АЖУРНАЯ ТКАНЬ

Ажурная ткань (от французского ajour, ajourer — делать сквозным)  – прозрачная или полупрозрачная ткань со сквозным орнаментом.

аж4091Характеризуется прозрачностью и легкостью в сочетании с жесткостью и прочностью.

К ажурным тканям относят различного типа кружевные ткани (в том числе гипюры и тюли) общий признак которых ажурный узор, образованный путем переплетения нитей. Такого рода ткани весьма разнообразны как по фактуре, так и по узорам.

Ажурная ткань изготавливается практически из любых волокон (хлопок, вискоза, шелк, полиэстер и даже шерсть). От выбранного сырья зависят ее конечные характеристики.

В чистом виде ажурная ткань из-за ее прозрачности используется весьма редко. Значительно чаще ее сочетают с другими тканями.

История ажурных тканей уходит далеко вглубь веков. Одежда с сетчатой каймой и вышитым по ней узором встречается на заупокойных одеяниях египетских мумий датированных 1500 годом до н.э.  А в Библии говорится о легких, прозрачных, богато вышитых тканях, которыми украшали храмы и одежды священнослужителей.

 В Древней Греции и Риме ажурными тканями с золотыми нитями украшались края тоги. Кружево образовалось благодаря технике скручивания. На статуе Дианы из Портичи, находящейся в неаполитанском музее, край одежды украшен сеткой с богатыми разноцветными вышивками.

Образец ажурной ткани из римского захоронения в Египте.

Образец ажурной ткани из римского захоронения в Египте.

Статуя Дианы из Портичи.

Статуя Дианы из Портичи.

Столь же древнее производство ажурных тканей мы находим в Индии и в Персии. Историки утверждают, что в Индии плетеное кружево было известно как минимум с XII века.

В Средние века в Европе хорошо знали такие виды восточных ажурных тканей как арамин, асбарбаф, фиранг, чебарбаф, шешранг.

И по сей день пользуется известностью такой вид восточных ажурных тканей как «палестинское кружево». Как правило, оно располагается по краю  изделия, а его основой служит сдвоенная нить или край ткани. Простой рисунок состоит из плотно заполненных геометрических фигур (треугольников или квадратов) и свободных промежутков между ними.

Палестинское кружево.

Палестинское кружево.

Пользовалось известностью в Средние века и «армянское кружево». Нередко его называли также «смирнское кружево». Существует гипотеза, что изготовление ажурных тканей в Армении было известно еще в эпоху государства Урарту (с VIII века до н. э.).

Статуэтка урартской богини Арубаини, супруги бога Халди. Одежда декорирована вышивкой и кружевами.

Статуэтка урартской богини Арубаини, супруги бога Халди. Одежда декорирована вышивкой и кружевами.

В более поздние времена оно подтверждено многочисленными летописными источниками. Впрочем, старейшие сохранившиеся образцы армянских ажурных тканей датированы лишь концом XIX века. Существовали три основных центра их производства — Карин, Ван и Константинополь. Константинопольское кружево отличалось от первых двух разноцветностью ниток и многообразием орнамента. Армянские ажурные ткани отличаются тонкостью, ритмичностью орнамента и композиции.

Армянское кружево.

Армянское кружево.

Армянское кружево.

Армянское кружево.

Армянское кружево.

Армянское кружево.

Первое упоминание об ажурных тканях на Руси мы находим в Ипатьевской летописи XIII века, где говорится, что князь Даниил Галицкий при встрече с венгерским королем имел на себе «кожух оловира грецкаго и круживы златыми плоскими ошит» (Ипатьевская летопись).

