АВИЦЕННА

Авиценна (Avicenna) — латининизированное имя средневекового персидского учёного-энциклопедиста, философа и врача Абу Али аль Хуссейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (персидское — ابوعلى سينا, арабское — أبو علي الحسين بن عبد الله بن سينا, иврит — אבן סינא, византийское –Avitzianon; сокращенное — Абу Али Сина, Ибн Сина).

аз22Родился 16 августа 980 года в селении Афшана (Афсана) близь столицы Саманидов (персидской династии Центральной Азии и Великого Хорасана) Бухары.

Авиценна.

Рубаи.

Суть в существе твоем отражена,

Не сможет долго тайной быть она,

Не потому ль, что суть любой натуры

В поступке, словно в зеркале, видна.

Основными источниками информации о жизни Авиценны является его автобиография, охватывающая первые тридцать лет жизни ученого, продолженная учеником Ибн Сина ал-Джузджани труд которого сохранился в трех близких редакциях.

 В своей автобиографии Ибн-Сина писал: «Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нух ибн Мансура и занялся там работой в диване (канцелярии). Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов (районов) в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара (звезда). Там же и родились сначала я, а затем мой брат».

Вскоре семья переехала в Бухару, и Авиценна поступил учиться в начальную мусульманскую школу – мактаб. Здесь он был самым маленьким из пятнадцати учеников хатиба Убайда. Поскольку его родным языком был персидский, то именно здесь он впервые познакомился с арабским – международным языком Востока этой эпохи. «К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались» (Авиценна). Кроме того, он изучал под руководством торговца из Индии индийскую арифметику,  а также грамматику и стилистику.

К 990 году Авиценна окончил начальный курс образования и продолжил занятия с приходящими на дом учителями, среди которых выделялся приехавший в Бухару ученый Абу Абдаллаха Натили. Ибн-Сина изучал логику, философию, законоведение, физику, географию, математику, астрономию и музыку.

С четырнадцати лет Авиценна начал заниматься самостоятельно. А затем отец отправил его изучать исламскую юриспруденцию под руководством ханафитского ученого Исмаил аль-Захида. Тогда же он написал свои первые трактаты и даже вступил в научную переписку с персидским ученым-энциклопедистом Аль-Бируни. В автобиографии Ибн-Сина упоминал, что в эти годы несколько раз прочитал труд Аристотеля «Метафизика», который смог понять, лишь прочитав комментарий Аль-Фараби к работе.

 «Затем я пристрастился к науке врачевания – и стал читать книги посвященные ей. А медицинская наука не из трудных наук, и, конечно, я преуспел в ней в кратчайшее время так, что известные врачи того времени стали приходить ко мне за советом. Посещал я и больных, и в результате достигнутого мною опыта открылись передо мной такие врата исцеления, что это не поддается описанию. А было мне в это время шестнадцать лет» (Авиценна). Его наставником в медицине был известный бухарский медик, автор ряда научных трудов Абу-л-Мансура Камари.

Уже к восемнадцати годам Авиценна начал самостоятельную медицинскую практику. «Однажды эмир заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему» (Авиценна).

В награду за лечение он получил доступ в библиотеку династии Саманидов. Однако не всем согражданам нравился молодой и чересчур ретивый ученый, и когда в результате пожара библиотека сгорела, нашлись те, кто обвинил юное дарование в поджоге.

В 1002 году вскоре после смерти отца, взятия Бухары тюрками и падения династии Саманидов Авиценна переехал в столицу Хорезма Гургандж (ныне Ургенч). Здесь научная жизнь концентрировалась вокруг «Академии Мамуна», объединявшей крупнейших учених того времени. Ибн-Сина становится ее членом и даже получает небольшую ежемесячную стипендию.

В 1008 году отказавшись поступить на службу к султану Махмуду Газневи он отправился в скитания по Хорасану и Табаристану. Однако, заболев, поселился в городе Горгане (иранская провинция Голестан), где читал лекции по астрономии и логике.

