АДВОКАТ В ИСКУССТВЕ

Адвокат (латинское advocatus — от advoco — приглашаю) — лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим (организациям) лицам, в том числе защита их интересов и прав в суде.

Чарльз Вебб. «Адвокаты».

Чарльз Вебб. «Адвокаты».

В частности адвокат выступает в качестве защитника в уголовном процессе (лица, осуществляющего защиту интересов обвиняемого или подозреваемого в преступной деятельности в ходе предварительного расследования и/или судебного разбирательства).

В практике католической церкви существуют церковные адвокаты — лица осуществляющие защиту интересов и прав при рассмотрении дел в судах католической церкви, по большей части в делах о супружеской неверности и разводах.

Василий Курочкин.

Поэту-адвокату.

 

Не бойся, адвокат, общественного мненья,

Когда имеется в виду солидный куш

И убеждения податливы к тому ж,

Берись за все дела! Какие тут сомненья!

 

В тебе, в твоем нутре таятся убежденья,

Вполне согласные со злобой наших дней:

Тем преступления доходней, чем крупней,

И только мелкие позорны преступленья.

 

Что значит суд толпы? Ты сам свой высший суд.

Конечно, оценить сумеешь ты свой труд

Дороже, чем богач, не только пролетарий.

 

Так плюнь на суд толпы и на газетный свист.

Запомни лишь одно, как адвокат-юрист:

Тем выше подвиг твой, чем выше гонорарий!

 Адвокаты, в современном понимании этого термина, впервые появились в  Древнем Риме. «Первыми юристами в Риме были патроны. В лице их совмещались две профессии: юрисконсультов и адвокатов» (Е. В. Васьковский). Адвокатура республиканского периода Древнего Рима была свободной профессией и никакого корпоративного устройства не имела. Корпорация профессиональных защитников в суде сформировалась в Риме в эпоху Империи.

Фрагмент саркофага римского адвоката Валерия Петрониана. 315-320 гг.

Фрагмент саркофага римского адвоката Валерия Петрониана. 315-320 гг.

После упадка Римской империи адвокатура получила свое дальнейшее развитие в Византии. Так император Лев I Указом 460 года вменил губернаторам и защитникам городов (муниципий) в обязанность производить расследования о происхождении и занятиях претендентов на звание адвоката. А также установил специальный экзамен на годность «кандидата в адвокаты». Особое значение для развития адвокатуры имел кодекс Юстиниана. Благодаря этим мерам в Византии сформировалось «сословие адвокатов».

Формы организации и принципы адвокатской деятельности в Древнем Риме и Византии оказали влияние на устройство адвокатуры в государствах западной Европы, где королевских судах Англии XII – XV веков возрождается профессия адвоката.

Уже в законодательных памятниках XV века сообщается о профессиональных поверенных в суде на Руси. Наиболее известны свидетельства из древнего Новгорода, о праве любого тяжущегося в суде иметь поверенного.

Многие адвокаты достигли известности не только в своей профессиональной деятельности, но и в различных областях политики литературы и искусства. Адвокатами были: древнеримский политик и философ Марк Туллий Цицерон, отцы-основатели Первой французской республики Максимилиан Робеспьер и Жорж Жак Дантон и президент США Авраам Линкольн.

 Цицерон.

Цицерон.

Аделаида Лабиль-Жиар «Портрет Максимилиана Робеспьера».

Аделаида Лабиль-Жиар «Портрет Максимилиана Робеспьера».

«Жорж-Жак Дантон». Гравюра работы Сандо с портрета кисти Бонневиля.

«Жорж-Жак Дантон». Гравюра работы Сандо с портрета кисти Бонневиля.

Президент США Авраам Линкольн начинал свою карьеру в качестве адвоката.

Президент США Авраам Линкольн начинал свою карьеру в качестве адвоката.

Есть моменты, когда душа возмущается неправдой, чужими грехами, возмущается во имя нравственных правил, в которые верует, которыми живет,– и, возмущенная, поражает того, кем возмущена… Так, Петр поражает раба, оскорбляющего его учителя. Тут все-таки есть вина, несдержанность, недостаток любви к падшему, но вина извинительнее первой, ибо поступок обусловлен не слабостью, не самолюбием, а ревнивой любовью к правде и справедливости. Ф. Н. Плевако.

Образ адвоката широко распространен в изобразительном искусстве уже с XVI века — Джузеппе Арчимбольдо «Адвокат» (1566 г.), Доменико Робусти Тинторетто «Портрет трех юристов и нотариусов» (1623 г.), Пьетро Уберти «Портрет трех юристов», Адриан ван Остаде «Адвокат в своем кабинете».

Джузеппе Арчимбольдо. «Адвокат».

Джузеппе Арчимбольдо. «Адвокат».

 Доменико Робусти Тинторетто «Портрет трех юристов и нотариусов» (1623 г.).

Доменико Робусти Тинторетто «Портрет трех юристов и нотариусов» (1623 г.).

Пьетро Уберти. «Портрет трех адвокатов».

Пьетро Уберти. «Портрет трех адвокатов».

Адриан ван Остаде «Адвокат в своем кабинете».

Адриан ван Остаде «Адвокат в своем кабинете».

На картине Ганса Гольбейна Младшего «Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона» (1528 г.) персонажи изображены под подчеркнуто одинаковым ракурсом, взгляд обоих прикован к чему-то, по-видимому, очень важному, за пределом картины.

Ганс Гольбейн Младший «Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона» (1528 г.).

Ганс Гольбейн Младший «Двойной портрет нотариуса и судьи Томаса Годселва и его сына Джона» (1528 г.).

А на картине Питера Брейгеля Младшего «Деревенский адвокат» (1621 г.) изображена контора сельского адвоката, крестьяне, толпящиеся в небольшом помещении у стола, заваленного бумагами. За столом адвокат-проныра принимает плату от клиентов «чем бог послал» — курами, яйцами, овощами.

Питер Брейгель Младший «Деревенский адвокат» (1621 г.).

Питер Брейгель Младший «Деревенский адвокат» (1621 г.).

В XIX веке образ адвоката становится необычайно популярным в изобразительном искусстве, что связанно в первую очередь с ростом значения этой профессии в общественной жизни.

