АДАН, АДОЛЬФ ШАРЛЬ

Адольф Шарль Адан (Адам; Adolphe Charles Adam) — французский композитор, музыкальный критик и педагог.

 ад5293

Родился 24 июля 1803 года в Париже в семье пианиста и музыкального педагога, профессора Парижской консерваторий Луи Адана. Его мать Элизабет Шарлотта-Жанна Косте, была дочерью врача.

В 1821 году Адан поступил в Парижскую консерваторию в класс органа и фисгармонии композитора Франсуа-Адриен Буальдье, который оказал сильное влияние на развитие его композиторских способностей. Их связывали глубокие творческие контакты. По наброскам своего учителя Адан написал увертюру к его самой известной и популярной опере «Белая дама».

А кроме того студент Адан писал песни для водевилей и играл на ударных в оркестре «Gymnasie Dramatique».

По совету Буальдье он обратился к жанру комической оперы. В 1829 году Адан сочинил на сюжет из русской истории свою первую одноактную комическую оперу «Pierre et Catherine» («Пётр и Екатерина»).

В 1830 году Адольф Адан уехал из Парижа в Лондон, где писал в основном музыку для балета. К этому времени на его счету уже было двадцать восемь работ для театра.

​​Во Францию он вернулся лишь 1832 году​​.

ад5294В 1839 году Адольф Шарль Адан приезжал в Петербург, сопровождая в гастрольной поездке свою ученицу — певицу Шери-Куро. Петербург произвел на него двойственное впечатление: «Здесь все поглощают танцы. И к тому же, так как в Петербург почти никогда не приезжают иностранные певцы, местные артисты лишены знакомства с хорошими образцами. Успех певицы, которую сопровождаю, был поэтому громаден» — писал композитор.

В 1840 году он написал похоронный марш для церемонии возвращения праха императора Наполеона I во Францию и перезахоронения его в Доме Инвалидов 15 декабря 1840 года и специально для российской премьеры балет «Морской разбойник».

По возвращении в Париж в 1841 году он пишет балет «Жизель» на либретто Теофиля Готье по стихотворению Генриха Гейне, утвердивший романтическое направление во французском балетном искусстве. В Петербурге балет «Жизель» был поставлен в 1842 году через год после парижской премьеры.

В 1844 году Адольф Шарль Адан был избран членом Академии изящных искусств.

Поссорившись с директором театра «Opera Comique» он открыл в Париже в 1847 году собственный оперный театр – «Theatre National» («Национальный театр») который располагался в здании «Cirque-Olympique» Однако после революции 1848 года «Theatre National» закрылся, просуществовав всего четыре месяца, а Адан на долгие годы оказался в долгах, которые сумел выплатить лишь в 1852 году.

В эти же годы (1847-1848 гг.) появляются в печати его многочисленные фельетоны и статьи.

В 1849 году он стал преемником своего отца в качестве профессора фортепиано Парижской консерватории, где преподавал также и композицию. Одним из его учеников был композитор Лео Делиб.

В 1856 году был поставлен один из самых популярных балетов Адана — «Корсар».

Адольф Адан. Париж, около 1855 г.

Адольф Адан. Париж, около 1855 г.