Затем Авиценна перебрался в город Рей, где правителем при регентстве матери (Сейеде хатун) был сын последнего эмира династии Бувейхидов Майд ад-Даула. Постоянные распри, которые бушевали между регентшей и ее вторым сыном, Шамсом ад-Даулой, заставили впрочем, ученого покинуть и это место.

аз34С 1015 по 1024 год Авиценна жил в Хамадане. За успешное лечение эмира Шамс ад-Давла он получил должность визиря, но по обыкновению нажил себе множество врагов. Они настаивали на казни Авиценны, однако эмир лишь отстранил его от должности и выслал из страны. Но когда у эмира произошел очередной приступ болезни, Ибн-Сину срочно разыскали и с почестями вернули назад. После смерти Шамс ад-Давла все повторилось заново, и он вынужден был прятаться в доме аптекаря. В конце-концов, Ибн-Сина был все-таки заключен в крепость на четыре месяца по обвинению в попытке перейти на службу к правителю Исфахана.

В 1024 году правитель Исфахана захватил Хамадан и его города. После освобождения города, Авиценна вернулся с эмиром в Хамадан, однако позже в сопровождении своего брата, любимого ученика и двух рабов сбежал в одежде суфийского отшельника в тот самый Исфахан.

Здесь Авиценна провел последние четырнадцать лет своей жизни (с 1023 по 1037 год). Он был главным врачом и советником эмира Ала ад-Давла, и даже сопровождал его в военных походах.

аз45В 1030 году во время нападения на Исфахан наместника газневидского султана Масуда, дом Авиценны был разграблен, и многие его рукописи пропали, (в том числе сгорела рукопись философской энциклопедии в двадцати томах «Книга справедливости»).

Во время одного из военных походов Ала ад-Давла, у Авиценны открылась тяжёлая желудочная болезнь.

Он умер в дороге 18 июня 1037 года близь Хамадана, продиктовав перед смертью завещание незнакомцу. Он завещал отпустить всех своих рабов, наградив их, и раздать всё принадлежавшее ему имущество бедным.

Авиценну похоронили в Хамадане у городской стены, а через восемь месяцев его прах перевезли в Исфахан и перезахоронили в мавзолее Аль ад-Даула.

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран

Могила Авиценны изнутри, Хамадан, Иран

Авиценна.

Рубаи.

Кто стар, тот молодым огнем пылать не может.

Творца хулит старик, но юным стать не может.

То дело, что творил, творил ты темной ночью:

Оно при свете дня существовать не может.

Мавзолей Авиценны в Хамадане. 1960 г.

Мавзолей Авиценны в Хамадане. 1960 г.

Такова внешняя канва жизни Авиценны, за которой скрывается неуемная жажда знаний и высокие научные достижения. Поскольку точное количество написанных им трудов неизвестно, различные исследователи указывают разное их количество. Одни утверждают, что им написано сто тридцать две работы, а остальные приписываемые ему труды принадлежат подражателям. Другие считают, что он оставил после себя четыреста пятьдесят шесть трудов на арабском языке и двадцать три — на фарси.

До нашего времени, однако, дошло лишь около двухсот сорока приписываемых ему работ (в том числе сто пятьдесят по философии и сорок по медицине).

Авиценна.

Рубаи.

Налейте вина мне, пусть длятся года,

Налейте, чтоб радость была молода.

Вино, что огонь, но земные печали

Уносит оно, как Живая вода.

Самые известные произведения Авиценны философская и научная энциклопедия «Книга исцеления» и медицинская энциклопедия «Канон медицины». Кроме философии и медицины, им были написаны труды по астрономии, алхимии, географии и геологии, психологии, исламской теологии, логике, математике, физике и поэзии.

Написанный на арабском языке энциклопедический труд «Книга исцеления» («Китаб аль-Шифа») посвящён логике, физике, биологии, психологии, геометрии, арифметике, музыке, астрономии, а также метафизике.

«Книга знания» («Даниш-намэ») также является энциклопедией.