В духовной грамоте XV века говорится о ларце «с костьми, а в нем каймы и круживо», а в духовной грамоте княгини Юлианы, супруги князя Василия Борисовича Волоцкого (1503 г.) упоминается «сорочка шита червчата, рукава сожены … да круживо на портищо шито золотом да серебром». В сговорной грамоте крестьянина Марка Скоровского из Вологодской епархии и Милавы Окинфиевой (1612 г.) упоминаются «две шапки женских камчатых, лазорева да красная, одна с круживом жемчюжным.». В приданом Гликерии Ивановой Задонской из Вологодской земли упоминается «телогрея, камка цветная на лисьих лапах, с круживом кованым – цена 10 рублей; да охабень алый… с круживом серебряным кованым – 10 рублей» (1641 г.). В документах сговора Мавры Суворовой и Силы Пушкина из Твери (1694 г.) — «шуба камчатая, мех белей, круживо кушащатое с серебром; шуба камчатая луданая, мех лисей, пугвицы канительныя с круживом с серебряным, с золотом; шуба тафтеная желтая, мех белей, с круживом, пугвицы серебряныя, круживо немецкое; шуба тафтяная, струйчатая, алая с круживом».

В Европе ажурные ткани впервые появилось в Испании куда их занесли мавры. Здесь их называли «okko» («глазок»), поскольку они состояли в основном из колец, имеющих овальную форму, напоминающую форму глаза.

Массовое распространение в Европе ажурные ткани получили лишь в начале XVI века. Именно в это время их стали производить в Венеции. Такие ткани назывались «Punto Aria» (буквально переводится как «сшить в воздухе»). Они представляли собою узкую полоску с заостренными зубцами простейшего геометрического орнамента, использовавшуюся для обрамления больших накрахмаленных воротников и манжетов длинных рукавов. Ими так же обшивались передники, носовые платки, полотняные скатерти и салфетки

Собственно ажурные ткани «Punto Aria» являлись усовершенствованием техники «ретичелла». «Ретичелла» (также ретичелло, итальянское - reticello, французское - point coupé или point couppe) - кружево XV века, которое оставалось популярным до первой половины XVII века. Книги с узорами «ретичелла», созданными во Франции Федерико Де Винчоло (1587 г.) и в Италии Чезаре Веччелио (1590 г., напечатано в 1617 г.) были весьма популярны и часто переиздавались.

Королева Елизавета Богемская в платье с воротником в технике «ретиччелла» с изображением английского королевского герба. Неизвестный художник. 1613 г.

Королева Елизавета Богемская в платье с воротником в технике «ретиччелла» с изображением английского королевского герба. Неизвестный художник. 1613 г.

Английская женщина в платье с воротников в технике «ретичелла» и с накрахмаленными жёлтыми манжетами. Около 1614-1618 гг.

Английская женщина в платье с воротников в технике «ретичелла» и с накрахмаленными жёлтыми манжетами. Около 1614-1618 гг.

Узор «ретичелла» или «point couppe» из книги Винчоло «Les Singuliers et Nouveaux Pourtaicts». 1609 г. (репринт издания 1587 г.).

Узор «ретичелла» или «point couppe» из книги Винчоло «Les Singuliers et Nouveaux Pourtaicts». 1609 г. (репринт издания 1587 г.).

 «Ретичелла» изначально было видом техники «Ришелье», в которой вырезается фрагмент холста, а оставшаяся «сеточка» заполняется кружевом. Его шили по нарисованному ажурному узору на коже золотыми и серебряными нитями, а более дешёвое — льняными. «Ретичелла» использовалась для украшения одежды из тяжелых шёлковых, бархатных или шерстяных тканей. Характерным для их узора является сочетание кругов, треугольников, квадратов с арчатыми или зубчатыми краями. В более поздний период «ретичелла» выполнялось не по тканевой основе, а по нитяной которая собственно и являлась тканью «Punto Aria».

Ткани «Punto Aria» сохранили многие из характеристик «ретичелла», но помимо геометрических мотивов, разрабатывали животные, растительные и даже библейские.

Впервые «Punto Aria» упоминается в книге шаблонов «Tagliente» (1528 г.).

Использование ткани «Punto Aria» для украшения женского костюма.  1600 г.

Использование ткани «Punto Aria» для украшения женского костюма. 1600 г.

Ткань «Punto Aria».

Ткань «Punto Aria».

Разновидностью «Punto Aria» являлись кружево «Punto Tagliato».

Ткань «Punto Tagliato».

Ткань «Punto Tagliato».

К концу XVI — началу XVII века широкое распространение получает такой вид ажурных тканей как гипюр — кружевная ткань, состоящая из соединенных ажурных фрагментов, сшитых с помощью иглы или переплетенных тонкими связками. Их главная особенность сочетание нити разной толщины. Тонкие нити создают сетку – основу полотна, а на нее накладываются нити потолще. В итоге получаются фактурные узоры.