Адольф-Шарль Адан автор целого ряда опер и музыкально-драматических произведений, в том числе трех опер, тридцати шести комических опер, девятнадцати водевилей, двух оперетт, оперы-балета и ряда произведений которые он обозначил как драма с песнями. Вот далеко не полный их перечень: «Pierre et Marie, ou Le soldat ménétrier» (премьера в театре «Théâtre Gymnase-Dramatique» 22 января 1824 г.), «Perkins Warbeck» (премьера в театре «Théâtre du Vaudeville» 15 мая 1827 г.), «Mon ami Pierre» (премьера в театре «Théâtre des Nouveautés» 8 сентября 1827 г.), «Monsieur Botte» (премьера в театре «Théâtre du Vaudeville» 15 ноября 1827 г.), «Le Mal du pays ou la Bâtelière de Brientz» (премьера в театре «Gymnase-Dramatique» 28 декабря 1827 г.), «Lidda, ou La jeune servante» (премьера в театре «Théâtre des Nouveautés»16 января 1828 г.), «Valentine, ou La chute des feuilles» (премьера в театре « Théâtre des Nouveautés» 2 октября 1828 г.), «Le Jeune Propriétaire et le Vieux Fermier» (премьера в театре «Nouveautés» 6 февраля 1829 г.), «Pierre et Catherine» («Петр и Екатерина», премьера в театре «Opéra-Comique» 6 февраля 1829 г.), «Isaure, incidental music» ((премьера в театре « Théâtre des Nouveautés» 1 октября 1829 г.), «Danilowa» (Данилова», премьера в театре «Opéra-Comique 23 апреля 1830 г.), «Rafaël» («Рафаэль», премьера в театре «Théâtre des Nouveautés» 26 апреля 1830 г.), «Les Trois Catherine» (премьера в театре «Nouveautés» 26 июля 1830 г.), «Trois jours en une heure avec Henri Romagnesi» (премьера в театре «Opéra-Comique» 21 августа 1830 г.), «Joséphine ou le Retour de Wagram» (премьера в театре «Opéra-Comique» 2 декабря 1830 г.), «Le Morceau d’ensemble» (премьера в театре «Opéra-Comique» 7 марта 1831 г.), «Le Grand Prix ou le Voyage à frais communs» (премьера в театре «Opéra-Comique» 9 июля 1831 г.), «Casimir ou le Premier Tête-à-tête» (премьера в театре «Nouveautés» 1 декабря 1831 г.), «His First Campaign» («Sa première campagne», премьера в театре «Covent Garden» – Лондон 1 октября 1832 г.), «The Dark Diamond («Le Diamant noir», премьера в театре «Covent Garden» – Лондон 5 ноября 1832 г.), «Le Proscrit ou le Tribunal» (премьера в театре «Opéra-Comique» 18 сентября 1832 г.), «Une bonne fortune» (премьера в театре «Opéra-Comique» 28 января 1834 г.), «Le Chalet» (премьера в театре «Opéra-Comique» 25 сентября 1834 г.), «La Marquise» (премьера в театре «Opéra-Comique» 28 февраля 1835 г.), «Micheline ou l’Heure de l’esprit» (премьера в театре «Opéra-Comique» 29 июля 1835 г.), «Le Postillon de Lonjumeau» («Почтальон из Лонжюмо», премьера в театре «Opéra-Comique» 13 октября 1836 г.), « Le Fidèle Berger» («Верный пастух», премьера в театре «Opéra-Comique» 6 января 1838 г.), «Le Brasseur de Preston» (премьера в театре «Opéra-Comique» 31 октября 1838 г.), «Régine ou les Deux Nuits» (премьера в театре «Opéra-Comique» 17 января 1839 г.), «La Reine d’un jour» (премьера в театре «Opéra-Comique» 19 сентября 1839 г.), «Les Hamadryades» (опера-балет, премьера 28 апреля 1840 г.), « La Rose de Péronne» (премьера в театре «Opéra-Comique» 12 декабря 1840 г.), «La Main de fer ou Un mariage secret» (премьера в театре «Opéra-Comique» 26 октября 1841 г.), «Le Roi d’Yvetôt» («Король из Ивето», премьера в театре «Opéra-Comique» 13 октября 1842 г.), «Lambert Simnel» (премьера в театре «Opéra-Comique» 14 сентября 1843 г.), «Cagliostro» («Калиостро», премьера в театре «Opéra-Comique» 10 февраля 1844 г.), «Richard en Palestine» (премьера в театре «Opéra de Paris» 7 октября 1844 г.), «La Bouquetière» (премьера в театре «Opéra de Paris» 31 мая 1847 г.), «Les Premiers Pas ou les Deux Génies ou les Mémoires de la blanchisseuse» («Первые шаги или двух гениев или воспоминаниям прачки», 1847 г.), «Le Toréador ou l’Accord parfait» (премьера в театре «Opéra-Comique» 18 мая 1849 г.), «Le Fanal» (премьера в театре «Opéra de Paris» 24 декабря 1849 г.), «Giralda ou la Nouvelle Psyché» («Жиральда, или Новая Психея», премьера в театре «Opéra-Comique» 20 июля 1850 г.), «La Poupée de Nuremberg» (премьера в театре «Opéra-National» 21 февраля 1852 г.), «Le Farfadet» («Гном», (премьера в театре «Opéra-Comique» 19 марта 1852 г.), «Si j’étais roi» («Если бы я был королем», премьера в театре «Théâtre-Lyrique» 4 сентября 1852 г.), «Le Sourd ou l’Auberge pleine» («Глухой», премьера в театре «Opéra-Comique» 2 февраля 1853 г.), «Le Roi des halles» (премьера в театре «Théâtre-Lyrique» 11 апреля 1853 г.), «Le Bijou perdu» (премьера в театре «Théâtre-Lyrique» 6 октября 1853 г.), «Le Muletier de Tolède» («Погонщик мулов из Толедо», премьера в театре «Théâtre-Lyrique» 16 декабря 1854 г.), «À Clichy, épisode de la vie d’un artiste» («В Клиши, эпизод в жизни художника», премьера в театре «Théâtre-Lyrique» 24 декабря 1854 г.), «Le Houzard de Berchini» (премьера в театре «Opéra-Comique» 17 октября 1855 г.), «Falstaff» («Фальстаф», премьера в театре «Théâtre-Lyrique» 18 января 1856 г.), «Mam’zelle Geneviève» (премьера в театре «Théâtre-Lyrique» 24 марта 1856 г.), «Les Pantins de Violette» (премьера в театре «Bouffes-Parisiens» 29 апреля 1856 г.).