 «Канон врачебной науки» (или «Канон медицины», «Китаб ал-Канун фи-т-тибб») собственно говоря также сочинение энциклопедического характера, в котором предписания античных медиков осмыслены и переработаны в соответствии с достижениями арабской медицины. В «Каноне» две книги из пяти посвящены описанию лекарственного сырья, лекарственных средств, способам их изготовления и употребления. Из двух тысяч шестисот лекарственных средств, описанных в «Каноне», тысяча четыреста растительного происхождения. Здесь же Авиценна предположил, что заболевания могут вызываться какими-то мельчайшими существами. Он также первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, описал проказу, изучил ряд других заболеваний.

Лист  копии рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 г. в Багдаде. Институт рукописей Национальной академии наук Азербайджана в Баку.

Лист копии рукописи «Канон врачебной науки» (Аль-Ганун Фи ат-Тибб) Ибн Сины 1030 года, сделанная в 1143 г. в Багдаде. Институт рукописей Национальной академии наук Азербайджана в Баку.

Среди других произведений Авиценны посвященных медицине известны трактат «Лекарственные средства» («Ал-Адвият ал калбия»), «Удаление вреда от разных манипуляций посредством исправлений и предупреждений ошибок» («Дафъ ал-мазорр ал куллия ан ал-абдон ал инсония би-тадорик анвоъ хато ан-тадбир»), «О пользе и вреде вина» («Сиёсат ал-бадан ва фазоил аш-шароб ва манофиъих ва мазорих»), «Поэма о медицине» («Урджуса фит-тиб»), «Трактат о пульсе» («Рисолайи набзийа»), «Мероприятия для путешественников» («Фи тадбир ал-мусофирин»), «Трактат о сексуальной силе» («Рисола фил-л-бох»), «Трактат о уксусомёде» («Рисола фи-с-сиканджубин»), «Трактат о цикории» («Рисола фил-хиндабо»), «Кровеносные сосуды для кровопускания» («Рисола фил-урук ал-мафсуда»).

Авиценна.

Рубаи.

Все, что сокрыто в словах, мне подвластно.

Тайны вселенной постиг я прекрасно.

Ну, а себя хорошо ли познал я?

Стало мне ясно, что все мне неясно.

Наследие Авиценны в области классической психологии, прежде всего, представлено в частях «Китаб аль-нафс» его «Книги исцеления» и «Книги освобождения». Он разработал собственное учение о темпераменте и характере человека, согласно которому натура человека делится на четыре простых вида: горячая, холодная, влажная и сухая (что в современной психологии соответствует четырём темпераментам). Эти натуры не являются стабильными, а изменяются под воздействием внутренних и внешних факторов, таких как метеорологические условия и смена времен года. Изменения в жидкостях организма также могут корректировать натуру в соответствующем направлении. Кроме простых натур, Авиценна различал ещё четыре сложных натуры в зависимости от превалирования одной из четырёх жидкостей организма (крови, слизи, жёлтой или чёрной желчи).

В области химии Ибн Сина открыл процесс перегонки эфирных масел.

Авиценна.

Рубаи.

Пройти пустыню мира ты, сердце, торопилось,

Но мира не познало, хотя познать стремилось.

В конце концов не знаю дороги к совершенству,

Хотя в пытливом сердце сто тысяч солнц светилось.

В алхимии Авиценна стал первым критиком идеи трансмутации металлов, которую он считал невозможной.

В своих работах по астрономии Ибн Сина критиковал представления Аристотеля о том, что звёзды отражают свет Солнца и утверждл, что они светятся собственным светом.

Перу Авиценны  также принадлежит трактат «Компендиум Альмагеста», с комментариями на книгу Птолемея, «чтобы привести в соответствие то, что говорится в «Альмагесте», и то, что понятно из естествознания». Например, он учитывает движение апогея Солнца, который Птолемей считал неподвижным.

В «Книге о способе, предпочитаемом другим способам при конструировании наблюдательного инструмента», Ибн Сина описал изобретённый им наблюдательный инструмент в котором для уточнения измерений впервые применялся принцип нониуса.

