АВЕРКАМП, ХЕНРИК

  Хендрик Аверкамп (Hendrick Avercamp) — голландский художник эпохи барокко.

Хендрик Аверкамп. Автопортрет.

Хендрик Аверкамп. Автопортрет.

Родился 25 января 1585 года в Амстердаме в семье Барента и Беатрикс Аверкамп в доме рядом с церковью «Nieuwe Kerk».

Крещен 27 января 1585 года.

Хендрик Аверкамп был немым от рождения. Отсюда и его прозвище – «Немой из Кампена» («Stomme van Campen»).

Его отец был школьным учителем латинского языка. С материнской стороны Аверкамп был внуком ученого Петра Мероутануса.

Вскоре семья переехала в Кампен в провинции Оверэйссел, где отец стал владельцем аптеки. Братья будущего художника пошли по стопам отца и стали один врачом, другой аптекарем. Его же ждала другая судьба.

Получив от матери уроки письма и рисования, он был отдан в ученики к бедному учителю рисования, который впрочем, весьма скоро стал жертвой эпидемии чумы.

Примерно в возрасте восемнадцати лет Аверкамп переселился в Амстердам, где стал обучатся живописи у датского художника Питера Изаксца (ученика Корнелиса Кетела и Ханса фон Ахена).

В ранних работах Аверкампа также весьма заметно влияние фламандской школы, в частности, пейзажиста Гилисса ван Конинкслоо и Давида Винкбонса. У них он позаимствовал свою излюбленную тему — зимние пейзажи, поднятые к горизонту достаточно архаичным способом и оживленные толпой маленьких подвижных и полихромных персонажей, что свидетельствует о декоративном и маньеристическом характере пейзажа и колорита. А линейная и ничем не мотивированная игра веток деревьев, темных на светлом фоне, аналогична приемам Иоса де Момпера или Гейсберта Лейтенса.

В 1613 году Хендрик Аверкамп совершил поездку в Италию.

28 января 1614 года вернулся в Кампен. Здесь он жил вплоть до своей смерти. Здесь же под влиянием художника Герита ван дер Хорста окончательно сформировалась его живописная манера.

Хендрик Аверкамп не рисовал больших полотен – его пейзажи камерны по своим размерам. Хотя они весьма многочисленны, сюжетно они мало отличаются — он специализировался на зимнем пейзаже, став самым известным живописцем этой темы в европейском искусстве.

В творчестве Аверкампа проявляется зарождение двух главных направлений голландской живописи - жанровых сцен и пейзажа. Вероятно, он писал свои картины в мастерской на основе эскизов и набросков, которые выполнял зимой на природе.

Хендрик Аверкамп достиг высокого мастерства в передаче голубовато-серебристой поверхности застывших каналов, влажной и морозной атмосферы воздуха. Он населил свои картины множеством фигурок, которые не просто их оживляют, но вносят определенное сюжетное начало. Уделяя особое внимание реалистичному изображению толпы, Аверкамп низвел роль деревьев до простых кулис. Яркие пятна одежды персонажей его картин подчеркивают монохромность его работ.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами.

Еще при жизни художника его картины и  рисунки (как правило, акварели) были весьма популярны.

В последние годы жизни Аверкамп обучал живописи своего племянника Барента Аверкампа, который в своей живописи продолжил традиции заложенные в творчестве его дядя. Большинство художественных работ Барента — это зимние пейзажи и ландшафты сельской местности.

  Хендрик Аверкамп скончался в Кампене 15 мая 1634 года и был похоронен там же в церкви Святого Николая (Sint Nicolaaskerk).

Художник Ян ван де Капелле сохранил после его смерти коллекцию из девятьсот рисунков Аверкампа.

Зимние пейзажи и зимние народные гуляния продолжили писать творческие наследники Аверкампа художники Ян ван Гойен, Аэрт ван Нир, Ян ван де Капелле, Исаия ван де Вельде, Адам ван Брин, Кристоффель ван Берге и Арент Арентц.

