АВТОРСКАЯ ПЕСНЯ

Авторская (бардовская) песня — песенный жанр, отличительными особенностями которого является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, а также приоритет текста над музыкой.

В некоторых случаях исполнитель не является автором текста или музыки.

В пятидесятых – начале шестидесятых годов ХХ века применительно к жанру использовался термин «самодеятельная песня», а с шестидесятых годов – термин «бардовская песня» который используется и сегодня.

Стилистически, предшественниками авторской песни с некоторой натяжкой можно считать городской романс, блатной песенный фольклор и ряд певцов русского декаданса (в частности А. Вертинского).

Отдельные произведения жанра появились ещё в тридцатые годы ХХ века. Уже тогда пользовались популярностью песни П. Когана («Бригантина»), Г. Лепского, М. Анчарова, Н. Власова («Студенческая прощальная»).

Михаил Анчаров

ав3321

Песня про органиста.

Рост у меня

Не больше валенка:

Все глядят на меня

Вниз.

И органист я

Тоже маленький.

Но все-таки я

Органист!

 

Я шел к органу,

Скрипя половицей.

Свой маленький рост

Кляня.

Все пришли

Слушать певицу.

И никто не хотел -

Меня.

 

Я подумал: мы в пахаре

Чтим целину,

В воине -

Страх врагам.

Дипломат свою

Представляет страну,

Я представляю

Орган!

 

Я пришел и сел.

И без тени страха,

Как молния, ясен

И быстр,

Я нацелился в зал

Токкатою Баха

И нажал

Басовый регистр.

 

О, только музыкой -

Не словами -

Всколыхнулась

Земная твердь.

Звуки поплыли

Над головами

Вкрадчивые,

Как смерть:

 

И будто древних богов

Ропот,

И будто дальний

Набат,

И будто все

Великаны Европы

Шевельнулись

В своих гробах.

 

И звуки начали

Души нежить.

И зов любви

Нарастал.

И небыль, нечисть,

Ненависть, нежить

Бежали,

Как от креста.

 

Бах сочинил -

Я растревожил

Свинцовых труб

Ураган.

То, что я нажил,-

Гений прожил.

Но нас уравнял

Орган!

 

Я видел:

Галерка бежала к сцене,

Где я

В токкатном бреду.

И видел я:

Иностранный священник

Плакал

В первом ряду.

 

О, как боялся я

Не свалиться,

Огромный свой рост

Кляня.

О, как хотелось мне

С ними слиться!

С теми, кто, вздев

Потрясенные лица,

Снизу вверх

Глядел на меня!

В начале пятидесятых годов в студенческой среде возникла первая волна авторской песни, породившая впоследствии бардовское движение. В частности следует отметить биологический факультет МГУ (Г. Шангин-Березовский, Д. Сухарев, Л. Розанова) и Московский Педагогический институт им. Ленина (Ю. Визбор, Ю. Ким, А. Якушева). В эти же годы получает повсеместное распространение магнитофон, и появляются первые магнитофонные записи авторской песни.

Но подлинное развитие авторская песня получила в шестидесятых годах ХХ века. Авторская песня шестидесятых (бесспорным лидером которой был Б. Окуджава) окрашена романтизмом характеризуемым лиризмом, беззлобным юмором, напевностью (даже в маршах), романсовой интонацией («она совсем не поучала, а лишь тихонечко звала» — Ю. Визбор) и идеализацией советской истории (романтические образы «комиссаров в пыльных шлемах», «маленьких трубачей»).

Одним из главных направлений авторской песни этого периода можно считать так называемую «Песню странствий» с центральными для нее образами-мифологемами друга (дружбы) и дороги, пути как «линии жизни» — пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. «Песня странствий» («туристическая песня») была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон — от философской лирики до шутки.

На этом этапе авторская песня еще практически не выходила за пределы породившей ее среды, распространяясь «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко почти исключительно в самодеятельных студенческих «обозрениях», «капустниках» творческой интеллигенции, разного рода туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные фестивали авторской песни.

Булат Окуджава

ав3322

Бумажный Солдатик

Один солдат на свете жил,

красивый и отважный,

но он игрушкой детской был:

ведь был солдат бумажный.

 

Он переделать мир хотел,

чтоб был счастливым каждый,

а сам на ниточке висел:

ведь был солдат бумажный.

 

Он был бы рад — в огонь и в дым,

за вас погибнуть дважды,

но потешались вы над ним:

ведь был солдат бумажный.

 

Не доверяли вы ему

своих секретов важных,

а почему?

А потому,

что был солдат бумажный.

 

А он судьбу свою кляня

Не тихой жизни жаждал.

И все просил: огня, огня.

Забыв, что он бумажный.

 

В огонь? Ну что ж, иди! Идешь?

И он шагнул однажды,

и там сгорел он ни за грош:

ведь был солдат бумажный.

Особняком, однако, стояли песни Александра Галича.

Александр Галич

ав3323

Облака

Облака плывут, облака,

Не спеша плывут, как в кино,

А я цыплёнка ем табака,

Я коньячку принял полкило.

 

Облака плывут в Абакан,

Не спеша плывут облака.

Им тепло небось, облакам,

А я продрог насквозь, на века!

 

Я подковой вмёрз в санный след,

В лёд, что я кайлом ковырял!

Ведь недаром я двадцать лет

Протрубил по тем лагерям.

 

До сих пор в глазах снега наст!

До сих пор в ушах шмона гам!..