Авиценна написал критический труд по астрологии, в котором он цитирует стихи из Корана и оспаривает способность астрологии предсказывать будущее.

В механике он разработал сложную теорию движения, в которой провел различие между наклоном (тенденция к движению) и силой снаряда, и пришел к выводу, что движение было результатом наклона, переданного снаряду бросающим, и что движение снаряда в вакууме не прекратится. Считал наклон постоянной силой, действие которой рассеивается под действием внешних сил, таких как сопротивление воздуха.

В оптике Авиценна утверждал, что свет имеет скорость, отметив, что «учитывая восприятие света из-за эмиссии своего рода частиц источником света, скорость света должна быть конечной». Он также попытался объяснить явление радуги. «Независимое наблюдение продемонстрировало ему, что дуга не образуется в темном облаке, а, скорей в очень тонком тумане, лежащим между облаком и солнцем или наблюдателем. Он подумал, что облако служит просто в качестве фона этого тонкого вещества, как слой ртутной амальгамы, наносимый на заднюю поверхность стекла в зеркале. Ибн Сина изменил бы место не только дуги, но и формирования цвета, утверждая, что радужность является просто субъективным ощущением в глазу» (Карл Бенджамин Бойер).

Авиценна.

Рубаи.

От праха черного и до небесных тел

Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.

Коварства я избег, распутал все узлы,

Лишь узел смерти я распутать не сумел.

аз36Как философ Авиценна принадлежал к арабоязычному перипатетизму (фалсафа), продолжал традиции восточного аристотелизма в области метафизики, гносеологии и логики, отчасти – онтологической концепции неоплатонизма. Отстаивая и развивая философскую систему Аристотеля, уделял в своих трудах большое место логике, учению о причинности, первой причине, материи и форме, познании, категориях, выражающих понимание наиболее существенных отношений действительности, принципах организации мысли и знания. Но Авиценна вышел за пределы идей перипатетизма.

Авиценна много сделал для выработки философского словаря на арабском и персидском языках.

В социальном учении Ибн Сины примечательна мысль о дозволительности вооружённого восстания против несправедливого правления.

Подводит итоги его философским размышлениям трактат «Указания и наставления» (ал-Ишарат ва-т-танбихат), написанный примерно в 1035–1036 годах.

Следует отметить, что Авиценна был набожным мусульманином и пытался примирить философию с рациональной исламской теологией.

Авиценна.

Рубаи.

Когда к невеждам ты идешь высокомерным,

Средь ложных мудрецов явись ослом примерным,

Ослиных черт у них такое изобилье,

Что тот, кто не осел, у них слывет неверным.

Но Авиценна был не только ученым и философом – он был поэтом и теоретиком искусства.

Почти половина его работ написана в стихах на арабском языке и на фарси (например «Трактат о любви», «Трактат о птицах»). Есть у него и лирические стихотворные произведения - газели и рубаи.

Авиценна.

Газели.

Прекрасно чистое вино, им дух возвышен и богат,

Благоуханием оно затмило розы аромат.

 

Как в поучении отца, в нега горечь есть и благодать,

Ханжа в вине находит ложь, а мудрый – истин щедрый клад.

 

Вино разумным не во вред, оно – погибель для невежд,

В нем яд и мед, добро и зло, печалей тень и свет услад.

 

Наложен на вино запрет из за невежества невежд,

Безверием расколот мир на светлый рай и мрачный ад.

 

Какая на вине вина за то, что пьет его глупец,

Напившись, пустословить рад и, что ни скажет, невпопад.

 

Пей мудро, как Абу Али, я правдой истиной клянусь:

Вино укажет верный путь в страну, истин ветроград.

Основная тема его поэтического творчества – вечность материи, проповедь просвещения и науки. Характерные черты стихов Ибн-Сина афористичность и простота художественно-изобразительных средств.

Перу Авиценны также принадлежат философская повесть-аллегория «Хай ибн Якзан», поэма из двадцати двустиший «Птица», и прозаический роман «Саламан и Абсаль».