В 1559 и 1561 годах гравер Иероним Кок опубликовал в Антверпене гравюры с произведений Хендрика Аверкампа. В 1601 году их перепечатал Теодор Галле, который вёл торговлю гравюрой по меди. Позднее гравюры с работ Аверкампа делали Ян Виллем Блау и Плос ван Амстел.

Сегодня произведения Аверкампа представлены в музеях Роттердама (Musée Boymans-van Beuningen), Гааги (Mauritshuis), Амстердама (Rijksmuseum), Харлема (Musée Teyler), Оттерло (Musée Kröller-Müller), Лондона (National Gallery), Эдинбурга (National Gallery of Scotland), Дублина (National Gallery of Ireland), Берлина (Staatliche Museen), Кельна (Wallraf-Richartz museum), Франкфурта-на-Майне (Städelsches Kunstinstitut), Шверина (Staatlich Museen), Вены (Kunsthistorisches museum), Милана (Pinacoteca Ambrosiana), Женевы (Musée d’art et d’histoire), Будапешта (Musée des Beaux-Arts), Бергена (Billedgalleri), Москвы (Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина) и Вашингтона (National Gallery of Art). Многие из его картин находятся в частных коллекциях. Так, значительная коллекция картин художника, принадлежащая королеве Елизавете II, находится в замке Виндзор в Англии.

Хендрик Аверкамп. Сцена на льду у башни.

Хендрик Аверкамп. Сцена на льду у башни.

Хендрик Аверкамп. Сцена на льду.

Хендрик Аверкамп. Сцена на льду.

Хендрик Аверкамп. Сцена на льду.

Хендрик Аверкамп. Сцена на льду.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами у замка.

Хендрик Аверкамп. Зимний пейзаж с конькобежцами у замка.

Хендрик Аверкамп. Замерзшая река.

Хендрик Аверкамп. Замерзшая река.

Хендрик Аверкамп. Катание на коньках в деревне.

Хендрик Аверкамп. Катание на коньках в деревне.

Хендрик Аверкамп. Крестьяне и бегуны на коньках на льду.

Хендрик Аверкамп. Крестьяне и бегуны на коньках на льду.

Хендрик Аверкамп. Ледовые развлечения на канале на фоне Ворот Хагена в Кампене.

Хендрик Аверкамп. Ледовые развлечения на канале на фоне Ворот Хагена в Кампене.

Хендрик Аверкамп. Катание на коньках.

Хендрик Аверкамп. Катание на коньках.

Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена на замерзшем канале.

Хендрик Аверкамп. Зимняя сцена на замерзшем канале.

Хендрик Аверкамп. Игроки в гольф на льду.

Хендрик Аверкамп. Игроки в гольф на льду.

Хендрик Аверкамп. Катание на санях и коньках.

Хендрик Аверкамп. Катание на санях и коньках.

Хендрик Аверкамп. Женщина и мальчик на мосту.

Хендрик Аверкамп. Женщина и мальчик на мосту.

Хендрик Аверкамп. Побережье с маяком.

Хендрик Аверкамп. Побережье с маяком.

Хендрик Аверкамп. Рыбаки в лунном свете.

Хендрик Аверкамп. Рыбаки в лунном свете.

В 1982 году в амстердамском музее «Рейксмюзеум» картины Хендрика Аверкампа были представлены на выставке «Замороженная тишина».

С 20 ноября 2009 года по 15 февраля 2010 года в амстердамском музее «Рейксмюзеум» состоялась выставка его работ под названием «Малый ледниковый период». В том же году эта выставка была экспонирована в США в «Национальной галерее» в Вашингтоне.

А в 1992 году была опубликована книга голландского писателя Теа Бекмана «Немой из Кампена» («De Stomme van Kampen) посвященная его жизни и творчеству.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2016 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.