Тома Кутюр. «Адвокат направляется в суд».

Тома Кутюр. «Адвокат направляется в суд».

Франческо Гонин «Адвокат» (1840 г.).

Франческо Гонин «Адвокат» (1840 г.).

Теодор Бернард де Хёвель. «После вскрытия завещания» (1869 г.).

Теодор Бернард де Хёвель. «После вскрытия завещания» (1869 г.).

Во второй трети XIX века французский художник-график Оноре Домье создал целую галерею адвокатов в серии литографий «Служители правосудия» (1835-1848 гг.). «Позднее Домье выполняет серию «Адвокаты». В этих произведениях он как бы переводит на язык живописи свои графические работы. Его картины проникнуты тем же сарказмом, в них он также прибегает к гротеску. Художник показывает адвокатов, театрально жестикулирующих, проливающих крокодиловы слезы во время выступлений (акварель «Защитник») и самодовольных за кулисами, когда они встречаются вместе, обсуждая свои очередные грязные дела («Три адвоката»). Домье часто пользуется крупным планом, лишь намечая интерьер, в котором происходит действие, изображая только самые главные, необходимые предметы. Будто прожектором, он освещает головы, чтобы лучше показать лица, то тупые, безучастные, то ехидные, лицемерные, презрительные, ханжеские. Черные мантии адвокатов темным силуэтом выделяются на золотистом фоне» (Н. Яворская).

О. Домье. «Адвокат, которому хорошо заплатят». Литография. (1845 г.).

Оноре Домье. «Адвокат, которому хорошо заплатят». Литография. (1845 г.).

Оноре Домье. «Адвокаты».

Оноре Домье. «Адвокаты».

Оноре Домье. «Два адвоката».

Оноре Домье. «Два адвоката».

Оноре Домье. «Адвокат».

Оноре Домье. «Адвокат».

Кисти Поля Сезанна принадлежат картины «Адвокат» («Дядюшка Доминик») и «Мужчина в соломенной шляпе» на которой изображен друг детства Поля Сезанна адвокат Гюстав Бойер.

Поль Сезанн. «Адвокат» («Дядюшка Доминик»).

Поль Сезанн. «Адвокат» («Дядюшка Доминик»).

Поль Сезанн. «Мужчина в соломенной шляпе».

Поль Сезанн. «Мужчина в соломенной шляпе».

А на рубеже XIX и XX веков к образу адвоката обратился художник Жан-Луи Форен.

Жан-Луи Форен «В зале суда» (1910 г.).

Жан-Луи Форен «В зале суда» (1910 г.).

Жан-Луи Форен «В зале суда» (1910 г.).

Жан-Луи Форен «В зале суда» (1910 г.).

Роберт Бернс.

Лорд-адвокат.

 Слова он сыпал, обуян

Ораторским экстазом,

И красноречия туман

Ему окутал разум.

 

Он стал затылок свой скрести,

Нуждаясь в смысле здравом,

И где не мог его найти,

Заткнул прорехи правом…

С развитием печатных средств массовой информации возник новый изобразительный жанр, в сюжете которого адвокат играет одну из ведущих ролей — судебная зарисовка. Судебные художники пользуются разной техникой — от карандашных набросков до акварели.

Террорист из Оклахомы-Сити Тимоти Маквей, убивший 168 и ранивший 800 человек, слушает доводы своего адвоката в 1997 г. Маквей был казнен при помощи смертельной инъекции 11 июня 2001 г.

Террорист из Оклахомы-Сити Тимоти Маквей, убивший 168 и ранивший 800 человек, слушает доводы своего адвоката в 1997 г. Маквей был казнен при помощи смертельной инъекции 11 июня 2001 г.

В США судебный рисунок отсчитывает свою историю от суда над салемскими ведьмами в XVII веке.

Судебная зарисовка из зала суда во время процесса над салемскими ведьмами Рисунок 1876 года.

Судебная зарисовка из зала суда во время процесса над салемскими ведьмами Рисунок 1876 года.

Судебная зарисовка из зала суда во время процесса над салемскими ведьмами.

Судебная зарисовка из зала суда во время процесса над салемскими ведьмами.

В середине XIX века здесь было несколько известных судебных зарисовщиков-эстампистов, среди которых выделялись Джордж Калеб Бингем и Дэвид Блит.

В Европе у истоков судебного рисунка был все тот же Оноре Домье.

Оноре Домье. «Адвокат». Судебная зарисовка.

Оноре Домье. «Адвокат». Судебная зарисовка.

В России художников начали допускать к работе в судах в середине XIX века. На процессе по делу первомартовцев в 1881 году рисовали врач и путешественник Павел Пясецкий, художник-передвижник Владимир Маковский и полицейский художник А. Насветевич. Сохранились зарисовки с судебного процесса по делу Бейлиса.

Владимир Маковский. «Оправданная».

Владимир Маковский. «Оправданная».

А. А. Насветевич «Зарисовка на суде первомартовцев».

А. А. Насветевич «Зарисовка на суде первомартовцев».

Даже с изобретением фотографии, кинематографа и телевидения профессия судебного художника сохранилась, поскольку в судебных системах ряда стран фото- и видеосъёмка заседания суда запрещены. Это заставляет средства массовой информации положиться на художников-зарисовщиков для иллюстрирования материалов заседания суда.

Судебная зарисовка 1889 года с суда над экс-олдерменом Томасом Клири, опубликованная в «The New York Times».

Судебная зарисовка 1889 года с суда над экс-олдерменом Томасом Клири, опубликованная в «The New York Times».

«Уголовный процесс Оскара Уайльда» Судебная зарисовка из журнала «Иллюстрированные полицейские новости». (1895 г).

«Уголовный процесс Оскара Уайльда» Судебная зарисовка из журнала «Иллюстрированные полицейские новости». (1895 г).

Широкую известность своими зарисовками из зала суда получили американские художники Говард Броди, Билл Роблес, Лео Хершфилд, Дик Рокуэлл, Розали Риц, Мона Эдвардс, Артур Лиен.