Он выступал и как теоретик литературы — в комментариях к «Поэтике» Аристотеля и в дошедшем до нас толковании стихов арабского поэта Ибн ар-Руми. Эти теоретические сочинения сыграли большую роль в становлении классического фарси как литературного языка.

Авиценна. 1271 г.

Авиценна. 1271 г.

Творчество Авиценны оказало влияние не только на классическую иранскую литературу, но и на арабскую, узбекскую, средневековую еврейскую и европейские литературы. Омар Хайям называл его своим учителем. А с повестью Авиценны «Живой, сын Бодрствующего» некоторые исследователи связывают сюжет «Божественной комедии» Данте.

Авиценна.

Газели.

Десять признаков есть у души благородной,

Шесть ее унижают. Быть нужно свободной

 

Ей от подлости, лжи и от зависти низкой,

Небрежения к близким, к несчастью и боли народной.

 

Коль богат, то к друзьям проявляй свою щедрость,

Будь опорою им и звездой путеводной.

 

А впадешь в нищету – будь и сильным и гордым,

Пусть лицо пожелтеет в тоске безысходной.

 

Краток век, каждый вздох наш быть может последний,

Не терзайся о мире заботой бесплодной,

 

Смерть играет без устали в нарды: мы шашки,

Мир – доска, день и ночь, как две кости, в руках небосвода.

Авиценна также автор ряда работ по теории музыки, являющихся частями его энциклопедических работ, таких в частности как: «Свод науки о музыке» в «Книге исцеления»; «Краткое изложение о музыке» в «Книге спасения»;  раздел о музыке в «Книге знания».

По средневековой традиции он относил музыку к математическим наукам, определяя её как науку, изучающую звуки в их соотношениях и имеющую целью установление правил создания композиции. Исходя из учения Пифагора, Ибн-Сина считал, что музыка подчинена числам и находится в тесной связи с ними. Но он первым в истории рассматривал музыку не только с позиций математики, но и социологии, психологии, поэтики, этики и физиологии.

Авиценна совместно с Аль-Фараби заложил основу науки о музыкальных инструментах и дал весьма подробную классификацию типов музыкальных инструментов. (В шестом разделе «Книги знания» приводятся названия почти всех существовавших на тот момент музыкальных инструментов с их описаниями).

Он также изобрел распространенный в Средней Азии смычковый инструмент гиджак. Корпус этого инструмента шарообразный (изготавливается из тыквы, крупного ореха, дерева или других материалов) затянутый кожей. Количество струн гнепостоянное, чаще всего - три. Строй трёхструнного гиджака квартовый, обычно — es1, as1, des2 (ми-бемоль, ля-бемоль первой октавы, ре-бемоль второй октавы). Диапазон инструмента охватывает около полутора октав.

Гиджак - музыкальный инструмент изобретение которого приписывается Ибн Сина.

Гиджак — музыкальный инструмент изобретение которого приписывается Ибн Сина.

Авиценна.

 Газели.

Кто на земле блаженств не ищет, тот

Их в небесах навечно обретет.

 

Нам воздержанье, венчанное вздохом,

При жизни очищение дает.

 

И в рай однажды вступит, кто поодаль

Здесь оставлял страстей водоворот.

 

И ангелов у ног своих увидит,

Кто отрешится от земных забот.

 

А ты, моя красавица, я знаю,

Стремишься поступать наоборот.

 

Тебе от наслаждения отречься

Жизнь, полная соблазна, не дает.

 

Земная радость – это лишь мгновенье

Пред вечностью, которая нас ждет.

 

Уединись, как Бу Али. Мгновенье

Предпочитать бессмертью не расчет.

Вокруг философских и научных взглядов Авиценны велась острая борьба между сторонниками и противниками его идей.

Религиозные догматики резко выступали против его рационализма, ставя в вину его философии то, что она не дает возможности человеку приблизиться к Богу. Мухаммад Аль-Газали в книге «Опровержение философов» пытался опровергнуть философию Ибн Сины. Позже «дело» Аль-Газали продолжили Мухаммад Шахрастани в своём труде «Китаб аль-Мусараа» и Фахруддин Рази.