«Почтальон из Лонжюмо». Памятник А. Адану в Лонжюмо.

«Почтальон из Лонжюмо». Памятник А. Адану в Лонжюмо.

Наибольшую известность получили оперы «Почтальон из Лонжюмо» («Le postillon de Lonjumeau»), «Король из Ивето» («Le Roi d’Yvetôt»), «Жиральда, или Новая Психея» («Giralda ou La nouvelle Psychée»), «Фальстаф» («Falstaff»), «Калиостро» («Cagliostro») и «Если бы я был королем» («Si j’étais roi»).

Пожалуй, самой популярной из опер Адана было комическая опера в трех действиях «Почтальон из Лонжюмо» («Le postillon de Lonjumeau»), либретто к которой написали А. Левен и Ф. Брунсвик. Премьера состоялась в театре «Opéra-Comique» 13 октября 1836 года. За ней последовали постановки в театрах Лондона (1837 г.) и Нового Орлеана (1838 г.)

Хотя комическая опера в трёх актах «Если бы я был королем» («Si j’étais roi»)  менее популярна, чем опера «Почтальон из Лонжюмо», её нередко называют лучшей оперой композитора. Либретто к ней написали А. Дэннери и Ж. Брезиль. Премьера состоялась в театре «Théâtre-Lyrique» в Париже, 4 сентября 1852 года. Спектакль был богато оформлен и исполнялся двумя актёрскими составами. За десять лет постановка была показана в этом театре более ста семидесяти  раз. Опера ставилась также в Брюсселе, Новом Орлеане (1856 г.), Турине (1858 г.), Сурабае (1864 г.), Берлине (1904, 1908, 1924, 1960 гг.), Риге, Праге (1909 г.), Вене (1911 г.), Софии (1930 г.), Бухаресте (1936 г.), Эрфурте (1962 г.), Магдебурге (1963 г.), Эйзенахе (1964 г.). А увертюра к опере часто исполняется в качестве концертного номера.