Орнамент венецианского гипюра первоначально представлял собою сложные переплетения растительных побегов, от которых отходят стилизованные венчики тюльпанов, лилий, ромашек, соединенные тонкими связками с шипами.

Венецианские кружева. 1690-1710 гг.

Венецианские кружева. 1690-1710 гг.

Кроме Венеции ажурные ткани производились и в других городах Италии.

В Милане делался плетеный гипюр (шелковый с золотыми и серебряными нитками). Его пышный растительный орнамент поражает разнообразием ажурных сеток, но в отличие от венецианских гипюров не имеет рельефного контура.

А в Генуе делали белые и черные гипюры.

Генуэзский гипюр XVI-XVII веков.

Генуэзский гипюр XVI-XVII веков.

На основе «генуэзского стиля» на Мальте, сформировался собственный стиль – «мальтийское кружево».

Мальтийское кружево.

Мальтийское кружево.

Венецианские кружева с крупным рельефным орнаментом использовались в первой половине XVII века главным образом для украшения мужского костюма. Из них делали воротники, жабо, манжеты, краги перчаток, украшались облачения католических священников и даже раструбы ботфортов. К концу XVII века его используют уже преимущественно для украшения женской одежды.

Если в XVI веке лидером производства ажурных тканей была Италия, то позднее вперед выступают Фламандия и Франция.

В Фламандии (Бельгии) производство ажурных тканей зародилось еще в конце XVI века и начало стремительно рости уже к XVIII веку. Епископ Брюгге Ван Сустеран даже выступил с предложением к беднякам заняться этим нелегким трудом, чтобы улучшить свое материальное положение.

Испанская инфанта, правительница Испанских Нидерландов Изабелла Клара Евгения. Отделка платья фламандскими кружевами.

Испанская инфанта, правительница Испанских Нидерландов Изабелла Клара Евгения. Отделка платья фламандскими кружевами.

Фламандское кружево.

Фламандское кружево.

Ажурные ткани бельгийского производства назывались «фламандским кружевом». Фламандские кружева славились своей необыкновенной тонкостью благодаря качеству нитей, изготовлявшихся из льна, выращиваемого на полях Брабанта. Нити прялись в сырых, полутемных подвалах специально для того, чтобы кудель оставалась влажной и давала возможность выпрядать эластичную, тонкую, почти невидимую глазу нить.

Существует несколько типов ажурных тканей, которые относят к фламандским кружевам.

Кружево типа «малин», «мехельнское кружево» или «брабантские кружева» - одно из наиболее известных фламандских кружев. Типичным для неё сочетание цветочных мотивов и фона из мелких шестиугольников. Этот тип ажурных тканей сохранял популярность вплоть до первого десятилетия двадцатого века.

Мехельнское кружево.

Мехельнское кружево.

Мехельнское кружево.

Мехельнское кружево.

Для кружева, производимого в Антверпене, типичны мотивы с цветочными вазами и фоном из мелких шестиконечных «звездочек». «Антверпенское кружево» схоже с кружевом «малин», однако более грубое.

Ян Вермеер. Кружевница.

Ян Вермеер. Кружевница.

Антверпенское кружево.

Антверпенское кружево.

Основу кружева из города Брюгге составляет непрерывно связанная тесьма, которую соединяют при вязке в причудливый рисунок.

Брюггское кружево. Женский портрет работы Яна ван Антонисзона Равестейна.

Брюггское кружево. Женский портрет работы Яна ван Антонисзона Равестейна.

Брюггское кружево.

Брюггское кружево.

Для «брюссельского кружева» орнаменты выполнялись отдельно друг от друга, а затем соединялись с помощью тюлевого фона. Оно отличается большим разнообразием орнаментов и технических приемов. Орнамент располагается на фоне тюля, но встречаются образцы, где большое место занимает фон, состоящий из украшенных мелкими зубчиками или узелками связок. Очень разнообразны ажурные сетки, детали цветочного орнамента часто подчеркиваются мягким рельефом. Этот вид кружева считался самым дорогим и пользовался наибольшим спросом за границей. Из-за запрета на ввоз фламандских кружев в Англию, брюссельские кружева ввозили в страну нелегально под видом английских. Поэтому вторым названием брюссельского кружева является кружево «англетер».

