АВТОЛОГИЯ

Автология (от греческого αὐτός - сам и λόγος - слово; буквально  «самословие») — употребление в художественном произведении слов и выражений в их прямом, непосредственном значении, в противоположность фигуральному или переносному.

Художественной автологии противостоит металогия — употребление слов в переносном, образно-фигуральном значении.

Автология образует базовый нормативный уровень поэтической речи («нулевую ступень»).

Автология зачастую используется как поэтический прием. Так, например, у Александра Блока в начале стихотворения «В северном море» из цикла «Вольные мысли» первый абзац стихотворения выдержан в строго автологическом стиле, а следующий за ним, по контрасту — в металогическом.

Вместе с тем некоторые поэты избегали автологии (Фет, русские символисты, футуристы, имажинисты).

Автология может восприниматься как художественный образ, только будучи обрамленными поэтической формой.

Примеры художественной автологии.

А. С. Пушкин.

Граф Нулин.

(Фрагмент)

Наталья Павловна сначала

Его внимательно читала,

Но скоро как-то развлеклась

Перед окном возникшей дракой

Козла с дворовою собакой

И ею тихо занялась.

Кругом мальчишки хохотали;

Меж тем  печально под окном

Индейки с криком  выступали

Во след за мокрым  петухом;

Три утки полоскались в луже;

Шла баба через грязный двор

Белье повесить на забор;

Погода становилась хуже:

Казалось, снег  идти  хотел…

 

М. Ю. Лермонтов.

Тамбовская казначейша.

(Фрагмент)

Тамбов на карте генеральной

Кружком означен не всегда,

Он прежде город был опальной,

Теперь же, право, хоть куда.

Там есть три улицы прямые,

И фонари и мостовые,

Там два трактира есть, один

Московский, а другой Берлин.

Там есть еще четыре будки,

При них два будочника есть;

По форме отдают вам честь,

И смена им два раза в сутки;

Там зданье лучшее острог…*

Короче, славный городок.

 

А. Блок.

В северном море.

(Фрагмент)

Что сделали из берега морского

Гуляющие модницы и франты?

Наставили столов, дымят, жуют,

Пьют лимонад. Потом бредут по пляжу,

Угрюмо хохоча и заражая

Соленый воздух сплетнями. Потом

Погонщики вывозят их в кибитках,

Кокетливо закрытых парусиной,

На мелководье. Там, переменив

Забавные тальеры и мундиры

На легкие купальные костюмы,

И дряблость мускулов и груди обнажив,

Они, визжа, влезают в воду. Шарят

Неловкими ногами дно. Кричат,

Стараясь показать, что веселятся.

 

К. Симонов.

 Памяти Бориса Горбатова.

(Фрагмент).

Умер друг у меня — вот какая беда…

Как мне быть, не могу и ума приложить.

Я не думал, не верил, не ждал никогда,

Что без этого друга придется мне жить.

Был в отъезде, когда схоронили его.

В день прощанья у гроба не смог постоять.

А теперь вот приеду — и нет ничего;

Нет его. Нет совсем. Нет. Нигде не видать.

На квартиру пойду к нему — там его нет.

Есть та улица, дом, есть подъезд тот и дверь.

Есть дощечка, где имя его — и теперь.

Есть на вешалке палка его и пальто,

Есть налево за дверью его кабинет…

Все тут есть. Только все это вовсе не то,

Потому что он был, а теперь его нет!

 

А.Т.Твардовский.

Василий Теркин.

(Фрагмент).

И с почтеньем все глядят,

Как опять без паники

Не спеша надел штаны

И почти что новые,

С точки зренья старшины,

Сапоги кирзовые…

Автологию следует отличать от прозаической речи, обладающей внешними признаками стиха (размер, рифма). Например, рекламные стихи или стихи, преследующие чисто практические и (или) учебные цели. Например «Сокращенное землеописание Российского государства, сочиненное в стихах для пользы юношества» Иринарха Завалишина (1792 г.):

 Пространная из всех Российская страна,

Морями многими кругом ограждена.

Знатнейший океан меж протчих полуночной,

За оным следует известный всем восточной,

Сибирские брега собой он заключил,

От коих имяна различны получил.

Каспийско, Черное, Азовское, Балтийско,

Меж сим и Северным соседом племя финско,

Которо, королю Вандалов покорясь,

Признало над собой верховну Шведску власть.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.