АГИТФИЛЬМ

Агитфильм — фильм-плакат, публицистически заострённое кинопроизведение на злободневную тему, используемое в целях политической агитации.

Кадр из агитфильма «За красное знамя» (1919 г.).

Кадр из агитфильма «За красное знамя» (1919 г.).

Агитфильмы, как правило, получают распространение в периоды социальной нестабильности, массовых революционных движений и революций и служат целям политической агитации масс.

Агитационные фильмы возникли в Советской России в годы гражданской войны. Они родились в феврале 1919 года, когда по заданию Кинокомитета при Наркомпросе РСФСР была снята серия короткометражных картин агитационного характера. Поскольку перед их авторами ставилась задача агитационного воздействия на массы они, по сути, являлись киноаналогом «Окон РОСТА» и говорили со зрителем языком лозунгов.

 Кадр из агитфильма «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне». (1918 г.).

Кадр из агитфильма «О попе Панкрате, тетке Домне и явленной иконе в Коломне». (1918 г.).

Хотя первоначально типология сюжетных схем агитфильмов заимствовалась у дореволюционного кинематографа, лишь слегка обрабатываясь «на злобу дня» уже к двадцатому году появляются картины, отличавшиеся оригинальными сюжетными построениями. Конфликт агитфильма, как правило, строился на социальном противостоянии героев. Формируются своего рода «формулы» действия и контрдействия: белая армия – красная армия, отец – сын, богатый – бедный, образованный – темный, верующий – атеист. Таким образом, классический агитфильм — это короткометражная картина которая, представляя собой иллюстрацию политических лозунгов, снималась на основе оригинального сценария.

Среди авторов сценариев агитфильмов А. Луначарский, А. Серафимович, Л. Никулин, И. Новиков, В. Добровольский. Есть свидетельства и того что сценарий для одного из агитфильмов был написан В. Маяковским. Однако ни сам фильм, ни сценарий не сохранились.

К работе над агитфильмами привлекались опытные режиссеры, начинавшие свой путь в кино еще до революции – Б. Чайковский, В. Гардин, А. Ивановский, Ю. Желябужский, Л. Кулешов, И. Перестиани, А. Разумный, В. Пудовкин. В 1925 году свой творческий путь в кино начал стажёром в агитфильме «Красная Армия» Александр Довженко.

Среди операторов Ч. Сабинский, А. Левицкий, А. Лемберг, Г. Гибер, Е. Славинский.

Хотя многие актеры старшего поколения отказывались сниматься в агитфильмах (нередко даже на главные роли приходилось приглашать исполнителей, не имевших профессиональных навыков), во многих из них снимались актеры ведущих театров страны, в том числе МХТ (Н. Хмелева, Б. Добронравова) и Малого театра.

Агтфильм подталкивал к активным поискам нового киноязыка. Так, например, здесь впервые в игровые эпизоды вводятся документальные кадры. А фильм «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» представляет собой одну из первых попыток тематического монтажа — игровые эпизоды, не связанные между собой событийно, монтировались по смыслу портретным планом Карла Маркса, пишущего за столом этот призыв.

Кадр из агитфильма «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (1919 г.).

Кадр из агитфильма «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (1919 г.).

Несмотря примитивизм агитфильмов именно в них зарождались некоторые особенности построения кинообраза отличавшие советский кинематограф двадцатых-тридцатых годов  и получившие дальнейшее развитие в работах С. Эйзенштейна, А. Довженко, Л. Кулешова, В. Пудовкина, Г. Козинцева и Л. Трауберга.

По жанровым признакам и приемам построения агитфильмы были весьма разнообразны. Одни из них являлись экранизациями популярных изобразительных плакатов (так агитфильм «Дезертиры» был снят по мотивам плаката «Темнота и несознательность — враги революции и Красной Армии».) Другие — чем-то вроде экранизированных докладов, воззваний, обращений (например, картина «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» режиссер В. Добровольский, 1919 г.).

Ряд фильмов представляли собой короткие игровые скетчи, построенные на оригинальной сюжетной основе. Причем здесь наблюдалось большое разнообразие жанров: мелодрама («Мир хижинам, война дворцам», «Отец и сын»), приключенческие ленты («Смельчак», «На красном фронте»), комические («Советское лекарство»), сказки («Домовой-агитатор»), басни («Красная репка»).