В 1150 году на главной площади Багдада по приказу халифа религиозные фанатики сожгли философские труды Авиценны.

Авиценна.

 Рубаи.

Мы к богу-истине прибегли, когда пошли путем прямым.

Теперь благое и дурное в самих себе искореним.

Когда божественная правда судить нас будет с добротой,—

С дурным отожествит благое, благое уравнит с дурным.

Тем не менее, взгляды Авиценны оказали огромное влияние на мусульманский мир во многих областях, в том числе в теологии, филологии, математике, астрономии, физике и музыке.

Не меньшее влияние он оказал и на европейскую науку и философию. В Европе философские сочинения Авиценны изучались богословами, а с тринадцатого века на медицинских факультетах университетов изучались его труды по медицине.

Были осуществлены переводы трудов Ибн-Сина на латынь и иврит (в Испании, Италии и на юге Франции), а позднее практически на все основные европейские языки.

Ибн Сина Гравюра из издания1520 г. Венеция.

Ибн Сина Гравюра из издания1520 г. Венеция.

В честь тысячелетия со дня рождения Авиценны в СССР коллектив «Института востоковедения» осуществил перевод его трудов с арабского на русский и узбекский. Эта работа была завершена публикацией в 1956-1960 годах полного текста «Канона врачебной науки» на обоих языках.

Авиценна.

Рубаи.

Душа вселенной — истина: то бог. А мир есть тело,

А чувства тела — ангелы, верны душе всецело,

А члены тела — вещества, стихии, элементы.

Единство мира таково, я утверждаю смело.

В Иране Ибн-Сина считается национальным символом.

А мужское имя «Сина» (также пишется «Seena», что более точно отражает персидское произношение) широко распространено в Афганистане, Иране и Турции. Такая популярность объясняется уважением к  ученому.

20 таджикских сомони с портретом Авиценны.

20 таджикских сомони с портретом Авиценны.

Именем Ибн Сины названы улицы: в Самарканде, Бухаре, Уч-Кургане, Донецке (улица Авиценны).

В 1954 году к тысячелетию со дня рождения Авиценны по мусульманскому летосчислению в иранском городе Хамадане был торжественно открыт новый мавзолей Авиценны.

Авиценна.

Рубаи.

Земля подобна шахматной доске,

Фигур без счета у Судьбы в руке.

В небытие ушли и царь, и нищий,

Пока мы здесь, а будем вдалеке.

В его честь названы «Университет Бу-Али Сина» в Хамадане (Иран), Таджикский государственный медицинский университет имени Ибн Сина в Душанбе, Медицинский институт имени Абу Али ибн Сина в Бухаре (Узбекистан), Академия средневековой медицины и наук имени Ибн Сина в Алигархе (Индия), Школа Авиценна в Карачи (Пакистан), Медицинский колледж Авиценны в Лахоре (Пакистан), Медицинская школа имени Ибн Сина в провинции Балх  (Афганистан), Медицинский факультет имени Ибн Сина Университета Анкары (Турция) и Комплексная школа имени Ибн Сина в Марави-Сити (Филиппины). Рядом с местом его рождения в Афшане (около 25 киллометров к северу от Бухары) его именем назван Техникум медицинского персонала.

Я не могу прожить час, не узнав немного нового. Я должен постоянно узнавать новое о мире, иначе я просто не могу жить. Авиценна.

Именем Авиценны названы кратер на Луне и астероид, род растений семейства Акантовые – Авиценния, программа созданная IBM для автоматического исследования кардиограмм и рентгеновских снимков молочной железы – Avicenna.

Каждые два года ЮНЕСКО присуждает «Премию Авиценны за этику в науке» лицам и группам в области этики в науке.

аз44В 2005 году в Германии учреждена «Премия Авиценны».

В марте 2008 года было объявлено, что имя Авиценны будет использоваться во всем мире для новых каталогов образовательных учреждений для специалистов в области здравоохранения.

Авиценна.

Рубаи.

Мое неверье — не игра, не слов пустых убранство.

Я верю в истину одну: вот веры постоянство.

