АДАМС, ЭНСЕЛ

Энсел Истон Адамс (Ansel Easton Adams) - американский фотохудожник, теоретик фотоискусства и защитник окружающей среды.

ад5006Родился в доме на Мейпл-стрит 114 в западной части Сан-Франциско 20 февраля 1902 года и был единственным ребенком в семье Чарльза и Оливии Адамс

Его воспитывали в духе философии трансцендентализма Ральфа Уолдо Эмерсона (жить скромной и добродетельной жизнью, руководствуясь социальной ответственностью перед человеком и природой).

В школе он учился плохо и в 1912 году (когда Адамсу было десять лет) отец забрал его из школы и организовал домашнее обучение, которое включало, в том числе, уроки фортепьяно и греческого языка. Главным увлечением Энсела Адамса стала музыка, что и не удивительно, поскольку его музыкальными педагогами были Мари Батлер и композитор Генри Коуэлл. Энсел Адамс решает сделать музыкальную карьеру и стать пианистом.

В 1916 году ему подарили книгу «В сердце Сьерры» («In the Heart of Sierras»). Вдохновленный фотографиями Джорджа Фиске из этой книги он убедил родителей отправиться отдыхать в район национального парка в долину Йосемити. С тех пор Адамс приезжал в Йосемити ежегодно до конца своей жизни. В том же году родители подарили ему бокс-камеру «Kodak» модели «Brownie box camera». Фотоаппарат обеспечивал съёмку ста кадров на плёнке с бумажной основой.

Зимой 1917 года Адамс работает в фотолаборатории Сан-Франциско. Тогда же он начинает читать журналы по фотографии, посещать встречи клубов любителей фотосъемки и фотовыставки.

Два человека всегда присутствуют в каждом снимке – фотограф и зритель. Энсел Адамс.

В семнадцать лет Энсел Адамс вступил в клуб «Сьерра» («Sierra Club»), занимающийся защитой природных памятников. Он оставался членом этой организации на протяжении всей своей жизни. (В 1934 году он был впервые избран в совет директоров «Sierra Club»  и оставался в его составе до 1971 года.) В бюллетене клуба в 1922 году впервые были опубликованы его фотоработы, а в штаб-квартире «Sierra Club» в 1928 году состоялась его первая фотовыставка.

Я верю в красоту. Я верю в камни и воду, воздух и землю, людей, их судьбу и рок. Энсел Адамс.

В 1921 году во время летней поездки в Йосемити он познакомился с семьей Гарри Бэста. Адамс сближается с девятнадцатилетней Вирджинией Бест, которая собиралась стать оперной певицей. 2 января 1928 года они поженились. Его брак ознаменовал конец его попыткам сделать музыкальную карьеру. Впоследствии Вирджиния унаследует студию своего отца после его смерти в 1935 году, и Энсел Адамс будет заниматься этой студией (которая стала известна как «Ansel Adams Gallery») до 1971 года.

После знакомства с апологетом «чистой фотографии» Полом Стрэндом и его работами Адамс окончательно определился с выбором карьеры.

В двадцатых годах Энсел Адамс много экспериментирует с мягким фокусом, травлением, использует ручную раскраску фотографий, а также различные объективы для получения эффектов в попытке достичь сходства с импрессионизмом

В 1927 году при поддержке и содействии связанного с искусством бизнесмена Альберта Бендера Адамс составил свое первое портфолио «Parmelian Prints of the High Sierras». Оно было оценено в четыре тысячи долларов. В апреле 1927 года он писал: «Мои фотографии достигли такого уровня, когда их можно показать миру. Я неожиданно нашел новый стиль, который делает мои работы не имеющими аналогов в мире». По рекомендации все того же Бендера его принимают в ассоциацию «Roxburghe Club».

Энсел Адамс. «Монолит: лицо Полукупола» («Monolith, The Face of Half Dome»), 1927 г.

Энсел Адамс. «Монолит: лицо Полукупола» («Monolith, The Face of Half Dome»), 1927 г.

В 1929 году Адамс принимает решение полностью посвятить себя  фотографии и поселяется в северной части Нью-Мексико. Здесь в содружестве с писательницей Мэри Остин он работает над книгой об индейцах и природе Нью-Мексико — «Сьерра-Невада: Тропа Джона Мьюра» («Sierra Nevada: The John Muir Trail»). Книга была опубликована в 1930 году тиражом в сто экземпляров.

Я всегда стараюсь отразить красоту мира вокруг меня. Энсел Адамс.