Мона Эдвардс. «Пэрис Хилтон с адвокатом в суде Лос-Анджелеса».

Мона Эдвардс. «Пэрис Хилтон с адвокатом в суде Лос-Анджелеса».

Артур Лиен. «Дело русских шпионов». Судебная зарисовка.

Артур Лиен. «Дело русских шпионов». Судебная зарисовка.

Графическая серия Кукрыниксов «Обвинение» создавались по мотивам того, что художники увидели и услышали в зале суда в ходе Нюрнбергского процесса.

Кукрыниксы. «Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе».

Кукрыниксы. «Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе».

Адвокат — это ученый джентльмен, который спасает ваше имущество от ваших врагов и забирает его себе. Генри Питер Брум.

В художественной литературе мы встречаемся с многочисленными адвокатами, причем их характеристика зачастую весьма негативна. Вспомним хотя бы слова мясника Джека Кейда в «Генрихе VI» В. Шекспира – «Первое что мы сделаем, давайте убьем всех адвокатов».

Эта сатирическая линия была продолжена вплоть до литературы ХХI века. Мы встречаем сатирические описания адвокатов у Чарльза Диккенса, Марка Твена, Оскара Уайльда, Карела Чапека.

Рисунок к роману Ч. Диккенса «Холодный дом»  (Адвокат и Клиент), 1852-53 гг.

Рисунок к роману Ч. Диккенса «Холодный дом» (Адвокат и Клиент), 1852-53 гг.

Но особо критически рассматривается  профессия адвоката мы в русской литературе. Вот как характеризует адвокатов Н. А. Некрасов:

И содрав гонорар неумеренный,

Восклицал мой присяжный поверенный:

«Перед вами стоит гражданин

Чище снега альпийских вершин».

А вот стихи А. Н. Апухтина:

Злы у вас судьи, но злей адвокаты;

Редко кто чешется: все демократы!

А вот какую характеристику дает Д. Д. Минаев в эпиграмме «Оговорка»:

Как адвокат, от Невских плит

Известен он до самой Риги,

И хоть молва о нем гремит,

Что он «как книга говорит»,

Но ведь и глупые есть книги.

Не менее критически описываются адвокаты Ф. М. Достоевским, А. П. Чеховым, Тэффи, Аркадием Аверченко, Михаилом Зощенко.

А в  романе американского писателя Эндрю Найдермана «Адвокат дьявола» сатира перерастает в гротеск.

ад6287Впрочем, отношения к профессии адвоката у литераторов весьма разнится. Столь разные писатели как Джон Голсуорси, Оноре де Бальзак, Теодор Драйзер и Лев Толстой выводили адвокатов на страницы своих произведений и они столь же не похожи друг на друга, сколь и литературная манера авторов.

П. Н. Пинкисевич. Иллюстрация к роману Теодора Драйзера «Финансист».

П. Н. Пинкисевич. Иллюстрация к роману Теодора Драйзера «Финансист».

А Франц Кафка создал образы людей этой профессии дважды — в рассказе «Новый адвокат» и в романе «Процесс» (адвокат Гульд).

Первое издание романа Франца Кафки «Процесс».

Первое издание романа Франца Кафки «Процесс».

Герой повести «Падение» французского писателя Альбера Камю Жан Батист Кламанс, бывший адвокат, специализировавшийся на защите вдов и сирот методично изобличает как общество, так и самого себя в пороках, называя, например, людей, которые живут в богатстве, но никогда не дают денег неимущим, «саддукеями», уточняя, что и сам он когда-то был саддукеем. Самоизобличение, самокопания и рефлексии Кламанса не лишены юмора, легкого хвастовства и крупицы горечи. Краеугольным для Кламанса стал момент, когда он понял, что на самом деле он - на стороне преступников, которых защищает, и даже самых заядлых злодеев считает на самом деле невиновными.

ад6289Отец героини романа американской писательницы Харпер Ли «Убить пересмешника» («To Kill a Mockingbird») шестилетней Джин Луизы Финч пожилой адвокат Аттикус берётся за заведомо проигрышное дело, чтобы защитить Тома Робинсона, чернокожего человека, который был обвинён в изнасиловании молодой белой женщины. Роман был опубликован в 1960 году и в 1961 году получил Пулитцеровскую премию.

Мне кажется, что избежать фальши и сохранить чистоту и совесть адвокату так же трудно, вообще говоря, как и всякому человеку достигнуть райского состояния. Ведь уже случалось нам слышать, как адвокаты почти клянутся в суде, вслух, обращаясь к присяжным, что они единственно потому только взялись защищать своих клиентов, что вполне убедились в их невиновности. Когда вы выслушиваете эти клятвы, в вас тотчас же и неотразимо вселяется самое скверное подозрение: «А ну если лжет и только деньги взял?» И действительно, очень часто выходило потом, что эти с таким жаром защищаемые клиенты, оказывались вполне и бесспорно виновными… Ф. М. Достоевский.

         Особой разновидностью литературных произведений, в которых мы встречаем многочисленных адвокатов, является детективный роман.

         Герой романов американского писателя Мелвилла Дэвиссона Поста адвокат Рэндольф Мейсон (сборники «Странные дела Рэндольфа Мейсона», «Последнее средство», «Человек, который исправлял судьбы»). Пост по сути, создал новую разновидность детективного жанра – «судебную драму» в которой совершение преступления, поиски злодея, разгадка тайны лишь второстепенные детали сюжета. Главное происходит, когда преступник оказывается на скамье подсудимых, а Мейсон пытается спасти его от правосудия, используя в качестве оружия закон. Вооруженный юридическими знаниями, острым умом и при этом лишенный нравственных принципов, он легко обнаруживает лазейки в законе и помогает своим клиентам использовать их, игнорируя дух закона, но строго соблюдая его букву. Рассказы Поста оказали значительное влияние на американскую литературу в частности на творчество Уильяма Фолкнера и Эрла Стенли Гарднера.

