АГУАДО, ДИОНИСИО

Дионисио Агуадо-и-Гарсия (Dionisio Aguado y García) — испанский гитарист-виртуоз, композитор, музыкальный теоретик и педагог.

аг2201Родился 8 апреля 1784 года на улице «El oso» в Мадриде

и крещен в приходской церкви Сан Пусто 10 апреля того же года.

С восьми лет изучал латинскую грамматику, философию и французский язык. В качестве отдыха от занятий отец порекомендовал ему научиться играть на гитаре. Игре на инструменте его обучал Мигель Гарсия (известный как отец Базилио) композитор и органист монастыря ордена Систер в Мадриде.

В 1803 году после смерти своего отца Агуадо получает в наследство имение Фуэнлабрада близ Аранхуэса, куда переселяется с матерью и целиком посвящает себя занятиям гитарой и преподавательской деятельности. К этому времени относятся его первые сочинения для гитары. Под влиянием итальянского гитариста Федерико Моретти Агуадо начал записывать свои произведения с помощью обыкновенной нотации (в скрипичном ключе), а не табулатур, как это было принято до него в Испании. В 1818 году он опубликовал в Мадриде «Собрание этюдов для гитары» («Colección de estudios para guitarra»).

В 1825 году (после смерти матери в 1824 году) Агуадо перебрался в Париж, где быстро завоевал репутацию первоклассного исполнителя и преподавателя, и где вышла в печать французская версия его «Школы игры на гитаре» («Méthode complete pour la guitare»). Выступления испанского гитариста привлекли внимание выдающихся музыкантов того времени — Россини, Паганини, Винченцо Беллини, Фосса, Фернандо Сора.

С Фернандо Сором его связывал творческий союз и дружба, которую он сохранил до конца жизни. Они много выступали в дуэте. В 1831 году французский журнал «La Revue Musicale», сообщая об успехе выступления Сора и Агуадо, писал, что на концерте присутствовало много публики, несмотря на то, что в это же время в Париже давал концерт и Паганини.  Сор посвятил Агуадо дуэт «Два друга», ор. 41.  и «Фантазию», ор.30, а Агуадо Сору – «Фантазию с вариациями».

Впрочем, несмотря на дружбу, музыканты придерживались разных взглядов на технику исполнения на гитаре. Сор предпочитал играть подушечками пальцев правой руки для более мягкого и полного звучания, а Агуадо рекомендовал использовать технику игры ногтями, для достижения более яркого и сильного звука. По сути, он был пер­вым, кто об­ра­тил­ся к иг­ре ног­те­вым спо­со­бом и стал пионе­ром этой иг­ро­вой тех­ни­ки. Агуадо также исполь­зо­вал спе­ци­аль­ное ос­но­ва­ние (так на­зы­вае­мый трипедисон) ко­то­рым он под­пи­рал ги­та­ру.

R UMAX     PL-II            V1.4 В 1825 году он опубликовал «Ме­тод иг­ры на ги­та­ре». Книга впоследствии не­од­но­крат­но переиздавалась. Так в 1968 году в Ита­лии она вышла об­ра­бот­ке из­вест­но­го гитари­ста М. Ган­джи. Переизданная во многих странах книга Агуадо в настоящее время принята как основное руководство в классах гитары во многих консерваториях мира.

В 1838 году Дионисио Агуадо вернулся в Мадрид, где посвятил себя педагогической и издательской деятельности.

аг2199Он прославился не только как виртуозный гитарист, но и как талантливый педагог. Среди его учеников выдающиеся испанские музыканты Хулиан Аркас (Julián Arcas) и Жозеф Брока и Кадина (Josep Brocà i Codina).

Творческое наследие Дионисио Агуадо включает десятки вариаций, этюдов,  фантазий, рондо, в которых отражены его экспериментальные поиски и новаторские приемы игры на гитаре. Его этюды и небольшие пьесы написаны в духе венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена).