В 1931 году прошла персональная выставка работ Адамса в Смитсоновском институте в Вашингтоне, а с 15 ноября по 31 декабря 1932 года — в Сан-Франциско в «Мемориальном музее им. де Янга» («M. H. de Young Memorial Museum»).

ад5009В том же году Энсел Адамс, Имоджен Каннингем, Фред Арчер, Уильям Ван Дайк, Генри Свифт, Джон Пол Эдвардс и Эдвард Уэстон создали «Группу f/64» («f/64 Group»), которая отстаивала принципы «прямой фотографии». Название группы происходило от минимального отверстия диафрагмы фотообъектива, при котором получается особенно четкое и резкое изображение. Группа ставила целью утверждение фотографии как отдельного вида искусства. Ее поддержал директор «Мемориального музея им. де Янга» Ллойд Роллинз.

Энсел Адамс. «Роза и бревно» («Rose and Driftwood»),1932 г.

Энсел Адамс. «Роза и бревно» («Rose and Driftwood»),1932 г.

В 1933 году Энсел Адамс открыл небольшую галерею в Сан-Франциско, в которой наряду с работами фотографов «Группы f/64» демонстрировались картины, скульптуры и гравюры молодых художников.

28 марта  того же года Адамс впервые приехал в Нью-Йорк. Здесь он познакомился с Альфредом Штиглицем — автором первых фотоснимков, получивших статус музейных произведений, основателем группы «Photo-Session», редактором журнала «Camera Craft», влиятельным галеристом и основателем ряда художественных выставок. При его поддержке в ноябре того же года состоялась первая выставка Энсела Адамса в Нью-Йорке в «Delphic Studios».

В 1934 году Адамс опубликовал несколько статей в журнале «Camera Craft» и выпустил книгу «Создавая фотографию». Работает консультантом в компаниях «Kodak», «Zeiss», «IBM», «AT&T».

В 1937 году произошел  пожар в фотолаборатории Адамса в результате которого, погибло свыше тысячи оригинальных негативов.

В 1939 году Энсел Адамс был назначен редактором самого популярного в то время в США журнала специализирующегося на фотографии  «US Camera & Travel».

Иногда я попадаю в места, где Бог только ожидает, чтобы кто-то нажал на спуск. Энсел Адамс.

В годы Второй мировой войны работал фотографом в министерстве внутренних дел США. В этот период он вместе с женой завершил работу на книгой для детей (1940 г.), вел семинары по фотоделу в Детройте, а также создал фотоэссе — репортаж из лагеря для интернированных японцев «Манзанар», выставленное в Музее современного искусства, а позже изданное под названием «Рождённые свободными и равными: История лояльных японцев в Америке» («Born Free and Equal: The Story of loyal Japanese-Americans»). С 1941 года Адамс преподает в «Art Center School» в Лос-Анджелесе, где обучаются военные фотографы. В сентябре 1941 года заключил контракт с министерством внутренних дел, по которому ему поручалось сделать фотографии национальных парков, индейских резерваций, и ряда других мест для оформления нового здания министерства.

ад5003В 1945 году Энсел Адамс основал в Калифорнийской школе искусств («California School of Fine Art») — первый в США факультет фотоискусства.

В 1948 году он, познакомившись с основателем компании «Polaroid» Эдвином Гербертом Лэндом, увлекся методом моментальной фотографии и с 1950 года активно использовал фотокамеру «Polaroid».

Энсел Адамс. «Гора Мак-Кинли и озеро Чудес» («Mt. McKinley and Wonder Lake»), 1947 г.

Энсел Адамс. «Гора Мак-Кинли и озеро Чудес» («Mt. McKinley and Wonder Lake»), 1947 г.

В 1952 году Энсел Адамс стал одним из основателей влиятельного фотожурнала «Апертура» («Aperture»).

В 1953 году совместно с Доротеей Ланг подготовил фотоочерк о мормонах, живущих в штате Юта для журнала «Лайф» («Life»).

Энсел Адамс. «Осиновый лес», штат Нью-Мексико («Aspens», New Mexico), 1958 г.

Энсел Адамс. «Осиновый лес», штат Нью-Мексико («Aspens», New Mexico), 1958 г.

В марте 1963 года Энсел Адамс и Нэнси Нюхол сделали серию снимков университетского городка Калифорнийского университета (Риверсайд), посвященную его столетию. Эта серия под названием «Fiat Lux» (девиз университета) была опубликован в 1967 году. В настоящее время фотографии этой серии можно увидеть в университетском музее фотографии.

