АДОЛЬФСОН, ЭДВИН

Густав Эдвин Адольфсон (Gustav Edvin Adolphson) — шведский актёр театра и кино, режиссёр и киносценарист.

ад7549Родился 25 февраля 1893 года в семье Густава и Марии Адольфссон в деревне Furingstad близь города Норрчёпинг в восточной части Швеции.

 Эдвин Адольфсон вырос в Норрчёпинге, где его отец был кузнецом.

После окончания начальной школы будущий актер хотел продолжить общее образование, но отец отправил его учиться в вечернюю техническую школу («Ebersteins tekniska aftonskola») чтобы днем он мог работать вместе с ним в мастерской.

В своих мемуарах опубликованных в 1972 году, Адольфсон вспоминал, что первые уроки актерского мастерства он получил около 1909 года в любительском театральном коллективе «Arbetareföreningens» в Норрчёпинге участвуя в спектакле «En cigarr».

В 1911 году после службы в армии Эдвин Адольфсон поступил в качестве ученика на предприятие «ASEA» — «Allmänna Svenska Elektriska Aktiebolaget» («Всеобщая шведская электрическая акционерная компания») в городе Вестерос.

Но уже в 1912 году он дебютировал в «Рабочем театре» («Arbisteatern») в Норчёпинге. А в 1913 году присоединился к гастрольной театральной труппе, с которой путешествовал по всей Швеции.

Эдвин Адольфсон дебютировал в Стокгольме в 1918 году в «Интимном театр» («Intima teatern»).

В двадцатых годах играл в различных театрах Стокгольма и Гетеборга.

С 1927 года — актер «Театра Оскара» («Oscars-teatern»). Он был не только одним из учредителей этого коллектива, но и возглавлял его в 1938-1939 годах. В этом театре он принял участие в таких спектаклях как «Игра любви и смерти» по пьесе Ромена Роллана (1927 г.), «Усадьба Даглани» по пьесе Бьерн Бьёрнсона, «Юлий Цезарь» по трагедии Вильяма Шекспира (1928 г.), «Мужчины на фронте» по пьесе Роберта Седрика Шерриффа (1929 г.), «Густав Васа» по пьесе Августа Стриндберга (1930 г.), «Мариус и Фани» по пьесе Марселя Паньолья (1932 г.).

ад7558Параллельно 1933 года Эдвин Адольфсон работал в «Королевском драматическом театре», где играл в спектаклях «Мадам Сан-Жене» по комедии Викторьена Сарду и Э. Моро (1939 г.), «Укрощение строптивой» по комедии Вильяма Шекспира (1940 г.), «Много шума из ничего» по комедии Вильяма Шекспира (1940 г.).

Работу в театре он совмещал с активной деятельностью на радио и в кино. Так в 1925 году он выступил в качестве автора и режиссера одного из первых в Швеции радиоспектаклей.

Эдвин Адолфсон в фильме «Flygande holländaren». 1925 г..

Эдвин Адолфсон в фильме «Flygande holländaren». 1925 г.

А в кино Эдвин Адольфсон начал сниматься в эпизодических ролях еще в 1918 году и с тех пор оставался одним из крупнейших киноактеров Швеции на протяжении почти шестидесяти лет.

В 1923 году он получил свою первую главную роль в фильме «Friaren från landsvägen» («Жених с дороги»).

В том же году начал свою деятельность в качестве кинорежиссера. В 1929-1930 годах Адольфсон в качестве режиссера-постановщика (совместно с Ю. Йенцопом) поставил первые шведские звуковые фильмы «Säg det i toner» («Речь в звуках», 1929 г.) и «När rosorna slå ut» («Когда распускаются розы», 1930 г.).

Эдвин Адольфсон режиссер фильмов: «Grönköpings veckorevy» (1923 г.), «Säg det i toner» («Речь в звуках», 1929 г.), «När rosorna slå ut» («Когда распускаются розы», 1930 г.), «Brokiga blad» (1931 г.), «Isabella»(1931 г.), «I bönhuset» (1931 г.), «Modärna fruar» (1932 г.), «Skråköpings rundradio inviges» (1932 г.), «Vad veta väl männen?» (1933 г.), «Atlantäventyret» (1934 г.),«Munkbrogreven» («Граф с Мункбро», 1935 г.), «Flickornas Alfred» (1935 г.), «Klart till drabbning» (1937 г.), «Begär» («Запрос», 1946 г.), «Ingen väg tillbaka» («Нет пути назад», 1948 г.).