аг2202Дионисио Агуадо-и-Гарсия скончался от воспаления легких 29 декабря 1849 года в Мадриде.

Свою гитару он завещал своему любимому ученику Агустинну Кампо.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2014 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

 

Дионисио Агуадо-и-Гарсия. «Школа игры на гитаре».

Пролог.

аг2197

Вот уже двести семьдесят лет гитара признана гармоническим инструментом. На протяжении всего этого времени, несомненно, были хорошие исполнители, завороженные нежностью голосов гитары и прекрасным эффектом сочетания ее звуков. Они увлекались гитарой, но они, несомненно, не могли записать то, что играли. Доказательством этому служат сочинения Лаперта, Ариспакочаго, Абреу, моего учителя отца Базилио дон Мигель Гарсиа, Монал Базилио и другие. Из них нам известно, что их авторы играли много и даже частично знали душу этого инструмента, но не могли выразить на бумаге то, что исполняли руками. Через некоторое время жанр музыки и способ ее записи изменились, и постепенно удалось перенести на бумагу то, что исполнялось, т.е. звуки в их правильной длительности. Дон Федерико Моретти первым начал писать музыку так, что различались две части: голос и аккомпанемент. Затем пришёл дон Фернандо Сор и своими сочинениями открыл нам секрет как сделать, чтобы гитара стала одновременно гармоническим и мелодическим инструментом. Я не считаю себя способным дать почувствовать заслугу этого гения, скажу только, что кроме характеризующего его музыку хорошего вкуса, она написана так, что при хорошем исполнении удовлетворяет как слушающего его знатока, так и исполнителя: первого красотами сочинения, а второго тем, что исполнять ее просто. Но из-за того, что эта музыка была так хороша и настолько нов метод соответствующего ей исполнения, нужно было руководство, чтобы её объяснить. Я не знаю, написал ли её Сор, по крайней мере, мне не удалось добыть его публикацию; если бы это произошло, ничего другого и не нужно было бы для любителей. Отсутствие такого руководства заставило меня написать в 1819 году собрание этюдов, которое недавно опубликовано, но при публикации его я упустил из виду, что их трудно будет понять из-за отсутствия элементарного разъяснения. Таким образом, необходимо было сочинение, которое подсказало бы путь для понимания современной музыки для гитары и в то же время объясняло бы её. Я сразу понял трудность подобного предприятия, но вдохновляемый страстью к гитаре и, считая себя не вправе лишить любителей собранных мною путём длительной и кропотливой практики владения инструментом наблюдений, я решил составить эту Школу. Может быть, я предпринял грандиозный план, хотя, на мой взгляд, в нём нет ничего лишнего может быть, я ошибаюсь, и поэтому надеюсь, что знатоки укажут на его дефекты при исполнении. Принимая во внимание, что большинство занимающихся гитарой чистые любители, которые не хотят или не могут тратить время на изучение сольфеджио, я задумал на примере самой гитары дать им эти необходимые знания. Поэтому я объясняю принципы музыки в строгом приложении к гитаре, принципы которой и правила обращения, а также некоторые особенности инструмента составляют первую, теоретико-практическую, часть, во второй, чисто практической части, достаточное число уроков, постепенно ведущих любителя от первых элементов до самого трудного, имеющегося на сегодняшний день. Поскольку гитара в основном гармонический инструмент, было бы необходимо дать понятие об аккордах, и это объяснение также занимает своё место во второй части. Дон Франциско де Фосса — мой друг, человек со вкусом и большими познаниями в музыке, почтил эту Школу своим вниманием, исправив некоторые теории и дополнив их конспектом правил для гитары, известного ему инструмента. Я включил большую часть этюдов, опубликованных в моём Собрании вместо нескольких изъятых, которые мне не кажутся необходимыми, я вставил несколько новых, но должен предупредить, что некоторые из них рассеяны по сочинению, и почти во всех я изменил музыкальную орфографию, чтобы продемонстрировать в записи наиболее точное исполнение.

аг2198

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.