В 1974 году прошла ретроспективная выставка  работ Адамса в музее «Метрополитен». В том же году он был почетным гостем на фестивале «Rencontres d’Arles» в Арле во Франции (его выставки проходили на этом фестивале также в 1976, 1982 и 1985 годах).

ад500720 февраля 1982 года широко отмечалось восьмидесятилетие Энсела Адамса, которому были посвящены многочисленные выставки, ретроспективы и фестивали.

На одном изображении всегда два человека, занимающиеся: фотограф и зритель. Энсел Адамс.

Энсел Адамс автор более десяти тысяч фоторабот. Им написан целый ряда книг по теории фотографии, в том числе трилогия «Камера», «Негатив», «Отпечаток» («The Camera», «The Negative», «The Print»).

Энсел Адамс. «Женщина навахо с ребенком», Аризона («Navajo Woman and Infant», Canyon de Chelle, Arizona), 1933 – 1942 гг.

Энсел Адамс. «Женщина навахо с ребенком», Аризона («Navajo Woman and Infant», Canyon de Chelle, Arizona), 1933 – 1942 гг.

При жизни Адамса состоялось более пятисот выставок его фотографий по всему миру.

Нет правил хорошей фотографии, есть просто сами хорошие фотографии. Энсел Адамс.

За свою жизнь он трижды становился стипендиатом общества им. Соломона Гуггенхайма. В 1966 году — был избран членом «Американской академии гуманитарных и точных наук». В 1980 году — награжден «Президентской медалью свободы».

Фотография Энсела Адамса «Хребет Титон и река Снейк» («The Tetons and the Snake River») вошла в число работ, отобранных для занесения на золотую пластинку «Вояджера» с целью представить внеземным цивилизациям информацию о природе и геологии Земли.

Энсел Адамс. «Вершины Титона и река Снейк» («The Tetons and the Snake River»), 1942 г.

Энсел Адамс. «Вершины Титона и река Снейк» («The Tetons and the Snake River»), 1942 г.

В 1971 году «Sierra Club» учредил «Премию Энсела Адамса» за фотоработы способствующие сохранению и защите природы.

Фотография — это дар предвидения, это аналитическое толкование вещей по мере того, как они происходят. Энсел Адамс.

Энсел Адамс умер от сердечной недостаточности, усугубленной раком 22 апреля 1984 года в отделении интенсивной терапии в больнице «Community» в Монтерее (Калифорния).

Я надеюсь, что моя работа будет способствовать самовыражению в других и стимулировать к поиску красоты и творческому волнению в огромном мире, окружающем нас. Энсел Адамс.

Энсел Адамс был, пожалуй, самым популярным фотографом в американской истории. Фотографом, утвердившим в США фотографию как средство художественного самовыражения, как отдельный вид изобразительного искусства. Он также внес большой вклад в техническое совершенствование фотографии, в том числе создав совместно с Фредом Арчером зонную систему, позволяющую фотографам улучшить контроль над качеством готового негатива.

ад5008Сегодня правами на публикацию работ Адамса обладает «The Ansel Adams Publishing Rights Trust». А архив его работ находится в Центр художественной фотографии в Университете Аризоны в Тусоне.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2014 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Галерея работ Энсела Истона Адамса.

 

Энсел Адамс. «Луна и Полукупол»  («Moon and Half Dome»), 1960 г.

Энсел Адамс. «Луна и Полукупол» («Moon and Half Dome»), 1960 г.

Энсел Адамс. «Восход Луны над г. Эрнандес», Нью-Мексико»». («Moonrise over Hernandez», New Mexico), 1941 г.

Энсел Адамс. «Восход Луны над г. Эрнандес», Нью-Мексико»». («Moonrise over Hernandez», New Mexico), 1941 г.

Энсел Адамс. «Прояснение после зимней вьюги» («Clearing Winter Storm», Yosemite Valley California), 1942 г.

Энсел Адамс. «Прояснение после зимней вьюги» («Clearing Winter Storm», Yosemite Valley California), 1942 г.

Энсел Адамс. «Восход солнца зимой в Сьерра-Неваде или Вид на Сьерра-Неваду из Лон-Пайна» Калифорния («Winter Sunrise, the Sierra Nevada, from Lone Pine», California), 1944 г.

Энсел Адамс. «Восход солнца зимой в Сьерра-Неваде или Вид на Сьерра-Неваду из Лон-Пайна» Калифорния («Winter Sunrise, the Sierra Nevada, from Lone Pine», California), 1944 г.