ад5297Но наибольшую известность Адан получил как автор балетной музыки. Из-под его пера вышло четырнадцать балетов, в том числе: «La Chatte blanche» («Белый кот», премьера в театре «Théâtre des Nouveautés» в Париже 26 июля 1830 г.), «Faust» («Фауст», премьера в «King’s Theatre» в Лондоне 16 февраля 1833 г), «La Fille du Danube» («Дева Дуная», премьера в «Théâtre de l’Académie Royale de Musique» в Париже 21 сентября 1836 г., хореография Филиппо Тальони), «Les Mohicans» («Могикане», премьера в «Théâtre de l’Académie Royale de Musique» в Париже 5 июля 1837 г., хореография Антонио Гуэрра), «l’Écumeur des mer («Морской разбойник», премьера в Императорском Большом театре в Санкт-Петербурге 10 мая 1840 г.), «Die Hamadryaden» («Гамадриады», премьера в «Königliches Opernhaus» в Берлине 28 апреля 1840 г.), «Giselle, ou Les willis» («Жизель, или Виллисы», премьера в «Théâtre de l’Académie Royale de Musique» в Париже 28 июня 1841 г., хореография Жана Коралли и Жюля Перро), «La Jolie Fille de Gand» («Гентская красавица», премьера в «Théâtre de l’Académie Royale de Musique» в Париже 22 июня 1842 г.), «Le Diable à quatre» («Своенравная жена», премьера в «Théâtre de l’Académie Royale de Musique» в Париже 11 августа 1845 г.), «La Fille de marbre» («Мраморная красавица», премьера в «Theatre Royal, Drury Lane» в Лондоне 27 сентября 1845 г.), «Griseldis, ou Les cinq sens» («Гризельда или Пять чувств», премьера в «Théâtre de l’Académie Royale de Musique» в Париже 16 февраля 1848 г.), «Le Filleule des fées» («Крестница фей», премьера в «Théâtre de l’Opéra» в Париже 8 октября 1849 г.), «Orfa» («Орфа», премьера в «Théâtre de l’Académie Royale de Musique» в Париже 29 декабря 1852 г.), «Le Corsaire» («Корсар», премьера в «Théâtre Impérial de l’Opéra» в Париже 3 января 1856 г.).

Из них наиболее популярны балеты «Дева Дуная», «Жизель, или Виллисы» и «Корсар».

Балет в двух актах «Дева Дуная» («La Fille du Danube») был написан на либретто Филиппо Тальони, который выступил и как балетмейстер первой постановки. Балетмейстер ставил этот спектакль специально для своей дочери — известной балерины Марии Тальони.

Мария Тальони в балете «Дева Дуная».

Мария Тальони в балете «Дева Дуная».

Премьера прошла в Парижской опере 21 сентября 1836 года. Следующая постановка прошла в Санкт-Петербурге (Тальони перенёс свою парижскую постановку на сцену Большого Каменного театра). Русская премьера прошла 20 декабря 1837 года. Эта же постановка была перенесена в Москву на сцену московского Большого театра балетмейстером Т. Герино. В 1880 году новый главный балетмейстер Петербургской труппы императорских театров Мариус Петипа возобновил этот балет на сцене Мариинского театра. Балет «Дева Дуная» и сегодня довольно часто ставится на балетной сцене. Так 1978 году Пьер Лакотта поставил ее в хореографии Ф. Тальони в аргентинском театре в «Колон» в Буэнос-Айресе, а в ноябре 2006 года перенёс эту постановку на балетную сцену Токио.

Сцена из балета «Жизель». Большой театр, 1966 год. В роли Жизели — Наталья Бессмертнова.

Сцена из балета «Жизель». Большой театр, 1966 год. В роли Жизели — Наталья Бессмертнова.