Кадр из агитфильма «На красном фронте».

Кадр из агитфильма «На красном фронте».

Отдельную группу составляли агитфильмы смонтированные из материалов документальных съемок массовых действ. К таким картинам относится: «Взятие Зимнего дворца» -  «массовое действие», организованное в 1920 году в Петрограде (режиссеры Л. Вивьен, С. Радлов, А. Кугель и Н. Петров, режиссер киноверсии Б. Светлов), «Гимн освобожденного труда» — народное представление состоявшейся 1 мая 1920 года в Петрограде, у здания бывшей фондовой биржи на стрелке Васильевского острова, с участием четырёх тысяч человек (режиссеры А. Кугель и С. Маслов, киноверсия снята операторами Петроградского фотокиноотдела).

Кадр из агитфильма «Гимн освобожденного труда».

Кадр из агитфильма «Гимн освобожденного труда».

Большой вклад в развитие агитфильма внесли сотрудники и ученики Московской государственной школы кинематографии. Так особой популярностью в те годы пользовался «революционный детектив» в двух частях «На красном фронте» снятый в 1920 году по сценарию и в постановке Льва Кулешова (оператор П. Ермолов) учениками школы. А фильм «В трудные дни» («Серп и молот»), созданный коллективом преподавателей и учеников во главе с В. Гардинным задуманный как рядовая «агитка», перерос этот жанр и явился, по существу, первым советским полнометражным художественным фильмом актуальной тематики.

Производством агитфильмов занимались Московский и Петроградский кинокомитеты, Всероссийский фотокиноотдел Наркомпроса РСФСР, Всеукраинский кинокомитет, агитационно-просветительный отдел Наркомата по военным делам Украинской ССР, политотделы Двенадцатой и Тринадцатой армий.

Кадр из агитфильма «Уплотнение»..

Кадр из агитфильма «Уплотнение»..

Только 1919-1920 годах было выпущено более восьмидесяти агитфильмов, среди которых выделялись: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» (режиссер В. Добровольский; 1919 г.), «Уплотнение» (режиссёры А. П. Пантелеев, Д. Х. Пашковский, А. Долинов; 1919 г.), «Красная звезда» (1919 г.), «Товарищ Абрам» (1919 г.), «Чем ты был» (1919 г.), «Отец и сын» (1919 г.), «Всевобуч» (1919 г.), «Девяносто шесть» (1919 г.), «Митька-бегунец» (1919 г.), «В царстве палача Деникина» (1919 г.), «На помощь красному Харькову» (1919 г.), «Паны-налетчики» (1919 г.), «Да здравствует рабоче-крестьянская Польша!» (1919 г.), «Все для фронта!» (1919 г.), «Чините паровозы» (1919 г.), «К светлому царству III Интернационала» (1919 г.), «Сказка о попе Панкрате» (1919 г.), «Пауки и мухи» (1919 г.),  «Голод… голод… голод…» (1919 г.), «Дети — цветы жизни» (1919 г.) «На красном фронте» (режиссёр Л. В. Кулешов; 1920 г.), «Дети учат стариков» (режиссер А.Ивановский; 1920 г.),  «Серп и молот» (режиссёр В. Р. Гардин; 1921 г.).

Кадр из агитфильма «Взятие Зимнего дворца».

Кадр из агитфильма «Взятие Зимнего дворца».

Агитфильмы, как правило, не выпускались на экраны коммерческих кинотеатров, а демонстрировались на улицах и площадях, на агитпунктах, в воинских частях, в киноаудиториях агитпоездов и агитпароходов.

Из-за нехватки позитивной пленки они печатались малым количеством копий (иногда в  одном-двух экземплярах) поэтому, хотя именно агитфильмы определяли лицо советской кинематографии в годы гражданской войны большинство из них утрачено.

