АВАНГАРДНЫЙ ДЖАЗ

Авангардный джаз (avant-garde jazz) — условное название группы стилей и направлений современного джаза, ориентирующихся на модернизацию музыкального языка и освоение новых, нетрадиционных выразительных средств и технических приемов (в области атональности, модальной импровизации и композиции, алеаторики, сонористики, электронного синтеза звука).

К авангардному джазу относят такие направления джазовой музыки как фри-джаз (Free jazz»), абстрактный джаз (Abstract jazz), «третье течение», «электронный джаз», хард-боп, кул-джаз, джаз-рок и некоторые другие.

Авангардный джаз зародился в пятидесятые годы ХХ века. Его истоки следует искать в музыкальных экспериментах стилистических преемников Чарли Паркера. Среди его зачинателей нью-йоркские джазовые музыканты Чарльз Мингус, Эрик Дольфи, Майлз Дэвис, Эндрю Хилл, Элис Колтрейн и Джон Колтрейн которые ввели в джаз модальные импровизации и много экспериментировали с атональностью и диссонансом. Пожалуй наибольшее влияние на зарождение авангардного джаза, оказал Джон Колтрейн, расширивший границы пост-бопа и хард-бопа («Impressions», «A Love Supreme»).

Джон Колтрейн.

Джон Колтрейн.

В шестидесятые годы центр развития авангардного джаза переместился в Чикаго, где «Association for the Advancement of Creative Musicians» («AACM», «Ассоциации содействия развитию творческих музыкантов») начала поддерживать различных исполнителей и коллективы авангардного джаза (Muhal Richard Abrams, Anthony Braxton, Roscoe Mitchell, Hamid Drake и «The Art Ensemble of Chicago»).

К авангардному джазу этого периода также относят Сонн Шерока экспериментировавшего в области смешения джаза с этническими гармониями.

В семидесятые годы в США получил развитие джаз-фьюжн и эксперименты с сочетанием джазового звучания с роком и фанком (Albert Ayler, Archie Shepp и Ornette Coleman).

Альберт Эйлер.

Альберт Эйлер.

В восьмидесятые годы центр развития авангардного джаза вновь перемещается в Нью-Йорк (John Zorn, «Borbetomagus», «The Lounge Lizards», James Chance, James Blood Ulmer, Sonny Sharrock, Marc Ribot, Diamanda Galás, Bill Laswell). В частности культовой фигурой стал Джон Зорн. В этот период также активно развивается панк-джаз (punk jazz).

Джон Зорн.

Джон Зорн.

В девяностые годы во многом благодаря усилиям «AACM» центр развития авангардного джаза вновь перемещается в Чикаго (David Boykin, Aaron Getsug, Nicole Mitchell, Karl EH Seigfried, Ken Vandermark, Jeff Parker, Kevin Drumm). Однако и Нью-Йорк по-прежнему достойно конкурирует представленный рядом известных исполнителей (David S. Ware, Matthew Shipp, Susie Ibarra и William Parker).

К авангардному джазу также относят электронный джаз Майлза Дэвиса периода «Bitches Brew».

Значительную роль в становлении авангардного джаза сыграли и неамериканские музыканты — Кржиштоф Комеда (Польша) и Питер Бротцманн (Германия).

Для авангардного джаза характерно стремление к освобождению от традиционных гармонии, ритма, метра, структуры. Опираясь на новые выразительные средства и технические приемы, лидеры направления стремились к программности и полному подчинению музыкальной структуры целям исполнительского индивидуального и коллективного самовыражения.

Medeski, Martin, & Wood.

Medeski, Martin, & Wood.

Наиболее известные представители авангардного джаза — Орнет Коулмен, Сесил Тейлор, Дон Черри, Арчи Шепп. Широко известны также такие музыканты и коллективы как Джордж Адамс, «The Bad Plus», Эрнест Докинс, Майк Гарсон, «Globe Unity Orchestra», Жанна Ли, «Medeski, Martin, & Wood», Сэм Риверс, Мэтью Шипп, Арто Тунчбояджян, Александр фон Шлиппенбах, Джон Зорн.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.