АЗГУР, ЗАИР ИСААКОВИЧ

Заир Исаакович Азгур — советский скульптор.

аз3088Родился 2 (15) января 1908 в деревне Молчаны Сенненского уезда Могилёвской губернии (ныне Сенненский район Витебской области), в еврейской семье.

Первыми учителями будущего скульптора были резчик по дереву Юган Глек и гончар Пилипп Потапенко. Под руководством П. Потапенко Заир Азгур  овладел азами лепки. Помимо ремесленных изделий,  глиняных игрушек, в начале своего творческого пути он пробовал себя и как портретист.

В 1921-1922 годах Азгур  учился в частной еврейской «Школе рисования и живописи» Юделя Моисеевича Пэна, среди учеников которого были Реймонд Брайнин, Лазарь Лисицкий, Ева Левина-Розенгольц, Илья Мазель, Оскар Мещанинов, Александр Ахола-Вало, Ефим Минин, Осип Цадкин, Марк Шагал, Елена Кабищер, Соломон Юдовин, Давид Якерсон, Илья Чашник.

В 1922-1923 годах Заир Азгур продолжил учёбу в Витебском художественно-практическом институте у Марка Шагала и Соломона Юдовина. Первой его серьёзной работой периода учёбы в ВПХИ была тематическая композиция «Гибель религии». По свидетельству самого скульптора эта картина  экспонировалась в Витебске и пользовалась  успехом.

В 1923 году Витебский художественно-практический институт был реорганизован в техникум. А педагогом Азгура стал Михаил Керзин. Среди его работ этого периода «Работница Надя» (1924 г.), «Голова слесаря» (1925 г.),  «Ломовой извозчик. Балагола» (1925 г.).

С 1925 по 1928 год учился в Высшем художественно-техническом институте в Ленинграде у Р. Р. Баха, В. В. Лишева, М. Г. Манизера, В. Л. Симонова.

В 1925 и 1927 годах Заир Азгур принимал участие во Всебелорусских художественных выставках.

В 1929 году он продолжил учебу в Киевском государственном художественном институте и в Тбилисской Академии художеств у Я. И. Николадзе и Е. Е. Лансере.

В двадцатые годы Заиром Азгуром были созданы скульптурные портреты белорусских просветителей Ф. Скорины (1924,1925 гг.), В. Тяпинского (1928 г.), белорусского писателя Змитрока Бядули (1927 г.). Однако произведения созданные им в этот период не сохранились.

В 1930 году Азгур вернулся в Минск.

В 1932-1933 годах Заир Азгур работал над скульптурными портретами Ф. Э. Дзержинского, А. Ф. Мясникова, Гракха Бабефа для Дома Правительства в Минске. В те же годы, им были созданы серии скульптурных портретов государственных, партийных деятелей (Серго Орджоникидзе (1935-1940 гг.), Якова Михайловича Свердлова (1934-1939 гг.), Иосифа Виссарионовича Сталина (1933-1939 гг.), Елены Дмитриевны Стасовой (1934 г.), а также деятелей культуры (Л. П. Александровской (1939, 1940 гг.), Якуба Коласа (1939 г.), Янки Купалы (1939 г.).

В 1931 и 1932 годах он принимал участие в Всебелорусских художественных выставках, а 1935, 1938 и 1940 годах — в выставках белорусского искусства в Москве.

В 1938 году Заир Азгур создаёт скульптурные портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ильича Ленина для библиотеки Дома Правительства.

Работы Заира Азгура в Мемориальном музее-мастерской в Минске.

Работы Заира Азгура в Мемориальном музее-мастерской в Минске.

В 1939 году Заиру Азгуру было присвоено звание «Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР», а через год в он награждается орденом Трудового Красного Знамени за участие в выставке работ белорусских художников в дни декады белорусского искусства в Москве. В том же году он вступил в  Союз художников СССР.

В первые месяцы войны скульптор принимает активное участие в выпуске антифашистских листовок. С 9 августа 1941 года работал в Гомеле при редакции ЦК КП/б/ Белоруссии в должности заведующего художественным отделом агитплаката. Являлся иллюстратором плаката-газеты «Раздавим фашистскую гадину», сотрудничал во фронтовой печати.

6 октября 1941 года Азгур был направлен ЦК КП/б/ Белоруссии в города Новосибирск и Томск, где работал художественным редактором иллюстрированной газеты «За Родину» Томского Горкома ВКП/б/ и Городского Совета депутатов трудящихся, участвовал в организации и являлся членом Союза советских художников Томска (заместитель председателя Союза).

