АЗАМ, КОСМАС ДАМИАН

Космас Дамиан Азам (Cosmas Damian Asam) - немецкий художник, скульптор и архитектор позднего барокко.

аз58Родился в 1686 году в Бенедиктбёйерне (Benediktbeuern) в семье баварского художника Ханса Георга Азама и его жены Марии Терезии.

В семье было двенадцать детей.

Начальное профессиональное обучение получил в мастерской отца.

После его смерти в 1711 году Космас Дамиан Азам вместе с братом Эгидом Кверином переехал в Рим, чтобы учиться в «Академии святого Луки» (Accademia di San Luca) у художника и архитектора Карло Маратта. Здесь он изучал фрески Пьетро да Кортоны, Джованни Баттисты Гаулли и Андреа Поццо.

В 1713 году Космас Дамиан Азам получил первую премию Академии.

Около 1714 года братья обучались у Джиана Лоренцо Бернини, и их первые работы несут влияние учителя, особенно в том, что касается понятия «theatrum sacrum» (священного театра), в котором декоративные элементы совмещаются, чтобы вовлечь зрителя в живую религиозную драму.

По возвращении в Баварию, Космас Дамиан начал работать в качестве художника, а его брат продолжил учебу у скульптора Андреаса Файстенбергера в Мюнхене.

Космас Дамиан Азам стал получать заказы из самых разных мест — от Швабии и Баварии до Силезии, Чехии и Тироля.

Впоследствии брат присоединился к нему, и их деятельность протекала главным образом в Баварии (отделка церковных интерьеров в Роре, 1717-1723 гг., и Фрейзинге, 1723 г.; строительство церкви монастыря бенедиктинцев в Вельтенбурге, 1716-1721 гг., церкви Санкт-Иоганн-Непомук в Мюнхене, с 1733 г.).

Хотя ранее творчество Космаса Дамиана Азама отмечено влиянием иллюзионистических архитектурных фантазий Поццо, уже во фресках в Вайнгартене (1719 г.) он отказался от живописных «обманок», продолжающих реальную архитектуру. Вместо этого Азам наделил изображённое пространство перспективой, не ориентированной на стоящего на полу зрителя (1720 г., Альдерсбах).

Самые значительные работы были выполнены им в Эйнзидельне (1726 г.), Бржевнове под Прагой (1727 г.) и в замке Мангейм (1729 г.; разрушен).

 В главной фреске в Остерхофене (1731 г.) им была разработана схема росписей, при которой каждая сторона требовала особого угла зрения.

Космас Дамиан Азам. Триумф Аполлона. (1730 г.).

Космас Дамиан Азам. Триумф Аполлона. (1730 г.).

Космас Дамиан Азам. «Троицын день». Около 1720 г.

Космас Дамиан Азам. «Троицын день». Около 1720 г.

Космас Дамиан Азам. Святой Бенедикт и полное солнечное затмение.

Космас Дамиан Азам. Святой Бенедикт и полное солнечное затмение.

Космас Дамиан Азам. Жизнеописание Марии. 1716-1721 гг.

Космас Дамиан Азам. Жизнеописание Марии. 1716-1721 гг.

Братья Азам также создали оформление церкви Св. Иоанна Непомука (Азам-Кирхе, Asamkirche; 1733-1746 гг.) в Мюнхене и аббатства в Вельтенбурге.

Интерьер «Asamkirche» в Мюнхене.

Интерьер «Asamkirche» в Мюнхене.

Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам. Алтарь монастырской церкви в Вельтенбурге. 1717-1721 гг.

Космас Дамиан Азам и Эгид Квирин Азам. Алтарь монастырской церкви в Вельтенбурге. 1717-1721 гг.

Космас Дамиан Азам скончался 10 мая 1739 года в Мюнхене.

Он считается главным мастером южно-немецкой потолочной живописи в период барокко и рококо. Его творчество отмеченно религиозной экзальтацией и театральной патетикой, отличается глубокой и драматической интенсивностью религиозного чувства.

Творчество братьев Азам обозначило путь, по которому пошло следующее поколение баварских художников барокко.

К двухсотпятидесятилетнему юбилею художника почтовое ведомство Германии выпустило памятную марку.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.