АВТОПОРТРЕТ

Автопортрет – произведение изобразительного искусства, для которого в качестве модели художник избрал самого себя.

Пабло Пикассо. Автопортрет.

Пабло Пикассо. Автопортрет.

Существует несколько видов автопортрета:

- вставной автопортрет — художник изображен в группе персонажей какого-либо сюжета,

- представительский (символический) автопортрет — художник изображает себя в образе исторического лица или религиозного персонажа,

- групповой портрет — художник изображен с членами своей семьи или другими реальными лицами.

- отдельный или естественный автопортрет — художник изображен один.

Естественный автопортрет в свою очередь может быть:

- профессиональный — художник изображен за работой,

 - личностный — раскрывающим моральные и психологические черты автора,

- эротический.

Большинство автопортретов было исполнено при помощи одного или нескольких зеркал, что диктует их основную технологическую особенно­сть -  перевернутость изображения.

Характерная особенность автопортрета заключается, прежде всего, в том, что художник «говорит» со зрителем от первого лица. Это своего рода его живописный монолог.

Возникновения автопортрета непосредственно связано с развитием портретной живописи как таковой.

Древнейшими из сохранившихся автопортретов можно считать изображения художников в древнеегипетской живописи и скульптуре. Считается, что портретное изображение скульптора фараона Эхнатона датируемое приблизительно 1365 годом до нашей эры является автопортретом.

Встречаются автопортреты и в древнегреческой вазописи. А Плутарх упоминает, что древнегреческий скульптор Фидий изобразил себя в виде бога в рельефной сцене битвы с амазонками на щите статуи Афины в Парфеноне.

В эпоху средневековья также  встречаются скульптурные автопортреты – принадлежащие скульпторам XIV века Авраму в Новгороде и Петеру Парлержу в соборе Святого Вита в Праге.

Мастер Аврам.  Врата Софийского собора в Новгороде.

Мастер Аврам.
Врата Софийского собора в Новгороде.

Петер Парлерж. Автопортрет.  Скульптура трифория собора св. Вита в Праге.  XIV в.

Петер Парлерж.
Автопортрет.
Скульптура трифория собора св. Вита в Праге.
XIV в.

Итальянский художник Джотто ди Бондоне (1267-1337 гг.) включил себя в цикл «выдающихся людей» в росписи в церкви Кастель Нуово в Неаполе.

Но подлинное рождение портретной живописи как самостоятельного жанра, а вместе с ней и автопортрета происходит в Эпоху Возрождения.

Для Раннего Возрождения характерны в основном «скрытые автопортреты» в композициях на библейские и мифологические темы (Мазаччо, Д. Гирландайо, С. Боттичелли, Б. Гоццоли, Лука Синьорелли). Так Мазаччо изобразил себя в качестве одного из апостолов в росписи часовни Бранкаччи. А Беноццо Гоццоли рисует себя в «Шествии волхвов», а чтобы не возникало сомнений в том, что это именно он  подписывает свое имя на шляпе. Сандро Боттичелли сделал себя героем картины «Поклонение волхвов».

Сандро Боттичелли. Автопортрет. Фрагмент картины «Поклонение волхвов».

Сандро Боттичелли.
Автопортрет.
Фрагмент картины «Поклонение волхвов».

Доминико Гирландайо.  Автопортрет.  Деталь фрески «Изгнание Иоакима из храма».  Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.

Доминико Гирландайо.
Автопортрет.
Деталь фрески «Изгнание Иоакима из храма».
Капелла Торнабуони, церковь Санта Мария Новелла, Флоренция.

Томазо Мазаччо. Автопортрет.  Фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Кармине, Пиза. 1426 г.

Томазо Мазаччо.
Автопортрет.
Фрагмент фрески в церкви Санта Мария дель Кармине, Пиза.
1426 г.

«Взгляд, устремлённый прямо на зрителя, и несколько неестественная асимметрия абриса лица, возникшая за счет зеркального переворота изображения – характерные приметы, по которым обычно опознаются автопортреты в многофигурных композициях» — так характеризует автопортрет Раннего Возрождения искусствовед В. Н. Гращенков.