Американский писатель Эрл Стэнли Гарднер опубликовал свыше ста  романов (в том числе под псевдонимами А. А. Фэйр, Калетон Кендрейк, Чарльз Дж. Кенни, Чарлз М. Грин, Кил Конинг, Роберт Пар, Делла Стрит, Лес Тиллрей). Из них более восьмидесяти входят в серию главным героем которой является адвокат Перри Мейсон. Первый роман о его приключениях вышел в 1933 году. Гарднер сам около двадцати лет проработал адвокатом, а потому в его романах присутствует образцовое знание полицейской и судебной процедуры, аспектов проведения судебной экспертизы и многих других тонкостей адвокатской деятельности. Что же касается имени своего персонажа, то, по одной версии он позаимствовал его у Мелвилла Поста, а по другой -  это имя героя  в издательстве «Перри Мейсон & компания» выпускавшем журнал «Молодёжный компаньон» читателем которого писатель был в детстве. В отличие от других адвокатов, Мейсон не только представляет своих клиентов в суде, но и, прибегая к помощи других лиц, сам расследует преступления. В его деятельности ему помогают секретарша Деллу Стрит, частный детектив Пол Дрейк, молодой помощник юриста Джексон и телефонистка Герти. Мейсон никогда не проигрывает даже самые безнадежные дела. Так, в рассказе «Рассерженном свидетеле» герой совершенно случайно оказывается втянутым в дело об ограблении сейфа и, не успев как следует ознакомиться с ситуацией, благодаря интуиции и огромному опыту быстро выигрывает его. Центральное место деятельности Мейсона — судебный процесс, в ходе которого он неожиданными, но всегда глубоко продуманными вопросами вынуждает собеседника выкладывать самые потаенные мысли и спасает своего подзащитного. О популярности этого героя Гарднера говорит хотя бы тот факт, что Оззи Осборн в альбоме «Ozzmosis» посвятил Мейсону песню «Perry Mason».

ад6291После смерти Гарднера в 1970 году его персонажа узурпировал некий Томас Частейн, продолживший написание романов, которые, несмотря на свою дешёвую популярность, не были приняты поклонниками аутентичного Перри Мейсона.

В другой серии Гарднера, в которую входит девять романов о молодом окружном прокуроре Дугласе Селби, главным антагонистом героя является нечестный адвокат А. Б. Карр.

После Гарднера адвокаты стали весьма частыми гостями на страницах детективных произведений. Мы встречаем их в романе французского писателя Ги де Кара «Чудовище», в серии детективов об адвокате Горации Рамполе английского писателя Джона Клиффорда Мортимера, в романе английских писателей Ричарда Стэнли «Дика» Фрэнсиса и Феликса Фрэнсиса «Заезд на выживание».

Американский писатель Джон Гришэм — автор многочисленных «юридических триллеров» вывел адвокатов на страницах таких произведений как «Время убивать» («A Time to Kill» 1989 г.), «Фирма» («The Firm», 1991 г.), «Клиент» («The Client», 1993 г.), «Камера» («The Chamber», 1994 г.), «Золотой дождь» («The Rainmaker», 1995 г.), «Вердикт» («The Runaway Jury», 1996 г.), «Партнёр» («The Partner», 1997 г.), «Уличный адвокат» («The Street Lawyer», 1998 г.), «Король сделки» (The King of Torts», 2003 г.),  «Противники» («The Litigators», 2011 г.).

ад6292К «юридическим триллерам»  относится и роман американского писателя Майкла Коннелли «Линкольн» для адвоката», романы Скотта Фредерика Туроу «Бремя доказательства» и «Считается невиновным», роман Роберта Трэвера «Анатомия убийства», роман Барри Рида «Вердикт».

А в  романе Лизы Скоттолайн «Обхаживая неприятности» главная героиня проницательная и сексапильная адвокат Анна Мерфи, успевает не только расследовать преступления и защищать клиентов, но еще и по ходу дела соблазняет адвоката из команды противника.

Роман Джонатана Харра «Гражданский иск» основан на реальных событиях - деле «Андерсен против Cryovac» и влиянии, которое оно оказало на судьбу адвоката.

Адвокаты герои романов Джона Д. Макдональда («Палачи»), Уильяма Дила («Первобытный страх»), Джоди Пиколта («Мой ангел-хранитель»),  Ричарда Норта Паттерсона («Степень вины» и «Глаза ребенка»).

Не щадят и духовного звания!

Адвокатам одним только рай.

За лишение прав состояния

И за то теперь деньги подай!

Н. А. Некрасов.

Героем европейской сцены адвокат впервые становится в XV веке. Между 1464 и 1469 годами в Париже был сочинён одноактный фарс в стихах «La Farce de Maître Pathelin» («Фарс об адвокате Пьере Патлене»). Фарс написан восьмисложным стихом (содержит 1605 стихов) на диалекте Иль-де-Франс.

«Адвокат Патлен на суде». Средневековая французская гравюра.

«Адвокат Патлен на суде». Средневековая французская гравюра.

Авторство в разное время приписывалось Пьеру Бланше, Антуану де ла Салю, Гийому Алексису и даже Франсуа Вийону. Но профессор кафедры французской литературы в университете Монреаля медиевист Бруно Рой считает, что скорее всего автор фарса был Трибуле, шут герцога Рене Анжуйского.

«Адвокат Патлен». Средневековая французская гравюра.

«Адвокат Патлен». Средневековая французская гравюра.

Первоначально фарс играли во время карнавала перед Великим постом. Известно также, что в 1512 году парижские студенты публично играли «Адвоката Патлена» в латинском переводе.

А первое издание было осуществлено в Лионе в 1485 или 1486 году.

«Фарс об адвокате Пьере Патлене» был весьма популярен в свое время, и оказывал влияние на развитие народного театра на протяжении более века. Его популярность вызвала появление двух «продолжений»: в 1474 году — «Новый Патлен» (опубликован впервые в 1512 г.) и между 1480 и 1490 годами — «Завещание Патлена» (впервые опубликован в 1505 г.). Вместе они составили своеобразную трилогию об адвокате Патлене.

ад6297Известно множество обработок сюжета этого фарса, в том числе комедия Давида-Огюстена Брюэса «Адвокат Патлен» («L’Avocat Patelin», XVII в.), комедия Ж. де Палапра «Адвокат Пателен» («L’Avocat Patelin», 1911 г.), а также оперы «Адвокат Платен» Франсуа Базена (1856 г.), Якопо Форони (1858 г.) и комическая опера Левена и Лангле.