Блузка из брюссельского кружева.  1895 г.

Блузка из брюссельского кружева. 1895 г.

Кружево «англетер».

Кружево «англетер».

Особой разновидностью брюссельского является кружево «дюшесс». Оно не имеет фона и потому орнаменты соединяются в нем непосредственно друг с другом.

Кружево «дюшесс». XIX век.

Кружево «дюшесс». XIX век.

В XVII веке во Фландрии в городе Бенш начинают выделывать тонкое и совершенно лишенное рельефа плетеное кружево, получившее по месту изготовления название «бенш». Его узор, представлявший поначалу густорасположенные, но несложные стилизованные растительные мотивы в дальнейшем усложняется: в нем возникают свойственные орнаменту стиля барокко крупные фантастические цветы и листья. Отличительной чертой кружева «бенш» является особый узор сетки фона, напоминающий мерцающие звездочки снежинок, так называемый «снежный фон» («fond de neige»).

Кружево «бенш».

Кружево «бенш».

Отдельно следует остановиться на французских ажурных тканях.

Уже в XVI веке французская аристократия выписывала ажурные ткани из Италии и Бельгии. Ими украшали не только различные части женской и мужской одежды, но и мебель и даже внутренность экипажей. В 1530 году флорентинец Франческо Пеллегрина издал специально для французского двора сборник узоров, посвященный им королю Франциску I. А жена Генриха II Екатерина Медичи, выписала из Италии некоего Фредерика Винчиоло, который в 1587 году опубликовал подробный сборник всех существовавших в то время узоров.

Наконец в Алансоне, Кенуа, Седане, Аржантоне и Реймсе были созданы собственные королевские мануфактуры по производству ажурных тканей. По словам Вольтера, специально для них были выписаны тридцать мастериц из Венеции и двести из Фландрии. Специальным указом король Людовик XIV предписал французам носить только французские кружева.

Поначалу такие ткани носили во Франции название «point de France».

Очень скоро изготовляемые на королевских мануфактурах ажурные ткани, особенно знаменитый алансонский «point à l’aiguille» приобрели громкую славу. Там же впервые был введен новый вид кружев с правильным сетчатым фоном (réseau).

«Алансонский гипюр» отличается особенно изысканным узором из мелких цветов и листьев, соединенных перетяжками в виде маленьких зубчиков.

Мария-Антуанетта с детьми. Королева в платье отделанном алансонскими кружевами.

Мария-Антуанетта с детьми. Королева в платье отделанном алансонскими кружевами.

Алансонские кружева. 1760-1775 гг.

Алансонские кружева. 1760-1775 гг.

Производство шитых кружев процветало также в Аржантоне и Клюни.

Кружево из Клюни.

Кружево из Клюни.

Аржантанские кружева.

Аржантанские кружева.

Наконец в ХVIII веке под Парижем стали производить «парижское кружево». В его композицию обычно вплетены изображения цветов, листьев, венков, а иногда и животных. Внутренние части узоров украшены декоративными петлями.

 А в городах Кан, Шантийи, Байё, Ле-Пюи производились плетёные тюлевые кружева типов «блонды» (из золотистого и чёрного несучёного шёлка) и «шантийи» (из белого и чёрного кручёного шёлка).

Плетёное кружево типа «блонды». Франция. XIX в.

Плетёное кружево типа «блонды». Франция. XIX в.

Платье с отделкой ажурной тканью «шантийи».

Платье с отделкой ажурной тканью «шантийи».

Кружево «шантийи».

Кружево «шантийи».

В Англии ажурные ткани также начали изготавливать в XVI веке. Кружево из льняных нитей, часто соединяли с основой — шёлковым шифоном.

Кружево «Honiton» — любимый вид кружева английской королевы Виктории. В платье из такого кружева она была на своей коронации.

Королева Виктория в платье из ажурной ткани .«Honiton».

Королева Виктория в платье из ажурной ткани .«Honiton».

Кружево «Honiton». Середина XIX века.

Кружево «Honiton». Середина XIX века.