Но наибольший успех выпал на долю «фантастического балета» Адана в двух актах «Жизель» («Giselle, ou les Wilis»), послужившего началом французского романтического балета. Балет был написан на либретто Анри де Сен-Жоржа, Теофиля Готье и Жана Коралли по легенде, в пересказе Генриха Гейне. Премьера балета состоялась 28 июня 1841 года в Гранд-Опера, в хореографии Ж. Коралли и Ж. Перро. Постановка имела огромный успех. Жюль Жанен писал: «Чего только нет в этом произведении. И выдумка, и поэзия, и музыка, и композиция новых па, и прекрасные танцовщицы, и гармония, полная жизни, грации, энергии, и Адель Дюмилатр, и особенно Карлотта Гризи. Всего вдосталь! В добрый час! Вот что называется балетом». Гранд-Опера в течение целого месяца давала исключительно представления «Жизели». На сцене Гранд-Опера за восемнадцать лет «Жизель» выдержала сто пятьдесят представлений. А вскоре последовали постановки в Бордо (1841 г.), Марселе, Турине, Лондоне, Брюсселе, Вене, Санкт-Петербурге (1842 г.), Лионе, Милане, Венеции, Берлине, Москве (1843 г.), Гааге, Флоренции, Генуи (1844 г.), Стокгольме, Риме, Дублине, Лиссабоне (1845 г.), Бостоне, Филадельфии, Чарльстоне, Нью-Йорке (1845 г.), Копенгагене, Варшаве (1848 г.) и Кенигсберге (1849 г.), В феврале 1884 года в Петербурге была осуществлена новая постановка балета в хореографии Мариуса Петипа. Значительная часть последующих постановок балета основывается на хореографии Петипа. Балет «Жизель» и сегодня входит в репертуар многих балетных трупп мира. В 1984 году труппа театра танца Гарлема поставила спектакль-адаптацию балета Адана «Креольская Жизель» («Creole Giselle») в которой действие было перенесено в Луизиану 1841 года – в годы Гражданской войны в США.

Сцена из балета «Креольская Жизель». Театр танца Гарлема.

Сцена из балета «Креольская Жизель». Театр танца Гарлема.

Еще один балет Адана пользующийся неизменным успехом и популярностью до нашего времени –  балет в трех актах «Корсар» (««Le Corsaire»») написанный по одноименной поэме Байрона (1814 г.).

ад5302Авторы либретто Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье. Первое представление состоялось 23 января 1856 года в Парижской Опере (Opéra de Paris) в постановке балетмейстера Жозефа Мазилье. А 12 января 1858 года состоялась премьера балета в Петербурге в Большом каменном театре в постановке балетмейстера Ж. Перро (с частичным использованием хореографии Мазилье). Для петербургской постановки балета Цезарь Пуни дописал ряд музыкальных номеров и кроме того в спектакль был добавлен вставной номер «Pas d’esclave» на музыку П. Г. Ольденбургского в постановке М. И. Петипа. В том же году 3 ноября состоялась премьера балета в Большом театре в Москве в постановке балетмейстер П. Ф. Малаверня.

Сцена из балета «Корсар». О. И. Преображенская в роли Медоры, 1899 г.

Сцена из балета «Корсар». О. И. Преображенская
в роли Медоры, 1899 г.

Адан также является автором шести кантат, около двухсот пьес для фортепьяно и, по меньшей мере, шестидесяти пяти песен, в том числе рождественского гимна «Cantique De Noel» (1847 г.), а также музыки к более тридцати драматическим спектаклям.

Адольф Шарль Адан умер 3 мая 1856 года в Париже. Он похоронен на кладбище Монмартр («Montmartre Cemetery») в Париже.