ад6296В России комедия Ж. де Палапра «Адвокат Пателен» в переводе М. П. Петровского шла в Петрограде в Театре марионеток Ю. и П. Сазоновых в 1915 году. Спектакль прославила работа художника Мстислава Добужинского.

«Адвокат Пателен». Эскизы марионеток М. Добужинского к комедии Палапра «Адвокат Пателен». Театр марионеток Ю. и П. Сазоновых, Петроград, 1915 г.

«Адвокат Пателен». Эскизы марионеток М. Добужинского к комедии Палапра «Адвокат Пателен». Театр марионеток Ю. и П. Сазоновых, Петроград, 1915 г.

«Мадам Пателен». Эскизы марионеток М. Добужинского к комедии Палапра «Адвокат Пателен». Театр марионеток Ю. и П. Сазоновых, Петроград, 1915 г.

«Мадам Пателен». Эскизы марионеток М. Добужинского к комедии Палапра «Адвокат Пателен». Театр марионеток Ю. и П. Сазоновых, Петроград, 1915 г.

Пожалуй, самым известным драматургическим произведением ХХ века, в котором одним из главных героев является адвокат, стала написанная Морин Даллас Уоткинс в 1926 году пьеса «Чикаго» («Chicago»). Еще в 1924 году работая в ««Чикаго Трибьюн» Уоткинс написала серию репортажей про двух преступниц: Бьюле Эннон, и актрисе варьете Белве Гэртнер застреливших своих любовников.

ад6301На основе этих репортажей и была написана пьеса изначально называвшаяся «Храбрая Маленькая Женщина» («The Brave Little Woman»), которую она затем переименовала в «Чикаго, или Играй в бейсбол» («Chicago, or Play Ball»), а позже сократила название до «Чикаго». Прототипом главной героини «Рокси Харт» стала Бьюла Эннан, а «Вэлмы Келли» — Белва Гэртнер. А прототипом адвоката Билли Флинна стали их адвокаты Уилльям Скотт Стюарт и Ви-Ви О’Брайн. 30 декабря 1926 года состоялась премьера спектакля «Чикаго» на Бродвее. Спектакль выдержал сто восемьдесят два представления.

ад6300В 1975 году на Бродвее состоялась премьера мюзикла Джона Кандера на либретто Фреда Эбба и Боба Фосса «Чикаго» («Chicago») написанного по мотивам пьесы Морин Даллас Уоткинс. В 1996 году мюзикл был возрожден на Бродвее с обновлённой хореографией, и отмечен премией «Тони» за лучший возобновлённый мюзикл, лучшую режиссуру, лучшую хореографию.

ад6302Бывший юрист Э. Раис, детально воссоздал атмосферу нью-йоркской адвокатской конторы в пьесе «Адвокат» (1931 г.). Успехи героя пьесы, Джорджа Саймона, на адвокатском поприще отталкивают от него его истинных друзей. Собственное тщеславие и неверность жены приводят героя на грань нервного срыва, от которого его спасают лишь беззаветная любовь секретарши и сенсационное дело об убийстве, требующее от него напряжения всех сил.

Герой пьесы Агаты Кристи «Свидетель обвинения»  Сэр Уилфрид Робартс — великолепный адвокат. Но в связи с тяжелой болезнью, врачи запрещают ему заниматься уголовными делами. Однако его заинтересовывает весьма скользкое и практически безнадежное дело Леонарда Воула — единственного подозреваемого в убийстве пожилой и обеспеченной дамы Эмили Френч. Сэр Уилфрид, невзирая на наставления врачей, берется за это дело. Пьеса была впервые исполнена в Ноттингеме 28 сентября 1953 года в Лондоне 28 октября 1953 года и на Бродвее 16 декабря 1954 года.

Сцена из спектакля МХТ им. Чехова «Свидетель обвинения».

Сцена из спектакля МХТ им. Чехова «Свидетель обвинения».

Пьеса Джерома Лоуренса и Роберта Эдвина Ли «Пожнёшь бурю» была написана на основе материалов так называемого обезьяньего процесса. Название пьесы и книги восходит к цитате из «Книги притчей Соломоновых». Действие происходит в 1925 году в небольшом городке Хиллсборо на юге США. Местный школьный учитель Бертрам Кейтс обвиняется в том, что преподаёт ученикам запрещённую в штате эволюционную теорию. В связи с этим он арестован и предан суду. Казалось, у скромного школьного учителя немного шансов выиграть суд. Однако, благодаря корреспонденту газеты «Baltimore Herald» Хорнбеку, история получает громкую огласку. Защищать Кейтса берётся знаменитый адвокат Генри Драммонд. В итоге процесса Кейтса признают виновным, но, убеждённый доводами адвоката, судья присуждает только выплату небольшого штрафа.

Весьма своеобразна судьба пьесы «Миссис Пайпер ведёт следствие» («Busybody») британского драматурга Джека Поплуэлла. Хотя она не пользовалась особой популярностью, но ее французская переработка, выполненная Робером Тома и названной им «Попугаиха и цыплёнок» («La Perruche et le Poulet») обошла сцены всего мира.

Адвокаты также являются героями пьесы в одном действии английского писателя Джона Клиффорда Мортимера «Адвокат по назначению» и пьесы Аарона Соркина «Несколько хороших парней».

 Клиент, хоть сколько-нибудь сведущий, всегда знает свое дело лучше иных адвокатов: адвокаты из кожи вон лезут и надрываются до хрипоты, лишь бы показать свою осведомленность решительно во всем, кроме, впрочем, самого дела, но вместе с тем их весьма мало трогает то обстоятельство, что они разорили клиента, надоели слушателям и усыпили судей… Пьер Огюстен Бомарше.

К фигуре адвоката весьма часто обращается и кинематограф.

Были экранизированы (причем некоторые неоднократно) многие произведения литературы упоминавшиеся выше.