 С начала XIX века обрели популярность одна из разновидностей гипюра «бедфордширские кружева». Согласно местной легенде, основу кружевного производства Бедфордшире заложила в XVI веке Екатерина Арагонская сосланная сюда во время бракоразводный процесса который вел против нее Генри VIII.

Бедфордширские кружева.

Бедфордширские кружева.

«Ирландское кружево» одно из самых старых в Европе известно с XIV века. Согласно одной из легенд, первыми его сшили ирландские моряки. Во время путешествия они скучали по родным краям. И шили узоры в виде листьев, веток, цветков. После приезда эти сентиментальные моряки соединили узоры в полотно и получилось кружево.

В XIX веке в Ирландии уже производилось несколько видов ажурных тканей.

Совершенно новым и оригинальным видом стало вязанное крючком кружево, производившееся в Ирландии с XIX века. Иногда его ошибочно называют «венским гипюром». Его придумала дочь франко-испанского дворянина и ирландки Риего де Бланкардье, как замену венецианскому кружеву. В 1846 году она даже издала книгу образцов ирландского кружева. Основа рисунка завитки, объемные цветы и листья, соединенные между собой тонкой изящной сеткой.

А самым красивым видом ирландского кружева считается «кружево Йохолл» («Югал»).

Ирландское кружево. 1895 г.

Ирландское кружево. 1895 г.

Кружево «Йохолл». 1900 г.

Кружево «Йохолл». 1900 г.

В скандинавских странах также возникли собственные виды ажурных тканей. Таково, например датское кружево «хедебо». Его основой служит край ткани. Узор обычно геометрический, лишь изредка — стилизованные листья и розетки.

Датское кружево.

Датское кружево.

Датское кружево «Xедебо».

Датское кружево «Xедебо».

Датское кружево «Xедебо».

Датское кружево «Xедебо».

В Испанию производство ажурных тканей пришло как от мавров так и из Италии. Кружевные ткани Испании, прежде всего, отличались от других видом сырья – они производились из серебряных и золотых металлизированных нитей в соединении с шелком. Такой вид ажурных тканей очень часто называют «филигранным гипюром». Особо эффектными были кружева получившие название «point d’Espagne».

Point d'Espagne. 1660 г.

Point d’Espagne. 1660 г.

Родиной кружева «соль» («солнце») считают остров Тенериф из группы Канарских островов. Оттуда оно перекочевало в Латинскую Америку, в частности в Бразилию и стало известно в Европе уже как «бразильское кружево». Кружево «соль» отличается тонкостью работы и узоров, состоящих из розеток с натянутыми нитями.

Бразильское кружево «соль».

Бразильское кружево «соль».

В России уже в начале XVII века придворные «царские знаменщики» (рисовальщики)  изготовлявшие разнообразные рисунки для кружевов. Так, например, в 1626 году «знаменщики Иван Некрасов и Петр Ремезов знаменили к царицыной опашнице кружева белилами». В описи вещей князя В. В. Голицына конца XVII века записано: «Много различных предметов быта и убранства одежды, украшенных металлическим плетеным кружевом «домашним» — это и подушки зеленого бархата, и четыре ящика костяных коклюшек, и даже пергаментная жалованная грамота, украшенная золотым кружевом с шелком».

В этот период возникают и первые русские народные кружевные промыслы. Известно, что для плетения ажурных тканей на Руси использовали рыбьи кости.

Русское кружево XVII века.

Русское кружево XVII века.

 Наиболее старые образцы русских ажурных тканей XV-XVI веков выполнены из металлических золотых и серебряных нитей. Прочность и упругость ему придавали шёлковые или льняные нити, на которые плотно наматывались металлические. Такие золото-серебряные кружева, отличались узорами «репей», в них появились «травчатые» русские орнаменты и русская «скань», впервые созданная рязанскими и елецкими кружевницами.

В ХVII же веке на Руси было организовано производство металлических кружев, сначала в Оружейной палате, а позднее в женских монастырях. Металлическое кружево нашивали на одежду из плотных дорогих тканей, ими украшали церковные предметы и одежды священнослужителей.

В ХVIII веке в металлическое кружево стали вводить цветную бить, что было исключительно русским приёмом.