ад5296Адан был одним из наиболее знаменитых и любимых композиторов Франции первой половины XIX века. Его оперы и балеты пользовались неизменным успехом у публики, а слава еще при жизни перешагнула рубежи Франции. Камиль Сен-Санс писал о его творчестве: «Где чудные дни «Жизели» и «Корсара»?! Это были образцовые балеты. Необходимо воскресить их традиции. Ради бога, если это возможно, отдайте нам прекрасные балеты былых времен». А Петр Ильич Чайковский считал балет «Жизель» «драгоценным камнем поэзии, музыки и танца».

 Одноактная комедия Адана «Le Chalet» (1834 г.) считается первой настоящей французской опереттой.

Его произведения сохранили популярность до нашего времени, о чем свидетельствуют многочисленные аудиозаписи его произведений. Вот лишь некоторые из них: «Si j’étais roi»  в исполении  Orchestre des Hessischen Rundfunks Frankfurt (1953 г.), «Giselle» в исполнении Orchestre de la Société des Concerts Парижской консерватории (1957 г.), «Giselle» в исполнении Лондонского симфонического оркестра (1959 г.), «Giselle» в исполнении Венского филармонического оркестра, дирижер Герберт фон Караян, (1961 г.), «Marche funèbre pour les funérailles de l’empereur Napoléon I er dans Napoléon-Bonaparte» (1962 г.), «Le Toréador» в исполнении Orchestre lyrique de l’ORTF (1963 г.), «Le Diable à quatre» в исполнении Лондонского симфонического оркестра (1965 г.), «Giselle, ou les Wilis» в исполнении оркестра «Orchestre national de l’Opéra de Monte-Carlo» (1967 г.), «Giselle, ou les Wilis» в исполнении оркестра «London Festival Ballet Orchestra» (1972 г.), «Le Postillon de Lonjumeau» в исполнении Филармонического оркестра Монте-Карло (дирижер Томас Фултон, 1985 г.), «Giselle, ou les Wilis» в исполнении Оркестра Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» (1986 г.), «Le Corsaire» в исполнении Английского камерного оркестра (1992 г.), «Giselle» в исполнении Оркестра Королевского оперного театра «Ковент-Гарден» (дирижер  Марк Эрмлер, 1993 г.), «Giselle, ou les Wilis» в исполнении Симфонического оркестра Словацкого радио (1994 г.), «Giselle» в исполнении оркестра «Academy of St Martin in the Fields» (дирижер Невилл Маринер, 1994 г.), «Le Corsaire» в исполнении Orchestre philharmonique de Nice (1995 г.), «La Filleule des fées» в исполнении Квислендского симфонического оркестра (1996 г.), «La Jolie Fille de Gand» в исполнении Квислендского симфонического оркестра (1996 г.), «Minuit, chrétiens» dans Chants sacrés в исполнении хора и оркестра Capitole de Toulouse (дирижер Мишель Плассон, 1996 г.), «Giselle» в исполнении оркестра Большого театра (дирижер Александр Копылов, 1997 г.), «Le Toréador» в исполнении оркестра Валлийской Национальной оперы (1998 г.), «Le Toréador» в исполнении Orchestre Albéric Magnard (2005 г.).

Обложка DVD фильма-балета «Жизель». 1969 г.

Обложка DVD фильма-балета «Жизель». 1969 г.

По произведениям Адана поставлены фильмы: «Почтальон из Лонжюмо» (1936 г.), «Жизель» (режиссёр Хьюго Нибелинг, 1969 г.) и «Жизель» (хореография Л. Лавровского, 1974 г.).

Кадр из фильма «Мания Жизели».

Кадр из фильма «Мания Жизели».

А фрагменты из его балетов вставными эпизодами присутствуют в таких фильмах как «Сицилианская защита» (1980 г.), «Танцоры/ Танцовщики» («Dancers», 1987 г.), «Танцующие призраки» (1992 г.), «Мания Жизели» (режиссёр Алексей Учитель, 1996 г.), «Божественная Жизель» (документальный фильм, режиссёр Майя Меркель, 1997 г.).

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2014 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.