АДВЕНТОВИЧ, КАРОЛЬ

Кароль Адвентович (Karol Adwentowicz), — польский актёр и театральный режиссер.

ад5469Родился 19 октября 1871 года в Wielogórze Радомской губернии Российской империи (ныне Мазовецкого воеводства, Польша).

Учился в средней школе в Радоме, из которой был исключен за хранение произведений Адама Мицкевича и Юлиуша Словацкого, получив «волчий билет» запрещавший ему учиться во всех государственных школах Австро-Венгерской империи. Продолжил образование в частной средней школе профессора Бернацкого в Радоме.

После окончания школы работал на ферме, а затем железнодорожным рабочим.

Кароль Адвентович вступил в любительскую театральную труппу Карла Хоффмана в Радоме, дебютировав 4 февраля 1894 года в спектакле по пьесе Александра Фредро. Позже он присоединился к труппе бродячего театра, а в 1895 году к труппе театра в Ченстохове руководимой Чеславом Яновским. Здесь он принял участие в сорока двух спектаклях, исполнив такие роли классического репертуара как Карл Моор (в спектакле по пьесе Фридриха Шиллера «Разбойники») и Лаэрт (в спектакле по пьесе Шекспира «Гамлет»). Оттуда он перебрался сначала в Варшаву, а в 1897 году в Познань, где играл в польском театре.

В 1900 году он актер городского театра в Львове, где играл до 1912 года.

В 1900 году Адвентович вступил в польскую социал-демократическую партию.

В 1912 году перебирается в Краков, где играет в «Teatru im».

 В годы Первой мировой войны он вступил в польский легион и служил в полку улан.

Но уже в 1915 году выступает на сценах Вены, Загреба и Брно.

В период с 1915 по 1929 год Адвентович, не имея постоянной работы, много гастролирует, выступая в Львове, Кракове, Лодзи, Люблине, Вильно, Быдгоще, Катовице, Познани и Варшаве.

В 1929 – 1930 годах он занимает должность директора городского театра в Лодзи.

В 1939 году приезжает в Варшаву, где выступает на сцене «Польского театра» («Teatrem Polskim»).

В 1932 году Кароль Адвентович основал Камерный театр в Варшаве.

В  сезоне 1933/1934 года был содиректор варшавского театра «Атенеум» («Teatru Ateneum»),

Во время Второй мировой войны и немецкой оккупации он руководил артистическим кафе «Znachor» в Варшаве. В 1942 году был арестован гестапо и заключен в тюрьму «Павяк» («Pawiak») в Варшаве. Был освобожден через восемь месяцев, в апреле 1943 года. После подавления Варшавского восстания, переехал в Краков, где выступал в «Teatr Powszechny».

В 1945 году Кароль Адвентович художественный руководитель «Силезского театра» («Teatrem Śląskim») в Катовице.

В 1948 году он стал членом Польской объединенной рабочей партии.

В 1948-1950 — работал в «Teatrowi Powszechnemu» в Лодзи.

С 1950 года он вновь актер «Польского театра» в Варшаве. Здесь он проработал до своей смерти.

Актёр широкого диапазона, Адвентович с равным успехом выступал в трагедийных, характерных и комедийных ролях: Эдвин («Отшельник и поэт» Александра Фредро, 1894 г.), Чеслав («Отшельник и поэт» Александра Фредро, Городской театр в Львове, 1900 г.), Поэт («Свадьба» Станислава Выспяньского, Городской театр в Львове, 1901 г.), Рюи Блаз («Рюи Блаз» Виктора Гюго, Городской театр в Львове, 1902 г.), придворный Леонта («Зимняя сказка» Уильяма Шекспира, Городской театр в Львове, 1902 г.), Орсино («Двенадцатая ночь» Уильяма Шекспира, Городской театр в Львове, 1902 г.), Фердинанд («Коварство и любовь» Фридриха Шиллера, Городской театр в Львове, 1902 г.), Януш Мазовецкий («Крестоносцы» по роману Генрика Сенкевича, Городской театр в Львове, 1902 г.), Винченцио («Мера за меру» Уильяма Шекспира, Городской театр в Львове, 1902 г.), Леонард («Женщина с кинжалом» Артура Шницлера, Городской театр в Львове, 1903 г.), Владислав («Венок из мирта» Ежи Жулавского, Городской театр в Львове, 1903 г.), Грегорс Верле («Дикая утка» Генрика Ибсена, Городской театр в Львове, 1903 г.), Тадеуш («Снег» Станислава Пшибышевского, Городской театр в Львове, 1903 г.), Фауст («Фауст» Иоганна Вольфганга Гете, Городской театр в Львове, 1904 г.), Константин («Дети Ванюшина» Сергея Найденова, Городской театр в Львове, 1904 г.), Бертрам («Все хорошо, что хорошо кончается» Уильяма Шекспира, Городской театр в Львове, 1904 г.), Беккер («Ткачи» Герхарта Гауптмана, Городской театр в Львове, 1904 г.), Георг, герцог Кларенс («Ричард III» Уильяма Шекспира, Городской театр в Львове, 1905 г.), Альфред Алмерс («Маленький Эйольф» Генрика Ибсена, Городской театр в Львове, 1905 г.), Астров («Дядя Ваня» А. П. Чехова, Городской театр в Львове, 1906 г.), Мелеандр («Аглавена и Селизетта» Мориса Метерлинка, Городской театр им  Словацкого – Краков, 1911 г.), Гамлет («Гамлет» Уильяма Шекспира, Городской театр им  Словацкого – Краков, 1921 г.), Халвар Сольнес («Строитель Сольнес» Генрика Ибсена, Камерный театр – Варшава, 1935 г.), Просперо («Буря» Уильяма Шекспира, Театр Войска Польского – Лодзь, 1947 г.), Филипп Строцци («Лоренцаччо» Альфреда де Мюссе, Teatr Polski – Варшава, 1955 г.), Пастор Мандерс («Привидения» Генрика Ибсена, Teatr Ludowy – Варшава, 1957 г.).

Кароль Адвентович также осуществил ряд постановок как режиссер в частности на сцене Камерного театра в Варшаве.

Он также снялся в фильмах «Pomszczona krzywda» (1912 г.) и «Przeor Kordecki — obrońca Częstochowy» (1934 г.).

Кароль Адвентович в фильме «Przeor Kordecki - obrońca Częstochowy».

Кароль Адвентович в фильме «Przeor Kordecki — obrońca Częstochowy».

Награжден орденом «Sztandaru Pracy» первого класса (1950 г.) и Золотым крестом за заслуги (1953 г.).

Адвентович был удостоен ряда премий в том числе: Премии издательского кооператива «Czytelnik» за роль Просперо в спектакле «Буря» в лодзинском Театре Войска Польского (1947 г.), Премия  на «Festiwalu Sztuk Radzieckich» (1949 г.), Государственная премия (1950 и 1955 гг.).

Кароль Адвентович скончался 19 июля 1958 года в Варшаве. Похоронен – «Alei Zasłużonych na Powązkach Wojskowych» в Варшаве.

ад5468В 1960 году были посмертно опубликованы его автобиографические воспоминания.

Он считается одним из самых выдающихся трагических польских актеров первой половине ХХ века.

В Лодзи в его честь названа улица.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.