Лука Синьорелли. Автопортрет.  Деталь фрески «Падение антихриста».  Капелла Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, Орвето.  1499-1502 гг.

Лука Синьорелли.
Автопортрет.
Деталь фрески «Падение антихриста».
Капелла Сан Бризио Кафедрального собора Орвето, Орвето.
1499-1502 гг.

В искусстве Высокого Возрождения автопортрет свидетельствовал о возросшем общественном положении художника.

Рафаэль Санти. Автопортрет.  1506 год.

Рафаэль Санти. Автопортрет.
1506 г.

Идеал прекрасной и гармоничной личности в «Автопортрете» Рафаэля (1510 г.), безграничное могущество мысли в графическом «Автопортрете» Леонардо да Винчи (1512 г.) – таковы ключевые образы Высокого Возрождения.

Леонардо да Винчи.  Автопортрет.  1512 г.

Леонардо да Винчи.
Автопортрет.
1512 г.

Живописцы Позднего Возрождения раскрывали в автопортрете драматическую судьбу творческой личности. Таковы автопортреты Тинторетто и Тициана.

Якопо Тинторетто. Автопортрет. Деталь.  ок. 1588-90 гг.

Якопо Тинторетто.
Автопортрет. Деталь.
ок. 1588-90 гг.

На «Автопортрете с Орацио и Марко Вечелио» изображены сам Тициан, его сын и родственник Марко. Известен также поздний автопортрет Тициана, который он написал в 1566 году.

Тициан. Автопортрет. Ок. 1566 г.

Тициан. Автопортрет.
Ок. 1566 г.

Паоло Веронезе изображает себя под видом одетого в белое скрипача в картине «Брак в Кане Галилейской» (1562 г).

Паоло Веронезе.  Автопортрет, деталь картины «Брак в Кане Галилейской».

Паоло Веронезе.
Автопортрет, деталь картины «Брак в Кане Галилейской».

Паоло Веронезе.  Автопортрет, деталь картины «Пир в доме Левия».  1573 г.

Паоло Веронезе.
Автопортрет, деталь картины «Пир в доме Левия».
1573 г.

Полагают, что Микеланджело придал сходство с собственным лицом изображению содранной со святого Варфоломея кожи в сцене «Страшного суда» в росписи Сикстинской капеллы.

Страшный суд. Фреска из Сикстинской капеллы.  Фрагмент. (предполагаемый автопортрет Микеланджело).

Страшный суд.
Фреска из Сикстинской капеллы.
Фрагмент.
(предполагаемый автопортрет Микеланджело).

Пармиджанино.  «Автопортрет в выпуклом зеркале».  1524 г.

Пармиджанино.
«Автопортрет в выпуклом зеркале».
1524 г.

Зыбок и изменчив «Автопортрет в выпуклом зеркале» Пармиджанино.

Микеланджело да Караваджо.  «Медуза».  1598-1599 гг.

Микеланджело да Караваджо.
«Медуза».
1598-1599 гг.

Откровенно эпатажна «Медуза» Караваджо (1598-1599 гг.), где художник придаёт автопортретные черты отрубленной голове Горгоны.

Для автопортретов маньеризма характерны замкнутость, усложнённость внутреннего мира мастера (Понтормо).

Якопо Понтормо. Автопортрет. 1515 г.

Якопо Понтормо.
Автопортрет.
1515 г.

Мастера Северного Возрождения часто «зашифровывают» свои автопортретные изображения. В «Чете Арнольфини» Яна ван Эйка фигура художника едва видна в выпуклом зеркале, висящем на стене. Ниже – надпись: «Здесь был ван Эйк».

Ян ван Эйк.  «Портрет четы Арнольфини».  1434 г.

Ян ван Эйк.
«Портрет четы Арнольфини».
1434 г.

Более пятидесяти автопортретов написал Альбрехт Дюрер.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет в возрасте 26 лет.  1498 г.