Например, пьеса Морин Даллас Уоткинс «Чикаго»  была впервые экранизирована в 1927 году Сесилем Де Миллем, снявшим одноимённый немой фильм. В 1942 году вышла картина «Рокси Харт» режиссера Уильяма Вельмана (сюжет фильма отличался от пьесы, потому что целиком сосредотачивался только на самой Рокси Харт). И наконец, в 2002 году режиссёр Роб Маршалл снял по мюзиклу, написанному на основе пьесы Уоткинс фильм «Чикаго». Роль адвоката Билли Флинна в этой картине исполнил актер Ричард Гир.

Ричард Гир в роли адвоката Билли Флинна.

Ричард Гир в роли адвоката Билли Флинна.

Детективный кинофильм Билли Уайлдера «Свидетель обвинения» («Witness for the Prosecution»), премьера которого состоялась в 1957 году — экранизация одноимённой пьесы Агаты Кристи.

Фильм «Анатомия убийства» («Anatomy of a Murder», 1959 г.) режиссёра Отто Премингера, основан на романе, написанном судьёй, взявшим псевдоним Роберт Трэвер. Роль адвоката Пола Биглера в нем исполнил Джеймс Стюарт.

Джеймс Стюарт в роли адвоката Пола Биглера.

Джеймс Стюарт в роли адвоката Пола Биглера.

Художественный фильм режиссера Стэнли Крамера «Пожнёшь бурю» («Inherit the Wind», 1960 г.) был создан по мотивам одноимённой пьесы Джерома Лоуренса и Роберта Эдвина Ли. Фильм был удостоен «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль и за лучший фильм для детей. Роль адвоката Генри Драммонда исполнил  Спенсер Трейси.

Спенсер Трейси в роли адвоката Генри Драммонда.

Спенсер Трейси в роли адвоката Генри Драммонда.

Картина режиссера Роберта Маллигана «Убить пересмешника» («To Kill a Mockingbird», 1962 г.) - экранизация одноимённого романа Харпер Ли. Роль адвоката Аттикуса Финча в ней исполнил Грегори Пек.

Грегори Пек в роли адвоката Аттикуса Финча.

Грегори Пек в роли адвоката Аттикуса Финча.

Как это ни странно, но киноэкранизации романов Гарднера посвященных адвокату Перри Мейсону можно буквально пересчитать по пальцам одной руки.  Это советская картина – «Все против одного» 1986 года год (причем фамилия главного героя заменена с Мейсона на Джексон, в главной роли снялся Юозас Будрайтис). И экранизация 1983 года турецких кинематографистов — фильм «Перри Мейсон» с Керимом Афсаром  в главной роли.

Юозас Будрайтис в роли адвоката Джексона.

Юозас Будрайтис в роли адвоката Джексона.

 «Вердикт» («The Verdict») - фильм Сидни Люмета, поставленный в 1982 году по сценарию Дэвида Мэмета. Фильм основан на одноименном романе Барри Рида. Главный «герой» - некогда успешный, а затем спившийся и опустившийся адвокат Фрэнк Гэлвин, потерявший клиентуру и практически безработный. Его знакомый и бывший старший партнёр Микки из жалости передает ему довольно ординарное и малоперспективное дело - юридическую поддержку иска родственников впавшей в кому роженицы против врачей католического госпиталя, который по всем обычаям должен разрешиться во внесудебном порядке. В случае успешного исхода дела семья пострадавшей получит компенсацию, а госпиталь избежит ненужной огласки.

Советский комедийный фильм «Ищите женщину» поставлен на киностудии «Мосфильм» в 1982 году режиссёром Аллой Суриковой по французской адаптации Робера Тома пьесы «Миссис Пайпер ведёт следствие» британского драматурга Джека Поплуэлла. Фильм имеет подзаголовок «История одного убийства». Мэтр Роше (Сергей Юрский) - адвокат, владелец нотариальной конторы и дома, в котором она расположена. Он человек дела, не склонный к сантиментам. Груб, но не глуп, увлечён работой. По утверждению жены, имеет много врагов, поскольку всегда был воинственно настроен, требователен и придирчив.

Сергей Юрский в роли Мэтра Роше.

Сергей Юрский в роли Мэтра Роше.

Многие произведения Джона Гришэма также были экранизированы, в том числе романы: «Время убивать» (режиссер Джоэл Шумахер, 1996 г.), «Фирма» (режиссер Сидни Поллак, 1993 г.), «Клиент» (режиссер Джоэл Шумахер, 1994 г.), «Камера» (режиссер Джеймс Фоули, 1996 г.), «Благодетель» (режиссер Ф. Ф. Коппола, 1997 г.), «Вердикт за деньги» (режиссер Гари Флэдер, 2003 г.), «Уличный адвокат» (режиссер Пэрис Барклэй, 2003 г.).

Кадр из кинофильма «Фирма».

Кадр из кинофильма «Фирма».

Роман Джона Д. Макдональда «Палачи» экранизировался дважды: в 1962 году режиссер Дж. Ли Томпсон снял по нему фильм «Мыс страха» («Cape Fear»), а в 1991году режиссёр Мартина Скорсезе снял ремейк этого фильма.

Картина «Несколько хороших парней» («A Few Good Men», 1992 г.)  режиссёра Роба Райнера — экранизация пьесы Аарона Соркина.

В фильме режиссёра Грегори Хоблита «Первобытный страх» («Primal Fear») снятом по одноимённой книге Уильяма Дила роль адвоката Мартина Вейла сыграл актер Ричард Гир.

Ричард Гир в роли адвоката Мартина Вейла.

Ричард Гир в роли адвоката Мартина Вейла.

Целое «созвездие адвокатов предстает перед нами в фильме «Адвокат дьявола» («The Devil’s Advocate») режиссера Тейлора Хэкфорда снятого по одноимённому роману Эндрю Найдермана (1997 г.).

ад6316

Кадр из кинофильма «Адвокат дьявола».

Кадр из кинофильма «Адвокат дьявола».

Фильм режиссёра Стивена Заилляна «Гражданский иск» («A Civil Action» 1998 г.) по книге Джонатана Харра рассказывает о том, как преуспевающий и стремящийся к успеху адвокат Ян Шлихтманн (Джон Траволта), сталкивается в своей практике с проблемой утилизации техногенных отходов от деятельности крупной фирмы и их влияния на экологию небольшого города Вобурна, где в семьях горожан по непонятной причине умирают дети.