Энсел Адамс. «56-street№, New-York, 1942 г.

Энсел Адамс. «56-street№, New-York, 1942 г.

Энсел Адамс. «Гора Уильямсон», Сьерра-Невада. 1944 г.

Энсел Адамс. «Гора Уильямсон», Сьерра-Невада. 1944 г.

Энсел Адамс. «Озеро Ванда», Кингс-Каньон (Калифорния). 1934 г.

Энсел Адамс. «Озеро Ванда», Кингс-Каньон (Калифорния). 1934 г.

Энсел Адамс. «Замерзший осиновый лист возле озера Паркер».

Энсел Адамс. «Замерзший осиновый лист возле озера Паркер».

Энсел Адамс. «Водопад у озера Мари».

Энсел Адамс. «Водопад у озера Мари».

Энсел Адамс. «Снегопад».

Энсел Адамс. «Снегопад».

Энсел Адамс. «Церковь, Таос-Пуэбло», Нью-Мексико («Church, Taos Pueblo», New Mexico), 1942 г.

Энсел Адамс. «Церковь, Таос-Пуэбло», Нью-Мексико («Church, Taos Pueblo», New Mexico), 1942 г.

Энсел Адамс. «Pueblo Acoma» 1941-1942 гг.

Энсел Адамс. «Pueblo Acoma» 1941-1942 гг.

Энсел Адамс. «Национальный парк Долина смерти», Калифорния» («Near Death Valley National Monument», California)

Энсел Адамс. «Национальный парк Долина смерти», Калифорния» («Near Death Valley National Monument», California).

Фото Энсела Адамса.

Фото Энсела Адамса.

Энсел Адамс. «Roseville», Калифорния, 1953 г.

Энсел Адамс. «Roseville», Калифорния, 1953 г.

Энсел Адамс. «Тихоокеанское побережье», Кармель, Калифорния.

Энсел Адамс. «Тихоокеанское побережье», Кармель, Калифорния.

Энсел Адамс. «Гранд-Каньон панорама» 1941 г.

Энсел Адамс. «Гранд-Каньон панорама» 1941 г.

Фото Энсела Адамса.

Фото Энсела Адамса.

Фото Энсела Адамса.

Фото Энсела Адамса.

Фото Энсела Адамса.

Фото Энсела Адамса.

 

Л. Гонт.

Основы экспонометрии по системе Энсела Адамса.

ад5004

Энсел Адамс предложил свою зонную систему более 40 лет назад, но она и сейчас не потеряла своего значения.

При съемке фотографу всегда приходится решать задачу установки правильной экспозиции. Это связано с тем, что фотоматериалы могут передавать только ограниченный диапазон яркостей, причем у фотобумаги он уже чем у фотопленки этим объясняется, то что незначительные ошибки на пленке легко исправляются при печати на фотобумаге.

При рассматривании деталей реальной картины глаз способен быстро приспосабливаться к различным яркостям. Поэтому для нас не представляет сложности сразу видеть во всех подробностях обстановку в комнате и вид за окном. Механизм образования фотоизображения несколько иной и диапазон одновременно воспринимаемых яркостей, как правило, не превышает всего 1:16. Это означает, что реальная картина может быть изображена правильно только при том условии, что самая яркая ее деталь светлее самой темной всего лишь в 16 раз. Если же что-либо окажется светлее или темнее в большей степени, то на снимке оно изобразиться как и предельно возможное светлое или темное. В зависимости от условий экспонирования сюжет с комнатой и окном, имеющий гораздо больший диапазон яркостей, может быть изображен только либо как нормальный вид комнаты при совершенно белом прямоугольнике окна, либо приемлемый вид за окном на совершенно черном фоне все, что останется от комнаты.

Реальной проблемой является умение передать эту тональность на пленке, и решение этой проблемы тесно связано с выбором правильной экспозиции.

Использование теории Адамса значительно упрощает выбор экспозиции для сложных условий освещения. По этой теории любой освещенный объект можно разбить на 10 зон или ступеней от самого яркого до самого темного. Приводимый перечень составлен с учетом рекомендаций Адамса.

Совершенно черный тон: проходы в темные помещения (окна, двери, арки), фотографируемые из ярко освещенного пространства; самые глубокие тени; любой темный участок объекта, на котором не требуется передача деталей.

Самые темные тона, близкие к совершенно черному: глубокая тень — без деталей, но еще не совсем черная; на цветной фотографии допустимы искажения цвета.