После окончания Гражданской войны производство агитфильмов в СССР сходит на нет. Однако их развитием можно считать фильмы «Комбриг Иванов» (режиссер и оператор А. Е. Разумный, 1924 г.), «Скарлатина» (режиссер Ф. Эрмлер, 1924 г.),  «Похождения Октябрины» (1924 г.) и «Мишки против Юденича» (1925 г.) режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга, «Даёшь радио!» (режиссеры С. Юткевич и С. Грюнберг, 1925 г.), «Еврей и земля» (режиссер А. Роом, 1927 г.).

Кадр из фильма «Похождения Октябрины». (Режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг. 1924 г.).

Кадр из фильма «Похождения Октябрины». (Режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг. 1924 г.).

В двадцатые годы агитфильмы получают распространение в  Германии («немецкий агитпроп»), а в тридцатые при правительстве Народного фронта — во Франции («Жизнь принадлежит нам», 1936 г.).

Накануне Второй мировой войны агитфильм берет на вооружение пропагандистский аппарат в фашистской Италии и Германии.

Кадр из немецкого агитфильма. (1939 г.)

Кадр из немецкого агитфильма. (1939 г.)

В СССР агитфильмы возрождается в годы Великой Отечественной войны в форме «Боевых киносборников».

аг1762

Снимаются антифашистские агитфильмы и в странах антигитлеровской коалиции – Великобритании и США.

В послевоенный период агитфильмы снимались в Италии, Франции, Польше и ГДР. А в конце пятидесятых и в шестидесятых годах — во Вьетнаме (на организованной 1956 году в ДРВ «Киностудии Вьетнама» («Xưởng phim Việt Nam») и  на Кубе.

Новый расцвет агитфильма наступает во второй половине шестидесятых годов  в Латинской Америке и во Франции.

В Латинской Америке они получили развитие в рамках движения «борющегося кино». После очередного военного переворота в Аргентине режиссёрами Фернандо Соланасом и Октавио Хетино была создана группа «Cine Liberation». В условиях правления военного режима авторы, объединившиеся в «Cine Liberation» выпускали свои фильмы, не публикуя имени в титрах, тем самым снижая риск преследования со стороны властей. Группа провозгласила своей глав­ной задачей создание «борющегося» искусства, способного превратить пассивного зрителя в активного участника политической жизни, а потому и обращение к агитфильму было для ее участников сознательным и даже необходимым шагом. В 1968 году на фестивале в Пезаро (Италия) документа­льный кинотриптих «Час огней» Соланаса и Хетино завоевал пер­вую премию. Аргентинское «борющееся кино» оказало значительное влияние на европейскую, в первую очередь французскую кинорежиссуру.

Кадр из фильма группы «Cine Liberation».

Кадр из фильма группы «Cine Liberation».

Фотография не является отражением реальности. Она есть реальность этого отражения. Жан-Люк Годар.

Агитфильм получает широкое распространение в условиях массовых молодежных волнений на рубеже шестидесятых и семидесятых годов в Италии, Франции, США, ФРГ и Японии. Эти картины снимались в основном непрофессиональными студенческими коллективами левого направления. Однако во время студенческой революции в мае 1968 года к агитфильму обращаются режиссеры французской «новой волны».

Кадр из фильма группы«Дзига Вертов».

Кадр из фильма группы «Дзига Вертов».

Чтобы делать кино, достаточно снимать свободных людей. Жан-Люк Годар.

В мае-июне шестьдесят восьмого года Жан-Люк Годар встал во главе активно поддерживавшей студенческую революцию группы кинематографистов «Дзига Вертов». Группа не только участвовала в революционных событиях, но и пропагандировала их, снимая, в том числе и агиттфильмы.

Кадр из фильма группы «Дзига Вертов».

Кадр из фильма группы «Дзига Вертов».

К концу двадцатого века с развалом СССР агитфильмы приобретают многие черты масскульта и становятся одним из средств «промывки мозгов». Как правило, их снимают к тому или иному политическому событию с целью обработки общественного мнения (предвыборные агитфильмы, агитфильмы в США призванные оправдать американскую агрессию в Ираке, Ливии).

«Взятие Багдада: Дневники дьявольского пса».  National Geographic.

«Взятие Багдада: Дневники дьявольского пса».
National Geographic.

Безусловным лидером в производстве агитфильмов в XXI веке является катарская телекомпания «Аль-Джазира».

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2013 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.