аж2865Изменение моды и убранства одежды дворян и купечества в результате реформ Петра I привело к производству тонких льняных и шелковых нитяных ажурных тканей в России. Пышные черно-белые кружева шли на платья со шлейфами, кружевом украшали сюртуки, воротники и манжеты.

Ажурный конец полотенца. Первая половина XIX в. Новгородская губерния, г. Белозерск.

Ажурный конец полотенца. Первая половина XIX в. Новгородская губерния, г. Белозерск.

аж2866

В 1725 году в Москве, при Новодевичьем монастыре, была создана первая кружевная мануфактура, просуществовавшая до 1812 года.

В донесении от 1757 года Мануфактур-коллегии Кабинету названы профессиональные кружевницы из купеческих семей, мещан и ремесленников города, работающие на заказ: «Это купеческая жена, вдова, исполнительница блондовых (шелковых) кружев Матрена Иванова, дочь мастерицы Ивановского монастыря Мария Дмитриева, Настасья Андреева из Страстного монастыря. Сделаны блонд и тофты из лучшего тончайшего льна черного цвета служительницей Лукерьей Васильевой для княгини Анны Ивановны».

Самыми распространенными в России были русское сколочное кружево, сцепной манер и численное (мерное) кружево. Название «сколочное» произошло от сколка — точечного рисунка, который заправлялся на специальной подушке. Сцепное кружево в старину называли еще немецким. По-видимому, оно появилось в России под влиянием западноевропейских образцов. Численное (мерное) кружево мастерицы плели, отсчитывая одинаковое число переплетов, и в нем бесконечно повторялся один и тот же узор.

В Тверской губернии ажурные ткани производили в двух городах — Калязине и Торжке.

Считается, что в Калязине стали плести кружево на продажу уже в конце XVIII столетия. Во всяком случае, именно здесь сложился самый ранний кружевной промысел в России. В начале XIX века Калязин называли городом крахмала и кружев. Мастерицами были мещанки, составлявшие половину населения Калязина. В конце XIX века в городе уже насчитывалось около двух тысяч кружевниц. Известно около двадцати названий местных узоров. К середине XIX века выработался свой, калязинский, тип сцепного кружева.

Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин

Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин

Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин.

Конец XIX в. Тверская губерния, г. Калязин.

В Торжке кружевоплетение также появилось довольно рано, но собственный оригинальный тип привлекающий своеобразием приемов исполнения и характеров мотивов узора возник лишь в первой половине XIX столетия.

В окрестностях Ельца в XVIII-XIX веках было распространено плетение гаруса и кружев из льняных, шелковых и хлопчатобумажных нитей. А елецкие гипюрные косынки высоко ценились в девяностых годах XIX века. Одной из главных особенностей елецкого кружева начала и первой половины XIX века является его многоцветность, которая достигалась соединением в одном изделии различных материалов: льна, шелка, хлопчатобумажных тонких нитей, шерсти и металлической канители.

В конце XVIII — начале XIX века под Мценском существовала самая большая известная мануфактура в России принадлежавшая помещице Протасовой на которой работали тысяча двести крепостных. Здесь создавали различные изделия из кружева западноевропейских узоров.

Мценское кружево.

Мценское кружево.

А не позднее 1820 года в имении помещицы Засецкой в селе Ковырино близь Вологды, крепостные стали выплетать отделки к платьям и белью, подражая западноевропейским кружевам. Самый старый предмет из ажурной ткани вологодской работы сохранился в виде куска от подзора с прошвой парной техники и сцепным краем. В сороковых годах XIX века вологодская  кружевница Анфия Фёдоровна Брянцева изобрела ссобственную технику плетения штучных изделий, которая получила название «вологодский манер». Ее дочь её Софья Петровна считалась «первой кружевницей Вологды».

Вологда. Плетение кружев

Вологда. Плетение кружев

Пелена с престола, льняная нить, сцепная техника. Вологда. Конец XIX в.

Пелена с престола, льняная нить, сцепная техника. Вологда. Конец XIX в.

Часть подзора. Конец XVIII в. г. Вологда.

Часть подзора. Конец XVIII в. г. Вологда.

Пальто. 1913 г., Вологодская губерния.

