АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аддиктивное поведение (от английского addiction — склонность, пагубная привычка; латинское addictus — слепо преданный, полностью, пристрастившийся к чему-либо, обреченный, порабощенный, целиком подчинившийся кому-либо, рабски преданный) — форма поведения, характеризуемая стремлением к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния с помощью приема некоторых психоактивных веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций; один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения.

ад6351Термин был предложен Комитетом экспертов по проблемам злоупотребления наркотиками Всемирной организации здравоохранения в 1964 году.

Американский психолог Б. Сигал, в своем исследовании 1989 года выделил следующие психологические особенности лиц, которым свойственно аддитивное поведение:

- снижение переносимости трудностей повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций;

- скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством;

- внешняя склонность к завязыванию связей с другими людьми, сочетающейся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами;

- стремление говорить неправду;

- стремление обвинять других, зная, что они невиновны.

- стремление уходить от ответственности в принятии решений.

- стереотипность, повторяемость поведения;

- зависимость;

- тревожность.

Развитию аддиктивного поведения могут способствовать биологические (определенный, индивидуальный для каждого человека, способ реагирования на различные воздействия), психологические (личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различных периодах жизни) и социальные (семейные и внесемейные взаимодействия) факторы.

Исследования аддиктивного поведения, проводившиеся с 1988 года Энкориджским университетом в США, установили также «значение ряда факторов, усиливающих риск развития отдельных форм аддиктивного поведения: климато-метеорологические условия, сезонность, организационные влияния, способствующие развитию аддиктивных подходов в коллективах, роль фактора созависимости. Был проведен анализ, показавший наличие общих механизмов и специфики формирования аддикции в различных культурах» (С. Ф. Смагин).

Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции, формировании так называемого магического мышления и «мышления по желанию». Как  следствие снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения.

Российские психиаторы Ц. П. Короленко и Т. А. Донских выделяют следующие этапы аддиктивного поведения:

Первый этап — «Первые пробы». Возникает в связи с переживанием интенсивной положительной эмоции (или устранением отрицательной) при определенном действии.

Второй этап — «Аддиктивный ритм». Формирование устойчивого индивидуального аддитивного ритм выражающегося в установлении определенной последовательности прибегания к средствам аддикции.

Третий этап — «Аддиктивное поведение». Аддиктивное поведение становится стереотипным механизмом реагирования и становится интегральной частью личности.

Четвертый этап – «Полное преобладание аддиктивного поведения». «На этапе полного доминирования аддиктивного поведения последнее полностью определяет стиль жизни, отношения с окружающими. Оно функционирует как самообеспечивающаяся система, человек погружается в аддикцию, отчуждается от общества. Сами аддиктивные реализации не приносят прежнего удовлетворения, контакты с людьми крайне затруднены не только на глубинно-психологическом, но и на социальном уровне, одиночество становится центральной проблемой. Преобладает подавленность, сниженное настроение, апатия» (С. Ф. Смагин).

Пятый этап — «Катастрофа». Разрушение личности не только в психическом, но нередко и в биологическом плане. Возможно возникновение эмоциональных срывов: агрессия, ярость, которые сменяются подавленностью.

Условно выделяют химическую и нехимическую (поведенческую) формы аддиктивного поведения.

Химические аддикции - использование различных химических веществ, изменяющие психическое состояние. Такие вещества включаются в обмен и вызывают явления физической зависимости. К химическим аддикциям относят алкогольную аддикцию, наркоманию, токсикоманию и некоторые другие.

Нехимические (поведенческие) аддикции - объектом зависимости становится поведенческий стереотип. К нехимическим аддикциям относят гэмблинг, аддикцию к риску и острым ощущениям, аддикцию к ритмичной музыке, интернет-аддикцию, работоголизм, созависимость, ургентную аддикцию, религиозную аддикцию, шопинг, эротические аддикции, любовные аддикции и аддикции избегания, сексуальные аддикции, аддиктивное отношение к домашним животным и ряд других.

Аддикции к еде являются промежуточными и характеризуются тем, что наряду с психологическими факторами задействуются биохимические механизмы. К ним относят анорексию и булимию.

Все формы аддиктивного поведения имеют, наряду с общими механизмами, свою специфику.

Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния.

В аддиктивном поведении проявляются внутренние личностные и социальные конфликты и потому оно широко представлено в искусстве. Но особой «любовью» художников пользуются такие формы аддиктивного поведения как игромания, наркомания  и алкоголизм.

В изобразительном искусстве тема игромании весьма популярна. Ей посвятили свои произведения — Валентен де Булон («Шулер»), Валентин Кэмерон Принсеп («Венецианский игорный дом»), Гаэтано Беллей («Картежники»), Жан Эжен Буланд («Игорный дом»), Поль Сезанн (серия «Игроки в карты»), В. В. Пукирев («Игрок»), В. М. Васнецов («Преферанс»), Берил Кук (Джек-пот»). В литературе мы находим игроманов в произведениях А. С. Пушкина («Пиковая дама»), Н. В. Гоголя («Игроки»),  Ф. М. Достоевского («Игрок»), Л. Андреева («Большой шлем»), Иоанны Хмелевской («Азарт»).

Поль Сезанн. Из серии «Игроки в карты».

Поль Сезанн. Из серии «Игроки в карты».

Наркотическая зависимость широко освещается в художественной литературе:  «Исповедь англичанина, употреблявшего опиум» (Томаса Де Квинси), «Клуб любителей гашиша» (Т. Готье) «Искусственный рай» (Ш. Бодлера),  «Морфий» (М. А. Булгакова), «Рассказики под экстази» (Ф. Бегбедера), «Дневник наркоманки» (Б. Росек), «Белая дурь» (С. А. Высоцкого), «На игле» (И. Уэлша), «Я, мои друзья и героин» (К. Фельшериноу). А также в кинематографе: «Сказка о красавице, чудовище и кокаине», «Ломка», «Опиум: дневник сумасшедшей», «Кокаиновый ангел», «Героин», «Аптечный ковбой», «Дневник Алисы».

Кадр из фильма «Кокаиновый ангел».

Кадр из фильма «Кокаиновый ангел».

Алкоголизм широко представлен в живописи (Иос Ван Красбек. «Пьяница», Веласкес «Пьяница», В. Е. Маковский «Пьяница», Марк Шагал «Пьяница»), в литературе (В. Ерофеев «Москва — Петушки», В. Шукшин «А поутру они проснулись», С. Хайес «В осколках тумана», Р. Батлин. «Звук моего голоса») и в кинематографе («100 грамм для храбрости», «Хорошо сидим!» «Особенности национальной охоты», «Дни вина и роз» «Потерянный уикэнд», «Экипаж», «Пьянь», «Быть Стэнли Кубриком», «Теория запоя»).

Марк Шагал «Пьяница».

Марк Шагал «Пьяница».

Персонажей драматических искусств отличает аддиктивное поведение уже в силу того, что их поступки запрограммированы аддиктивной установкой  — сверхценным эмоциональным отношением к предмету борьбы (сверхзадачей). Согласно определению Паоло Фульчи в режиссуре аддитивное поведение — синоним термина «сквозное действие персонажа».

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2014 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.