Появление первых признаков деталей в тенях: фактура черного меха, детали чугунного литья, черной одежды, деревьев и т.п.; допустимо искажение цвета.

Не совсем черный: умеренно темные тона на одежде, волосах, коре деревьев и т.п.; темная листва.

Средняя по плотности тень при солнечном освещении в ясный день: нормальная листва; сильно загорелая или темная кожа, зеленая мокрая трава.

Стандартный серый тон (отражательная способность 18-20%): тень в солнечный день при наличии рассеянного от облаков света; нормальный загар или слегка потемневшая кожа; красный кирпич, зеленая трава в сухую погоду.

Светлая кожа; чистое синее небо; каменный дом; строения из белого кирпича; хлебные поля; газетный лист.

Светло-серые, серебристые, бледно-желтые, зеленые, кремовые тона: последние признаки цвета («белесость») на цветной пленке; мощеный тротуар; машинописная страница.

Белый тон с минимумом деталей: вышитые скатерти, подвенечное платье и т.п.

Совершенно белый тон без деталей: сильные источники света; залитый солнцем белый фон; зеркальные отражения источника, в том числе блики от полированных поверхностей.

Приведем пример соотношения номеров зон и плотности негатива.

Номер зоны

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Плотность негатива 0.11 0.21 0.34 0.48 0.62 0.76 0.97 1.18 1.33 1.44

Негатив хорошо передает детали в пределах плотностей 0,34 — 0, 97, т.е. в пределах примерно пяти-шести зон. На более светлых или более темных участках детали будут уже плохо различимы.

В описанной зонной системе Адамса переход от одной ступени тональности (например, от 2-й к 3-й) соответствует одной ступени экспозиции (т.е. изменению ее в 2 раза). В пределах этих 10 зон перечисленные тона воспроизводятся на обычной пленке пропорционально, т.е. если один из тонов воспроизведен верно, то все остальные автоматически будут располагаться в соответствующем относительно друг друга порядке. Правильность передачи тонов можно проверить с помощью экспонометра, делая замер от стандартной серой карты (с отражательной способностью 18%), используемой в качестве эталона.

При выборе экспозиции главное — добиться верного воспроизведения одного важнейшего (определяющего) тона. Если пленка обладает достаточной фотографической широтой, то все прочие тональности тоже будут воспроизведены верно. Экспонометрический замер основан на предположении, что важнейшим тоном является средний серый тон, т.е. тон, отражающий 18% падающего света. Поэтому для определения экспозиции экспонометр следует направить именно на такой объект (в качестве него может быть использована стандартная серая карта или тыльная сторона руки). Возможность такого общего замера обусловлена тем, что почти все реальные фотообъекты дают усреднено серый тон.

Что выбрать в качестве самых светлых и самых темных элементов? На этот вопрос невозможно дать справедливые во всех случаях советы. Разумеется, поверхность снега, белая бумага или одежда должны изображаться на снимке как предельно светлые. Но бессмысленно пытаться вписать в допустимый диапазон яркости источников света (солнца, ламп, фонарей) и их зеркальные блики на гладких поверхностях. Также снимок будет некачественным, если на нем не будет присутствовать проработка темных деталей. Поэтому для малоконтрастных сюжетов («в тумане») важнее всего воспроизведение самых темных элементов на границе диапазона. Но ненужно стремиться привести к этой границе темные детали освещенной ночной улицы: снимок станет напоминать снятый днем. Визуально будет совершенно нормальным, если самые темные места такого снимка «утонут в черноте» и лучше сосредоточить внимание на правильном воспроизведении светов.

Для определения экспозиции в тенях в общем случае берется величина чувствительности вшестеро больше номинальной, светов — втрое ниже.

При работе в области низких яркостей, когда выдержка может составить секунду и более потребуется также учет действия закона невзаимозаменяемости экспозиций, что потребует дополнительного увеличения выдержки. Степень такого увеличения зависит от типа материала. В среднем выдержку следует увеличивать вдвое, если определенная экспонометром величина составляет несколько секунд и в 3-4 раза, когда счет идет на десятки секунд и минуты.

Можно отметить, что независимо от типа цветной пленки:

при передержке света становятся блеклыми, цвет лишается сочности, заметнее становится зернистость и возможно нарушение цветового баланса;

при недодержке изображение делается темным, цвета плохо различимы, искажаются тональности и цветовая гамма, появляются темные, лишенные деталей тени.