Эй, подайте ж мне ананас

И коньячку ещё двести грамм!

 

Облака плывут, облака,

В милый край плывут, в Колыму,

И не нужен им адвокат,

Им амнистия ни к чему.

 

Я и сам живу — первый сорт,

Двадцать лет, как день, разменяв!

Я в пивной сижу, словно лорд,

И даже зубы есть у меня!

 

Облака плывут на восход,

Им ни пенсии, ни хлопот…

А мне четвёртого — перевод,

И двадцать третьего — перевод.

 

И по этим дням, как и я,

Полстраны сидит в кабаках!

И нашей памятью в те края

Облака плывут, облака…

И нашей памятью в те края

Облака плывут, облака…

Значительно расширил интонационные приёмы и лексику авторской песни В. Высоцкий.

Владимир Высоцкий

ав3324

А люди все роптали и роптали…

А люди все роптали и роптали,

А люди справедливости хотят:

«Мы в очереди первые стояли, -

А те, кто сзади нас, уже едят!»

 

Им объяснили, чтобы не ругаться:

«Мы просим вас, уйдите, дорогие!

Те, кто едят, — ведь это иностранцы,

А вы, прошу прощенья, кто такие?»

 

Но люди все роптали и роптали,

Но люди справедливости хотят:

«Мы в очереди первые стояли, -

А те, кто сзади нас, уже едят!»

 

Им снова объяснил администратор:

«Я вас прошу, уйдите, дорогие!

Те, кто едят, — ведь это делегаты,

А вы, прошу прощенья, кто такие?»

 

Но люди все роптали и роптали,

Но люди справедливости хотят:

«Мы в очереди первые стояли, -

А те, кто сзади нас, уже едят…»

Важное место в творчестве многих бардов занимала тема Великой Отечественной войны («До свидания, мальчики!» Б. Окуджавы, «Баллада о вечном огне» А. Галича, «На братских могилах» В. Высоцкого и многие другие песни).

Некоторые барды также писали детские песни. Пожалуй, самыми популярными и у детей и у взрослых были песни, написанные и исполненные дуэтом Сергей и Татьяна Никитины.

Лирико-романтическая линия в авторской песне была продолжена в творчестве С. Никитина, А. Дольского, В. Долиной, а также бард-рокеров (А. Макаревич, Б. Гребенщиков)

А. Макаревич

ав3325

Пока горит свеча

Бывают дни, когда опустишь руки,

и нет ни слов, ни музыки, ни сил.

В такие дни я был с собой в разлуке

и никого помочь мне не просил.

И я хотел уйти куда попало, закрыть свой дом и не найти ключа,

но верил я, не все еще пропало — пока не меркнет свет,

пока горит свеча,

но верил я, не все еще пропало — пока не меркнет свет,

пока горит свеча.

 

И спеть меня никто не мог заставить -

Молчание начало всех начал.

Но если плечи песней мне расправить,

как трудно сделать так чтоб я молчал

и пусть сегодня дней осталось мало, и выпал снег, а кровь не горяча…

Я в сотый раз опять начну сначала — пока не меркнет свет,

пока горит свеча

Я в сотый раз опять начну сначала — пока не меркнет свет,

пока горит свеча.

Среди классиков авторской песни Булат Окуджава, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Александр Галич, Виктор Берковский, Сергей Никитин, Александр Городницкий, Евгений Клячкин, Юрий Кукин, Александр Мирзаян, Вера Матвеева, Александр Суханов, Вероника Долина, Александр Дольский.

Современная авторская песня находится в весьма плачевном состоянии. На фоне общего застоя вовсю эксплуатируются некогда найденные приемы, а большинство популярных исполнителей интегрировалось в систему шоу-бизнеса. Творческий кризис авторской песни стал сегодня очевидным фактом.

Наиболее известными из современных авторов принято считать Г. Данского и О. Медведева. Но это уже другая известность и другая авторская песня.

О. Медведев

ав3326

Журавлик

Горбатый карлик рыдал в ночлежке, мешая прочим уснуть,

Внезапно вспомнив, скрипя зубами, в дыму и мраке

Те дни, когда капитаном был он и в дальний трогался путь,

Грыз мундштук и помнил девушку из Нагасаки.

 

И был его китель белее снега, и рука, смугла и тверда,

Держала крепко все то, что в жизни необходимо.

Встречали ласковые, как гейши, портовые города,

Все было в кайф, но чужие крылья свистели мимо…

 

А полет журавлика так же прям,

Как и тысячу лет назад,

Мирозданью плевать — кто в небесный сад,

Кто на нары…

Все равно полет журавлика прям,

Как и тысячу лет назад,

Так улетай, журавушка, улетай –

Саенара…

 

На халяву сладок и уксус — этот тезис с детства знаком

Всем умным мира, чьи морды в сале, чье право свято

Питаться чужими живыми снами, давясь кровавым куском

Смурно и слепо, как вошь в окопе грызет солдата.

А с тобой все будет просто и больно, как укус гремучей змеи:

Проснешься ночью с угрюмым знаньем, что взлет доступен.

Навстречу радугой брызнут звезды и изрежут щеки твои,

Лети, журавушка, — грудь Вселенной туга, как бубен…

 

А полет журавлика так же прям,

Как и тысячу лет назад,

Мирозданью плевать — кто в небесный сад,

Кто на нары…

Все равно полет журавлика прям,

Как и тысячу лет назад,

Так улетай, журавушка, улетай –

Саенара…

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.