Сейчас таких, как я,— один, и если я — неверный,

То, значит, правоверных нет, нет в мире мусульманства.

В 2009 году в лаборатории университета города Аль-Айн группой ученых из Объединенных Арабских Эмиратов был создан первый в мире человекоподобный робот, говорящий на арабском языке. Он был назван Ибн-Сина. При выборе одежды, разработчики следовали традициям жителей древней Бухары, где родился Ибн Сина, прототип робота. Одет Ибн Сина в белую тунику, халат с золотой отделкой, тюрбан, он носит седую бороду и обладает характером жителя Бухары. Сегодня андроид работает в городе Аль-Айн, в одноименном торговом центре.

В селе Афшана в Узбекистане существует музей Абу Али ибн Сина, посвященный жизни ученого, его времени и работам.

В Бухаре в 1980 году был установлен бюст Авиценны, созданный на основании антропологических исследований советских ученых.

Памятники Авиценне установлены в Анкаре и Хамадане.

Памятник Ибн Сине в Анкаре.

Памятник Ибн Сине в Анкаре.

Памятник Ибн Сине в Хамадане.

Памятник Ибн Сине в Хамадане.

Памятник Ибн Сине в Душанбе.

Памятник Ибн Сине в Душанбе.

Статуя Авиценн подаренная Ираном установлена в Отделении Организации Объединенных Наций в Вене.

В 2006 году в Риге, в парке больничного комплекса Гайльэзерс, был открыт памятник Авиценне работы скульптора Джалалиддина Миртаджиева.

Памятник Авиценне, Гиппократу и Парацельсу в Туапсе.

Памятник Авиценне, Гиппократу и Парацельсу в Туапсе.

А его портрет висит в зале факультета медицины Авиценны в Парижском университете.

По всему миру выпускаются марки посвященные Авиценне.

аз46аз47аз48аз49аз51аз52аз53аз54аз55аз56

 Авиценна.

Рубаи.

Мой друг с моим врагом сегодня рядом был.

Не нужен сахар мне, что смешан с ядом был!

С подобным другом впредь не должен я дружить:

Беги от мотылька, когда он с гадом был!

Авиценна герой многочисленных литературных произведений. Еще в XIV веке Данте Алигьери изобразил его в «Божественной комедии» в лимбе наряду с добродетельными нехристианскими мыслителями (Вергилием, Аверроэсом, Гомером, Овидием, Горацием, Луканом, Сократом, Платоном и Саладином).

Перу татарского писателя и просветителя XIX век Каюму Насыри принадлежит повесть-сказка об Ибн-Сине «Абугалисина».

аз123В историческом романе Луи Ламура «Походный барабан» (1985 г.) Кербушар исследует и обсуждает «Канон врачебной науки» Авиценны.

Американский писатель Ной Гордон в своём романе «Лекарь: Ученик Авиценны» (1986 г.) рассказывает историю молодого англичанина, обучающегося медицине, который выдаёт себя за еврея, чтобы учиться врачебному искусству у Ибн-Сина.

Авиценна герой исторического романа французского писателя Жильбера Синуэ «Авиценна или Дорога в Исфахан» (1989 г.).

В 2011 году испанский писатель Эсекьель Теодоро опубликовал роман «Рукопись Авиценны» воссоздающий некоторые моменты жизни ученого.

 Его жизни также посвящен ряд кинофильмов.

В 1957 году вышел фильм режиссера Камиля Ярматова «Авиценна».

В 1982 году — советский фильм «Юность гения» (режиссер Эльер Ишмухамедов) посвященный детству и юности Авиценны.

Кадр из кинофильма «Юность гения»

Кадр из кинофильма «Юность гения»

В 2013 году – картина Филиппа Штёльцля «Лекарь: Ученик Авиценны» («The Physician») по книге Н. Гордона.

Кадр из кинофильма «Лекарь: Ученик Авиценны»

Кадр из кинофильма «Лекарь: Ученик Авиценны»

А голландский композитор Майкл Борстлап написал оперу «Авиценна».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.