремление стать кукловодом и тем самым отделить себя от остальных марионеток. С той же целью женщины прибегают к косметике… Не слишком ли строго? Но если слово «писатель» вы употребляете в таком смысле, то быть писателем и просто писать, пожалуй, и в самом деле не одно и то же… Пожалуй. И именно поэтому я хотел стать писателем! А если не смогу, то и писать не стоит!.. Кобо Абэ.

Основная тема творчества Кобо Абэ — поиск человеком собственной идентичности в современном мире. Для его романов и пьес характерны острая наблюдательность в сочетании с авангардной техникой письма.  Зачастую ситуации, в которых оказываются его герои, откровенно сюрреалистичны, что дает критикам основания сравнивать творчество Абэ с творчеством Франца Кафки и Альберто Моравиа.

Правда, как было бы хорошо, если б все люди на земле вдруг лишились глаз или забыли о существовании света. Наконец удалось бы достигнуть единодушия относительно формы. Все люди согласились бы, что хлеб – это хлеб, независимо от того, треугольный он или круглый… Кобо Абэ.     

Кэндзабуро Оэ, ставя Абэ в один ряд с Кафкой и Фолкнером и считая его одним из крупнейших писателей за всю историю литературы, заявил, что, проживи Абэ дольше, он, а не сам Оэ, непременно получил бы Нобелевскую премию по литературе.

Произведения Кобо Абэ переведены и изданы в двадцати странах мира.

Однако в самой Японии Абэ не пользуется широкой популярностью и считается элитарным писателем.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

АБЭ КОБО в библиотеке «Зеркало сцены».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.