Джон Траволта в роли адвоката Яна Шлихтманна.

Джон Траволта в роли адвоката Яна Шлихтманна.

Картина режиссёра Карла Франклина «Особо тяжкие преступления» («High Crimes», 2002 г.) основана на романе Джозефа Файндера. В роли адвоката Клэр Кубик снялась актриса Эшли Джадд.

Эшли Джадд в роли адвоката Клэр Кубик.

Эшли Джадд в роли адвоката Клэр Кубик.

Роман Джоди Пиколта «Мой ангел-хранитель» лег в основу одноимённого фильма режиссера Ника Кассаветиса, вышедший на экраны в 2009 году. Роль адвоката Александера Кэмпбелла в нем исполнил Алек Болдуин.

Алек Болдуин в роли адвоката Александера Кэмпбелла.

Алек Болдуин в роли адвоката Александера Кэмпбелла.

В 2011 году вышла на экраны экранизация криминального детектива Майкла Коннелла «Линкольн для адвоката» («The Lincoln Lawyer»). Фильм снял режиссёр Брэд Фурман.

Адвокат толкует: «Куш сорву я крупный;

Только бы попался мне субъект преступный».

Д. Д. Минаев.

Весьма многочисленны и исторические фильмы, героями которых являются адвокаты.

Так в 1919 году в Советской России вышел на экраны фильм «Лейтенант Шмидт – борец за свободу». В этой картине на экране впервые появился Леонид Утесов, исполнивший роль адвоката Александра Сергеевича Зарудного.

Биографический фильм режиссёра Джона Форда «Молодой мистер Линкольн» («Young Mr. Lincoln», 1939 г.) повествует о ранних годах жизни Авраама Линкольна. Молодой адвокат Эйб Линкольн защищает братьев Мэтта и Адама Клэев в судебном заседании по делу об убийстве Скраба Уайта. В роли Авраама Линкольна в этом фильме снялся актер Генри Фонда. В 2003 году лента «Молодой мистер Линкольн» была включена в «Национальный реестр фильмов» (список фильмов, выбранных Национальным советом США по сохранности фильмов для хранения в Библиотеке Конгресса).

Генри Фонда в роли адвоката Авраама Линкольна.

Генри Фонда в роли адвоката Авраама Линкольна.

Фильм режиссёра Стивена Спилберга, вышедший на экраны в 1997 году «Амистад» («Amistad») повествует о борьбе за отмену рабства в США в сороковые годы XIX века. Фильм основан на реальных событиях и романе Уильяма Оуэнса «Черный бунт». Роль адвоката Роджера Болдуина в нем исполнил актер Мэттью Макконехи.

Д. Д. Минаев.

Печальный выигрыш.

«Я дом купил!» — «Ах, очень рад!»

- «Постойте радоваться: вскоре

Он за долги мои был взят».

- «О Боже мой, какое горе!»

«Но адвокат вернул назад

Мне этот дом» — “Вот вам удача!»

«Ну, нет большой удачи в том:

Мой адвокат взглянул иначе

И за «защиту» взял мой дом.

Многочисленны и «юридические» картины, в которых действуют адвокаты.

Так в американском фильме 1949 года «Ребро Адама» («Adam’s Rib») любящие супруги оказываются по разные стороны баррикад в суде, где в одном процессе, жена (актриса Кэтрин Хепбёрн) выступает в качестве адвоката, а муж (актер Спенсер Трэйси) — в качестве обвинителя.

В «юридическом» фильме канадского режиссёра Нормана Джуисона «Правосудие для всех» («…And Justice for All») вышедшем на экраны в 1979 году главную роль адвоката-идеалиста Артура Кёркланда исполнил Аль Пачино.

Аль Пачино в роли адвоката Артура Кёркланда.

Аль Пачино в роли адвоката Артура Кёркланда.

Художественный фильм режиссёра Мартина Кэмпбелла «Преступный закон» («Criminal Law»,1988 г.) — своеобразный анализ адвокатской морали.

В фильме «Верящий в правду» режиссера Джозефа Рубена (1989 г.) адвокат Эдди Додд, специализирующийся на защите торговцев наркотиками, под давлением молодого клерка Роджера Бэрона, недавно закончившего юридическую школу, соглашается взять дела корейского парня, который, по словам его матери, уже восемь лет несправедливо отбывает срок.

«Юридическая» драма режиссёра Джонатана Демми «Филадельфия» («Philadelphia», 1993 г.) завоевала две премии «Оскар» и призы нескольких международных кинофестивалей. В основу сюжета положена реальная история адвоката Джеффри Бауэрса, который в 1987 году подал в суд на юридическую компанию «Baker & McKenzie» за то, что был несправедливо из неё уволен.

Картина «Законы привлекательности» («Laws of attraction», 2004 г.) - романтическая история двух нью-йоркских специалистов по бракоразводным делам адвокатов Даниэла Рафферти (Пирс Броснан) и Одри Вудс (Джулианна Мур), снята режиссёром Питером Хауиттом.

Пирс Броснан в роли адвоката Даниэла Рафферти и Джулианна Мур в роли адвоката Одри Вудс.

Пирс Броснан в роли адвоката Даниэла Рафферти и Джулианна Мур в роли адвоката Одри Вудс.

Насколько справедливее кажется защитнику дело, за которое ему щедро заплатили! Блез Паскаль.

И, конечно же, без адвокатов не обходится детективный жанр.

Таков криминальный детектив 1985 года режиссёра Ричарда Маркуанда «Зазубренное лезвие» («Jagged Edge»). В нем повествуется как женщина-адвокат Тедди Барнс (актриса Гленн Клоуз) берётся за дело богатого бизнесмена Джека Форрестера арестованного по обвинению в убийстве своей жены и служанки, которая стала свидетельницей преступления.

Гленн Клоуз в роли адвоката Тедди Барнс.

Гленн Клоуз в роли адвоката Тедди Барнс.