Пример. Мы хотим снять ребенка на качелях, в тот момент, когда он взлетает и закрывает фигурой солнце (съемка против солнца). Если сделать «прямой» замер яркости, то экспозиция будет очень мала вследствие высокой яркости неба. В результате получится «тонкий» (прозрачный) негатив, на котором фигура ребенка будет практически лишена деталей, а плотность неба будет близка к средней. В этом случае можно сразу решить, как мы хотим передать на снимке каждый тон объекта. Допустим, что мы считает необходимым передать небо с достаточной плотностью, чтобы на его фоне были видны лучи солнца, закрытого фигурой ребенка. Тогда, замерив яркость неба экспонометром, направленным в сторону от солнца, можно в качестве компромиссного решения принять измеренную яркость за среднюю и установить экспозицию согласно результатам замера. В соответствии с калибровкой экспонометра, который показывает экспозицию для любого тона, считая его за средний серый, небо на снимке будет серым. По сути, мы сдвинули плотность неба вниз по сравнению с «нормальной» экспозицией: соответственно и все остальные тональности будут сдвинуты вниз. В результате лицо и одежда ребенка окажутся намного темнее, чем на обычном отпечатке, а может быть, совершенно черными. Возможен и другой подход в выбору экспозиции. Решив, что фигура ребенка должна выглядеть темным силуэтом, сделаем экспонометрический замер яркости фигуры с близкого расстояния. Полученное значение экспозиции будет соответствовать среднему серому тону, или 6 градации зонной шкалы. Поскольку мы хотим воспроизвести эту градацию как градацию 1, то необходимо уменьшить полученную экспозицию на 5 ступеней.

Какой бы ни была конечная цель съемки, главной задачей всегда остается определение экспозиции. Удобно начать с визуального определения градаций тонов объекта по методу Адамса, при этом желательно с самого начала иметь четкое представление о том, что же мы хотим получить в конечном счете. Выбирая, экспозицию, надо заранее решить, будут ли вноситься какие-либо изменения в процессы стандартной процедуры обработки и печати.

Если разность показаний экспонометра для самых светлых и самых темных участков объекта не превышает 6 ступеней, то на снимке могут быть воспроизведены все тональности. Темные участки, на которых необходимо передать некоторые детали относят к 3 градации, самые светлые — к 9 градации, тогда можно рассчитывать на передачу деталей как в светах, так и в тенях объекта.

Рассмотрим такой сюжет: лес, мощные потоки солнечного света пробиваются сквозь поредевшую осеннюю листву; лучи света резко очерчены, узорные листья играют красками. Общее освещение хорошее, на земле ярко высвечены пятна травы. Как правильно выбрать экспозицию? Прежде всего надо решить, что на снимке должно быть главным, а что — второстепенным. Допустим, в центре внимания должны быть потоки света и узорная листва, а стволы деревьев и земля будут служить лишь фоном. Общий замер по яркости даст приемлемое решение. В результате на фотографии получатся хорошо проработанные стволы деревьев, земля и общее окружение, но листва будет слишком яркой, а лучи совсем белыми и сливающимися друг с другом и с фоном. В результате получим снимок легкого прозрачного пейзажа, который вряд ли заинтересует зрителя.

Если же, прищурив глаз, посмотреть на объект, то сразу ощутится контраст между яркими лучами солнца, листвой и общей тональностью сцены. Стволы деревьев и поляна покажутся более темными, а потоки света превратятся в стрелы, пронзающие кружево листьев. Очевидно, чтобы передать это на снимке, надо сохранить, а может, и усилить контраст. Адаптированный глаз относит стволы деревьев к 4-5 зонам шкалы плотностей, но на самом деле для них достаточно 3-й или даже 2-й зоны. Вероятно, листья должны быть в 7-й зоне, а лучи солнца не должны выходить за 9-ю зону. Таким образом, диапазон тонов, который надо передать, составит 6-7 ступеней, что приемлемо для пленки. Итак, сделаем с близкого расстояния замер яркости ствола дерева, а затем направим экспонометр на яркий просвет неба в листве — это даст оценку яркости лучей в кадре. Если полученные значения отличаются на 6-7 ступеней, то можно получить желаемый результат. Сделанный с близкого расстояния замер от ствола даст значение экспозиции, при котором ствол будет передан на уровне 6 зоны, а нам нужна 2 или 3-я. Соответственно, надо уменьшить полученное значение на 3-4 ступени. Теперь на фотографии будет видна игра солнечных лучей с тенью деревьев. Такой снимок будет содержать гораздо больше тепла и глубины.

 ад5005

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.