Альбрехт Дюрер.
Автопортрет в возрасте 26 лет.
1498 г.

Альбрехт Дюрер.  Автопортрет.  1500 г.

Альбрехт Дюрер.
Автопортрет.
1500 г.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с цветком.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет с цветком.

В испанской живописи выдающиеся образцы автопортрета принадлежат кисти Бартоломе Эстебан Мурильо, Эль Греко («Автопортрет»), Диего Веласкесу (автопортреты-под­писи в «Менинах» и «Сдаче Бреды»). Франсиско де Сурбаран изобразил себя в образе Евангелиста Луки у ног Христа на кресте.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Автопортрет. 1617 г.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Автопортрет. 1617 г.

Эль Греко.  Автопортрет.  1595-1600 гг.

Эль Греко.
Автопортрет.
1595-1600 гг.

Диего Веласкес. «Менины». 1656 г.

Диего Веласкес. «Менины». 1656 г.

Диего Веласкес. «Менины». Фрагмент. Автопортрет.  1656 г.

Диего Веласкес.
«Менины».
Фрагмент. Автопортрет.
1656 г.

Автопортрет Сурбарана.  Деталь картины «Апостол Лука-живописец перед Распятием».  1630-1639 гг.

Автопортрет Сурбарана.
Деталь картины «Апостол Лука-живописец перед Распятием».
1630-1639 гг.

В XVII веке в автопортрете появляется новая тема – художник за работой («Мастерская художника» или «Аллегория живописи» Я. Вермера Делфтского).

Ян Вермеер Делфтский.  «Мастерская художника». 1666-1667 гг.

Ян Вермеер Делфтский.
«Мастерская художника».
1666-1667 гг.

Ян Вермеер Делфтский.  «Сводница».  1656 г.  Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Ян Вермеер Делфтский.
«Сводница».
1656 г.
Считается, что персонаж, стоящий слева — автопортрет.

Психологическая глубина и напряжённость присущи автопортретам-исповедям Рембрандта, создавшего более ста своих изображений.

Рембрандт Харменс ван Рейн.  Автопортрет.  1665-1669 гг.

Рембрандт Харменс ван Рейн.
Автопортрет.
1665-1669 гг.

Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне».  1635 г.

Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын в таверне».
1635 г.

Утверждением чувства собственного достоинства проникнуты произведения П. П. Рубенса и Антониса Ван Дейка.

Питер Пауль Рубенс.  Автопортрет.  1628-1630 гг.

Питер Пауль Рубенс.
Автопортрет.
1628-1630 гг.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет.

Антонис Ван Дейк. Автопортрет.

В XVIII веке автопортрет получил широкое распространение. Автопортреты Николы Пуссена, как правило, показывают его социальный статус.

Никола Пуссен.  Автопортрет.  1649 г.

Никола Пуссен.
Автопортрет.
1649 г.

А Жан-Батист Симеон Шарден и Дж. Рейнолдс наряду с социальной характеристикой подчёркивали в автопортрете значение частной жизни человека, его пристальное внимание к себе.

Жан Батист Симеон Шарден. Автопортрет.

Жан Батист Симеон Шарден.
Автопортрет.

Джошуа Рейнолдс.  Автопортрет.  1775 г.

Джошуа Рейнолдс.
Автопортрет.
1775 г.

В XIX век дал миру автопортреты многих художников. Широко известны автопортреты Гюстава Курбе и Франсиско Гойя.

Густав Курбе.  Автопортрет с черной собакой.  1842 г.

Густав Курбе.
Автопортрет с черной собакой.
1842 г.

Франсиско Гойя. Автопортрет. 1815 г.

Франсиско Гойя.
Автопортрет.
1815 г.

Большое место автопортрет занимает в искусстве романтизма (Ф. О. Рунге, О. А. Кипренский и др.), представители которого утверждали ценность творческой личности и её богатой духовной жизни.

Филипп Отто Рунге.  Автопортрет.  1806 г.

Филипп Отто Рунге.
Автопортрет.
1806 г.

Орест Адамович Кипренский. Автопортрет. 1828 г.