Эдвин Адолфсон и Андерс Хенриксон. 1940 г.

Эдвин Адолфсон и Андерс Хенриксон. 1940 г.

Он также был автором целого ряда киносценариев в том числе: «När rosorna slå ut» («Когда распускаются розы», 1930 г.), «Brokiga blad» (1931 г.), «Modärna fruar» (1932 г.), «Vad veta väl männen?» (1933 г.), «Flickornas Alfred» (1935 г.), «Kanske en gentleman» (1935 г.), «Hon trodde det var han» (1943 г.), «Begär» (1946 г.), «Ingen väg tillbaka» (1948 г.).

Эдвин Адолфсон и С. Карлосон. 1937 г.

Эдвин Адолфсон и С. Карлосон. 1937 г.

С появлением в Швеции телевидения Эдвин Адольфсон также много снимался в различных телефильмах и телесериалах.

Он окончил свою кинокарьеру лишь в 1968 году ролью в шведском телесериале «Markurells в Wadkoping».

ад7556Всего на счету Эдвина Адольфсона более пятисот ролей в кино и на телевидении, в том числе в таких картинах как: «Thomas Graals bästa barn» (1918 г.), «Gyurkovicsarna» (1920 г.), «Mästerman» (1920 г.), «Körkarlen» («Возница» (1921 г.), «En vildfågel» (1921 г.), «De landsflyktige» (1921 г.), «Vem dömer» (1922 г.), «Thomas Graals myndling» (1922 г.), «Kärlekens ögon» (1922 г.), «Det omringade huset» (1922 г.), «Anderssonskans Kalle på nya upptåg» (1923 г.), «Andersson, Pettersson och Lundström» (Друг барона фон Эйри, 1923 г.), «Friaren från landsvägen» (1923 г.), «Där fyren blinkar» (1924 г.), «Sten Stensson Stéen från Eslöv» (1924 г.), «Karl XII» («Карл XII», 1925 г.), «Polis Paulus’ påskasmäll» (1925 г.), «Flygande holländaren» («Летучий голландец» 1925 г.), «Bröllopet i Bränna» (Эммануэль, 1926 г.), «Hon, den enda» (1926 г.), «Fänrik Ståls sägner-del I» (1926 г.), «Fänrik Ståls sägner-del II» (1926 г.), «Till Österland» (1926 г.), «Förseglade läppar» (1927 г.), «Gustaf Wasa» («Густав Васа», Кристиан II, 1928 г.), «Gustaf Wasa II» («Густав Васа 2», Кристиан II, 1928 г.), «Janssons frestelse» («Искушение Янсона», Гуннар Янсон, 1928 г.), «Säg det i toner» («Речь в звуках», 1929 г.), «Hjärtats triumf» («Триумф сердца», 1929 г.), «Vi två» (Роберт Росситер, 1930 г.), «Halvvägs till himlen» («На полпути в рай», 1931 г.), «Längtan till havet» («Тоска по морю», Мариус, 1931 г.), «Skepp ohoj!» (1931 г.), «Brokiga Blad» (1931 г.), «Generalen» (1931 г.), «Kärlek och kassabrist» (Бенгт Бергер, 1932 г.), «Modärna fruar» (1932 г.), «Tango» («Танго», Морис, 1932 г.), «Kära släkten» (Людвиг, 1933 г.), «Atlantäventyret» (1934 г.), «Sången om den eldröda blomman» («Песнь о багрово-красном цветке», Олоф, 1934 г.), «Munkbrogreven» («Граф с Мункбро», Аке Ларссон, 1935 г.), «Pä Solsidan» («На солнечной стороне», 1936 г.), «Bröllopsresan» («Медовый месяц» 1936 г.), «Johan Ulfstjerna» (Генерал-губернатор, 1936 г.), «Ryska snuvan» (1937 г.), «John Ericsson — segraren vid Hampton Roads» («Джон Эриксон — победитель Хэмптон-Роудс», Сандерс, 1937 г.), «En enda natt» («Одна ночь», Моро, 1939 г.), «Dollar» («Доллар», Д-р Джонсон, 1939 г.), «Efterlyst» (1939 г.), «Gubben kommer» (1939 г.), «Ett brott» («Преступление», Рютгер, 1940 г.), «Med dej i mina armar» (Кристер, 1940 г.), «Livet går vidare» («Жизнь продолжается», 1941 г.), «Fröken Kyrkråtta» (Андерс Берг, 1941 