Фильм «Орлы юриспруденции» («Legal Eagles», режиссер Айван Райтман, 1986 г.) рассказывает историю адвоката Лоры Келли (Дебра Уингер) и помощника окружного прокурора Тома Логана которых объединяет дело, связанное с похищением картины у хозяина галереи Виктора Тафта.

В 1990 году вышел на экраны советский фильм «Убийство на Монастырских прудах» режиссёра Искандера Хамраева по сценарию Игоря Агеева.

А Синди Кроуфорд  исполнила роль женщины-адвоката Кэтрин Маккуин в фильме режиссёра Эндрю Сайпса «Честная игра» («Fair Game», 1995 г.).

Синди Кроуфорд  в роли адвоката Кэтрин Маккуин.

Синди Кроуфорд в роли адвоката Кэтрин Маккуин.

Адвокат – трупный червь: он живет чужой юридической смертью. В. О. Ключевский.

А из комедийных фильмов, героями которых стали адвокаты следует упомянуть фильм режиссёра Тома Шедьяка «Лжец, лжец» («Liar Liar», адвокат Флэтчер Рид — Джим Керри, 1997 г.) и картину режиссера Джо Ма «Адвокат, адвокат!» («Lawyer, Lawyer!», 1997 г.).

Джим Керри в роли адвоката Флэтчера Рида.

Джим Керри в роли адвоката Флэтчера Рида.

Хотя экранизация комиксов «Marvel» «Сорвиголова» («Daredevil») 2003 года о слепом супергерое по имени Сорвиголова имеет весьма отдаленное отношение к юриспруденции, тем не менее, главный герой фильма Мэтт Мердок – адвокат.

Особо следует упомянуть документальный фильм французского  режиссера Барбе Шрёдера об адвокате-защитнике знаменитых террористов Жаке Вержесе  «Адвокат террора» (2007 г.).

Не будь плохих людей, не было бы и хороших адвокатов. Чарльз Диккенс.

 «Радует» своих зрителей многочисленными сериалами, героями которых становятся адвокаты и телевидение.

Причем если в качестве основы таких сериалов и используются литературные источники, они, как правило, весьма далеки от оригинала. Так на телеэкраны вышло несколько сериалов, героем которых был адвокат Перри Мейсон, имеющих весьма отдаленное отношение к произведениям Гарднера (сериалы 1957-1966 и 1985-1993  годов c Рэймондом Бёрром в главной роли и сериал «Новый Перри Мейсон 1973-1974 годов с Монте Маркхэмом в главной роли).

Рэймонд Бёрр в роли адвоката Перри Мейсона.

Рэймонд Бёрр в роли адвоката Перри Мейсона.

Но в основном такие сериалы снимаются по оригинальным и зачастую весьма незатейливым сценариям. Вот далеко не полный список телесериалов, среди главных героев которых значатся адвокаты: «Закон Лос-Анджелеса» («L.A. Law», NBC, 1986 — 1994 гг.), «Элли Макбил» («Ally McBeal», 1997 – 2002 гг.), «Практика» (The Practice», ABC, 1997-2004 гг.), «Адвокат» (НТВ и кинокомпании «Мотор Фильм Студия», 2003-2009 гг.), «Кевин Хилл» («Kevin Hill», UPN, 2004-2005 гг.), «Юристы Бостона» («Boston Legal», ABC, 2004-2008 гг.), «Акула» («Shark», CBS, 2006-2008 гг.), «Схватка» («Damages», FX, 2007-2012 гг.), «Адвокатская практика» («Raising the Bar», 2008-2009 гг.), «Правильная жена» («The Good Wife», CBS, 2009- 2015 гг.), «Фишки. Деньги. Адвокаты» («The Defenders», Sony Entertainment Television, 2010-2011 гг.), «Форс-мажоры» («Suits», USA Network, 2011 -2015 гг.), «Мастера побега» («The Escape Artist», 2013 г.).

Кадр из телесериала «Адвокатская практика».

Кадр из телесериала «Адвокатская практика».

Адвокат со своим чемоданчиком может украсть больше, чем сотня парней с револьверами. М. Пьюзо.

Адвокаты также стали персонажами компьютерных игр и комиксов.

Так в серии компьютерных игр созданной Сю Такуми — «Ace Attorney» (逆転裁判) игроки примеряют на себя роль адвоката в вымышленной судебной среде, основанной на японской системе расследований уголовных дел. В большинстве игр главным героем является адвокат Феникс Райт.

Феникс Райт высказывает протест.

Феникс Райт высказывает протест.

У каждой игры свой собственный сюжет, но персонажи из них и их взаимоотношения переносятся из игры в игру.

9 сентября 2006 года компания «Capcom» выпустила альбом «Gyakuten Saiban Orchestra Album: Gyakuten Meets Orchestra» с оркестровой обработкой множества песен из игры и двух её сиквелов. В том же году был выпущен второй CD с дополнительными оркестровыми композициями «Ace Attorney». 31 марта 2007 года — альбом «Gyakuten Saiban Jazz Album: Gyakuten Meets Jazz».

В феврале 2009 года все та же компания «Capcom» совместно с «Такарадзука Ревю» создали мюзикл на основе игр о Фениксе Райте.

Первая игра серии – «Phoenix Wright: Ace Attorney» была адаптирована режиссером Такаси Миикэ в 2012 году в полнометражный фильм «Адвокат-ас».

Постер к фильму «Адвокат-ас».

Постер к фильму «Адвокат-ас».

С августа 2006 года в журнале «Bessatsu Young Magazine» издательства «Kodansha» начала публиковаться манга-версия игры, придуманная Кэндзи Курода и иллюстрированная Кадзуо Маэкава.

У адвоката репутация тем выше, чем больше его подзащитных отправилось на виселицу (виселица одновременно служит рекламой и свидетельствует о серьезности процесса). Джордж Бернард Шоу.

Супергерой серии комиксов «Сорвиголова» («Daredevil») издаваемых компанией «Marvel Comics» адвокат Мэттью Майкл Мёрдок. Персонаж был создан сценаристом-редактором Стэном Ли и художником Биллом Эвереттом и впервые появился в комиксе «Daredevil #1», опубликованном 10 апреля 1964 года.

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2014 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.