Орест Адамович Кипренский.
Автопортрет.
1828 г.

На рубеже XIX-XX веков автопортреты часто избираются для выражения личного мироощущения, собственной живописно-пластической концепции мастера (П. Сезанн), его внутренней духовной напряжённости (В. ван Гог, М. А. Врубель).

Поль Сезанн. Автопортрет.  1880-1882 г.

Поль Сезанн.
Автопортрет.
1880-1882 г.

Винсент ван Гог. Автопортрет.

Винсент ван Гог. Автопортрет.

Винсент Ван Гог. «Автопортрет с отрезанным ухом».  1889 г.

Винсент Ван Гог.
«Автопортрет с отрезанным ухом».
1889 г.

Михаил Александрович Врубель.  Автопортрет.

Михаил Александрович Врубель.
Автопортрет.

В искусстве XX века автопортреты пишут такие известные художники как Поль Гоген, Пьер Боннар, Марк Шагал, Аршиль Горки, Лукас Самарас, Энди Уорхол, Кете Кольвиц, Диего Ривера, Ренато Гуттузо.

Поль Гоген.  Автопортрет.  1891 г.

Поль Гоген.
Автопортрет.
1891 г.

Пьер Боннар Автопортрет.  1889 г.

Пьер Боннар
Автопортрет.
1889 г.

Марк Шагал. Автопортрет.  1914 г.

Марк Шагал.
Автопортрет.
1914 г.

Аршиль Горки. Автопортрет.

Аршиль Горки.
Автопортрет.

Лукас Самарас. Автопортрет.

Лукас Самарас.
Автопортрет.

Энди Уорхол. Автопортрет.

Энди Уорхол.
Автопортрет.

Кете Кольвиц. Автопортрет.

Кете Кольвиц.
Автопортрет.

Диего Ривера. Автопортрет.

Диего Ривера.
Автопортрет.

Ренато Гуттузо.  Автопортрет.

Ренато Гуттузо.
Автопортрет.

Наталья Гончарова. «Автопортрет с тигровыми лилиями».

Наталья Гончарова.
«Автопортрет с тигровыми лилиями».

Пабло Пикассо. Автопортрет.

Пабло Пикассо.
Автопортрет.

Пабло Пикассо. Автопортрет.

Пабло Пикассо.
Автопортрет.

Пабло Пикассо. Автопортрет.

Пабло Пикассо.
Автопортрет.

На протяжении всей своей долгой карьеры, Пабло Пикассо часто использует автопортрет, чтобы изобразить себя в разных обличьях.

Сальвадор Дали. Автопортрет с рафаэлевой шеей.

Сальвадор Дали.
Автопортрет с рафаэлевой шеей.

Особое место занимает автопортрет в творчестве сюрреалистов.

Сальвадор Дали. «Святой Сальвадор и Антонио Гауди, борющиеся за корону Богома¬тери».

Сальвадор Дали.
«Святой Сальвадор и Антонио Гауди, борющиеся за корону Богоматери».

Сальвадор Дали. Автопортрет в образе Джоконды.

Сальвадор Дали.
Автопортрет в образе Джоконды.

Морис Эшер. Автопортрет.

Морис Эшер.
Автопортрет.

Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри

Автопортрет Фриды Кало с терновым венцом и колибри.

Это и автопортреты Сальвадора Дали (в картине «Вселенс­кий собор», этюде «Святой Сальвадор и Антонио Гауди, борющиеся за корону Богома­тери»), Мориса Эшера (графический «Автопортрет в круглом зеркале»), Фриды Кало.

С. Т. Конёнков. Автопортрет.

С. Т. Конёнков.
Автопортрет.

М. С. Сарьян. Автопортрет.

М. С. Сарьян.
Автопортрет.

П. П. Кончаловский. Автопортрет в желтой рубахе.

П. П. Кончаловский.
Автопортрет в желтой рубахе.

В советском изобразительном искусстве широкую известность получили автопортреты С. Т. Конёнкова, М. С. Сарьяна, П. П. Кончаловского.