г.), «En kvinna ombord» («Женщина на борту», 1941 г.), «General von Döbeln» («Генерал фон Дебельн», Генерал фон Дебельн, 1942 г.), «Djurgårdsmässan (1942 г.), «Lågor i dunklet» (1942 г.), «Man glömmer ingenting» (1942 г.), «Hon trodde det var han» (1943 г.), «Sjätte skottet» («Шестой выстрел», Георг Винклер, 1943 г.), «En dag skall gry» (1944 г.), «Galgmannen» («Висельник», Полковник, 1945 г.), «Kungliga patrasket» (1945 г.), «Mans kvinna» (Хакан, 1945 г.), «Maria på Kvarngården» (1945 г.), «Åsa-Hanna» (Франс Адамсон, 1946 г.), «Begär» (Карстен Берг, 1946 г.), «Supé för två» («Ужин на двоих», Клод Дюбуа, 1947 г.), «Folket i Simlångsdalen» (1947 г.), «En svensk tiger» (1948 г.), «Flottans kavaljerer» (1948 г.), «Ingen väg tillbaka» (Уго Хенриксен, 1948 г.), «Singoalla» («Сингоалла», 1949 г.), 1949 «Skolka skolan» (1949 г.), «Kastrullresan» (1950 г.), «Kvartetten som sprängdes» (1950 г.), «Frökens första barn» (1950 г.), «När kärleken kom till byn» («Когда любовь приходит в деревню», Бенгтсон, 1950 г.), «Dårskapens hus» (1951 г.), «Hon dansade en sommar» («Она танцевала одно лето», Крестьянин Андерс Перссон, 1951 г.), «Bärande hav» (1951 г.), «Hård klang» (1952 г.), «En fästman i taget» (Хеннинг Вернер, 1952 г.), «Vägen till Klockrike» («Дорога в Клокрике», Продавец мышеловок, 1953 г.), «Göingehövdingen» (Свен Поульсен, 1953 г.), «Vingslag i natten» (викарий, 1953 г.), «Ung sommar» (1954 г.), «Förtrollad vandring» (Энквист, 1954 г.), «Giftas» («В браке», 1955 г.), «Enhörningen» («Единорог», 1955 г.), «Paradiset» (Рудольф Экстрем, 1955 г.), «Ute blåser sommarvind» (1955 г.), «Älskling på vågen» (1955 г.), «Hamlet» («Гамлет», ТВ, Король Клавдий, 1955 г.), «Giftas» (1955 г.), «Ute blåser sommarvind» (1955 г.), «Männen i mörker» (Герберт Аслунд, 1955 г.), «Sceningång» («Вход на сцену», Кнут Маттссон, 1956 г.), «Pettersson i Annorlunda» (1956 г.), «Sången om den eldröda blomman» (1956 г.), «Litet bo» (1956 г.), «Synnöve Solbakken» («Сюнневе Сульбаккен», 1957 г.), «Körkarlen» («Возница», 1958 г.), «Bock i örtagård» (1958 г.), «Laila» («Лайла», 1958 г.), «Paw» («Пау», Андерс, 1959 г.), «Får jag låna din fru?» (1959 г.), «Djurgårdsmässan» (1959 г.), «Goda vänner trogna grannar» («Добрые соседи, славные друзья», 1960 г.), «Av hjärtans lust» (Антон Гумберт, 1960 г.), «Bröllopsdagen» («День свадьбы», 1961 г.), «Pärlemor» («Перламутр», 1961 г.), «Änglar, finns dom?» (1961 г.), «Swedenhielms» (ТВ, 1961 г.), «Kvartetten som sprängdes» (ТВ, 1962 г.), «Dödsdansen» («Танец Смерти», 1962 г.), «Prins Hatt under jorden» (1963 г.), «Sällskapslek» 1963 г.), «Bröllopsbesvär» (Виктор Палм, 1964 г.), «Hemsöborna (телесериал, 1966 г.), «Leleus testamente (ТВ, 1968 г.), «Markurells i Wadköping» (телесериал, 1968 г.).

ад7550В последние годы жизни актер ослеп и был вынужден прекратить творческую деятельность.

ад7554Густав Эдвин Адольфсон скончался 31 октября 1979 года в Стокгольме.

Могила Эдвина Адолфсона.

Могила Эдвина Адолфсона.

Похоронен на кладбище «Solna kyrkogård» в Стокгольме.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2015 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.