Пальто. 1913 г., Вологодская губерния.

Нижегородские гипюры — это белая ажурная вышивка. Такого рода ажурные ткани не встречается больше нигде в России. По готовой сетке наносится узор из отдельных крупных и мелких элементов, образующих орнаментальный ряд. В узорах преобладают геометрические фигуры в виде ромбов, но углы их слегка скруглены. Геометрические фигуры сочетаются с растительными мотивами — ветками ягод, листьями. Если первоначально использовалась только льняная пряжа, то впоследствии добавились шелковые и тонкие хлопчатобумажные волокна. Изготавливались кружевные шали, части женских платьев, воротники, но в основном — мерное кружево.

В Балахне в Нижегородской губернии половина всего женского населения плела кружево. Для балахнинского кружева характерно ритмичное расположение ветвей и цветов с характерными загнутыми концами листьев.

Нижегородский гипюр.

Нижегородский гипюр.

Конец назеркального полотенца. Первая половина XIX в., Нижегородская губерния.

Конец назеркального полотенца. Первая половина XIX в., Нижегородская губерния.

Середина XIX в. Нижегородская губерния, г. Балахна.

Середина XIX в. Нижегородская губерния, г. Балахна.

Таким образом, на рубеже XVIII-XIX веков в России кружевоплетение стало одним из видов народного прикладного художественного искусства.

Пик популярности ажурных тканей пришелся на первую половину XIX века.

Свадебные платья XIX века с отделкой ажурными тканями.

Свадебные платья XIX века с отделкой ажурными тканями.

Свадебное платье в технике ирландского кружева конца XIX века.

Свадебное платье в технике ирландского кружева конца XIX века.

Бальное платье XIX века с отделкой ажурными тканями.

Бальное платье XIX века с отделкой ажурными тканями.

Дамские батистовые панталоны с кружевами. Конец XIX века.

Дамские батистовые панталоны с кружевами. Конец XIX века.

Дамские батистовые панталоны с кружевами. Конец XIX века.

Дамские батистовые панталоны с кружевами. Конец XIX века.

Веер из ажурной ткани.

Веер из ажурной ткани.

Реклама ажурных чулок XIX века.

Реклама ажурных чулок XIX века.

Это стимулировало попытки создания оборудования, которое позволило бы производить их промышленным способом. Хотя первая попытка производства гладкого тюля на простом вязальном чулочном станке состоялась еще в 1768 году, результат этого опыта  был не удовлетворителен. Лишь в 1809 году появляется станок Хеткота впервые давший возможность получения ажурных тканей удовлетворительного качества таким способом.

Станок Хеткота.

Станок Хеткота.

Но только с началом применения в 1837 году системы Жакара можно считать изобретение машинного производства ажурных тканей законченным.

Главным центром машинного производства ажурных тканей стал английский город Нотингам и его окрестности.

В России массовое производство ажурных тканей началось в конце XIX века в Нижегородской губернии.

Конец XIX в. Нижегородская губерния, г. Балахна

Конец XIX в. Нижегородская губерния, г. Балахна.

Машинное производство облегчило и удешевило производство ажурных тканей (хотя и снизило их художественное качество). В 1908 году в одном из модных журналов даже утверждалось что ажурные чулки «теперь носят даже горничные». Тем не менее, несмотря на растущую конкуренцию со стороны машин, ручное кружевоплетение процветало вплоть до начала I Мировой войны.

Современные технологии делают возможным машинное производство ажурных тканей высокого качества. Такое машинное полотно широко применяется для пошива элементов одежды и всевозможных аксессуаров, включая зонтики, сумочки и перчатки.

Женское платье начала ХХ века в пседорусском стиле.

Женское платье начала ХХ века в пседорусском стиле.

Женское платье начала ХХ века.

Женское платье начала ХХ века.

Платья из ажурной ткани.

Платья из ажурной ткани.

Аксессуары из ажурной ткани.

Аксессуары из ажурной ткани.

А появление вязальных  и гардинных машин позволило изготавливать разнообразные гардинные ажурные полотна.

аж3384Современный ассортимент ажурных тканей включает в себя кружева ручного и машинного производства, гипюровые и кружевные полотна, а также готовые кружевные изделия.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2016 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.