Зинаида Серебрякова.  Купальщица (Автопортрет).  1911 г.

Зинаида Серебрякова.
Купальщица (Автопортрет).
1911 г.

Особое место занимает эротический автопортрет.

Многие художники изобразили себя на автопортрете в разной степени обнаженности. Так Александр Дейнека предстает перед нами на своем автопортрете в нижнем белье.

Александр Дейнека.  Автопортрет.

Александр Дейнека.
Автопортрет.

Автопортреты ню запечатлели Зинаиду Серебрякову («Купальщица» Автопортрет), Веру Донску-Хилько, Сюзанну Валадон («Woman  with  Nude  Bosom» Автопортрет), Анну Луис Вайт.

Сюзанна Валадон. Автопортрет.

Сюзанна Валадон.
Автопортрет.

Анна Луис Вайт. Автопортрет.

Анна Луис Вайт.
Автопортрет.

Вера Донская-Хилько. Автопортрет.

Вера Донская-Хилько.
Автопортрет.

Зинаида Серебрякова. Автопортрет.

Зинаида Серебрякова.
Автопортрет.

 

Елена Шестопалова. Автопортрет.

Елена Шестопалова.
Автопортрет.

Мужчины изображают себя обнаженными на автопортретах не реже женщин (а, пожалуй, и чаще).

Одд Нердрум. Автопортрет.

Одд Нердрум.
Автопортрет.

Тарас Шевченко.  «Шевченко в обнаженном виде во время пребывания в Аральской экспедиции». 1848 г.

Тарас Шевченко.
«Шевченко в обнаженном виде во время пребывания в Аральской экспедиции».
1848 г.

Тарас Шевченко написал себя в обнаженном виде во время пребывания в Аральской экспедиции.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1500-1512 гг.

Альбрехт Дюрер.
Автопортрет.
1500-1512 гг.

Известен автопортрет ню Дюрера.

Эгон Шиле.  Автопортрет.

Эгон Шиле.
Автопортрет.

Массу подобных автопортретов оставил австрийский художник Эгон Шиле.

Эгон Шиле. Автопортрет.

Эгон Шиле.
Автопортрет.

Следует отметить, что Эгон Шиле пошел дальше других художников, изобразив себя на одном из автопортретов занимающимся мастурбацией.

Пабло Пикассо.  «La Douleur».  1902-1903 гг.

Пабло Пикассо.
«La Douleur».
1902-1903 гг.

Откровенно эротический автопортрет — «Портрет художника, занимающегося любовью» или «Le Douleur» («Наслаждение») принадлежит Пабло Пикассо. Американский историк искусств Роберт Розенблюм идентифицировал партнершу художника на картине с его подругой Фернанд Оливер.

Существует несколько крупных коллекций автопортретов. Одна из самых старейших коллекций находится в коридоре Вазари в галерее Уффици во Флоренции. Она включает в себя более двухсот автопортретов в частности Пьетро де Кортона, Шарля Лебрена,  Камиля Коро и Марка Шагала. Другие крупные коллекции автопортретов находятся в Национальной портретной галерее в Лондоне и Национальной портретной галерее в Вашингтоне.

С появление фотографии возник новый тип автопортрета – фотоавтопортрет.

Роберт Корнелиус.  Автопортрет. Дагерротип. 1839 г.

Роберт Корнелиус.
Автопортрет.
Дагерротип. 1839 г.

Наиболее широко распространены два способа получения фотоавтопортретов: фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке и фотографирование своего отражения в зеркале или на другой отражающей поверхности (так Е. Лангман, сфотографировал свое отражение на поверхности никелированного чайника). Широкую известность получили фотоавтопортреты  Сэмюэла Фосса, Гидеона Гехтмана, Франчески Вудман, Лукаса Самараса, Роберта Мэпплторпа, Синди Шерман,  Марико Мори.

Автопортрет Елеазара Лангмана.

Автопортрет Елеазара Лангмана.

Аналогом автопортрета в литературе является  автобиография.

 

    При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.