В марте 1942 года по вызову Центрального Комитета КП/б/ Белоруссии Азгур был откомандирован Новосибирским Обкомом ВКП/б/ в Москву и до 1944 года находился в распоряжении Управления по делам искусств при СНК Белорусской ССР. Работал в отделе пропаганды и агитации в должности скульптора. Член Московского союза советских художников.

В 1943 году он вступил в ВКП(б).

Именно в это время Азгур создал около сорока портретов героев войны, в том числе: Н. Гастелло (1942 г.), В. Талалихина (1942 г.), А. Кривошеина (1942 г.), А. Молодчего (1943 г.), П. Потоцкой (1943 г.), М. Сильницкого (1943 г.), А. Родимцева (1943 г.), Ф. Смолячкова (1943 г.), Л. Доватора (1943 г.), Г. К. Жукова (1943 г.), К. К. Рокоссовского (1943 г.).

Заир Азгур. М. Сельницкий. 1943 г.

Заир Азгур. М. Сельницкий. 1943 г.

В поисках образов созвучных военному времени Азгур обращаелся к страницам прошлого Беларуси. В 1943 году он выполнил портрет одного из вождей белорусского крестьянского освободительного движения ХVII в. Филона Гаркуши, портреты князей Владимира Полоцкого и Василия Минского в образе ратников в полном боевом снаряжении .

Первые творческие итоги войны были подведены в 1942 году на Всесоюзной художественной выставке «Великая Отечественная война», организованной в Москве Комитетом по делам Искусств при СНК СССР к двадцати пятилетию Великой Октябрьской Социалистической революции. За портреты Героев Советского Союза В. Талалихина, А. Ерёменко и Н. Гастелло, представленные Азгуром,  приказом Комитета по делам Искусств при СНК СССР от 19 февраля 1943 года скульптор был награждён дипломом I степени.

За серию портретов, созданную в годы Великой Отечественной войны, в 1944 году Заиру Азгуру было присвоено почётное звание «Народный художник Белорусской ССР». А в 1945 году он был награждён медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».

После освобождения Белоруссии от немецко-фашистских оккупантов З. И. Азгур вернулся в Минск, где работал главным художником Дома Правительства.

В послевоенные годы он продолжил работу над скульптурами военного цикла: портрет генерал-полковника П. И. Батова (1947 г.), партизана деда Талаша (1947 г.), Героя Советского Союза К. С. Заслонова (1947 г.), русских полководцев П. И. Багратиона (1946 г.) и Барклая де Толли (1947 г.).

Заир Азгур. Бюст Барклая де Толли.

Заир Азгур. Бюст Барклая де Толли.

В 1946 году Заир Азгур удостоен Государственной премии СССР за портреты дважды Героя Советского Союза А. И. Молодчего (1943 г.), Героев Советского Союза А. И. Родимцева (1943 г.), М. Ф. Сильницкого (1943 г.).

В конце сороковых годов он создал серию портретов Героев Социалистического Труда Е. А. Кухаревой, Т. И. Шкурко (1948 г.), Е. П. Лесничей (1949 г.); цикл портретов деятелей белорусской культуры Ф. Скорины (1947 г.), Тётки (А. Пашкевич) (1947 г.), В. И. Дедюшки (1949 г.), К. Крапивы (1949 г.) и С. И. Селиханова (1949 г.).

Заир Азгур. Тетка (Алоиза Степановна Пашкевич).

Заир Азгур. Тетка (Алоиза Степановна Пашкевич).

В  1947 году Азгур был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1948 году — удостоен Государственной премии СССР за портрет Ф. Э. Дзержинского, а в 1949 году – награждён орденом Трудового Красного Знамени.

В пятидесятые годы З. И. Азгур создал серию скульптурных портретов глав правительств и руководителей коммунистических партий мира — Мао Цзе-дуна (1950 г.), Пальмиро Тольятти (1950 г.), Мориса Тореза (1950 г.), Хо Ши Мина (1950 г.); деятелей культуры — белорусского композитора Н. И. Оладова (1956 г.), китайского писателя Лу Синя (1953 г.), американского поэта Уолта Уитмена (1959 г.), советского скульптора Е. В. Вучетича (1956 г.), белорусского живописца Н. Воронова (1957 г.), белорусского поэта М. Лужанина (1957 г.) белорусских писателей Кузьмы Чёрного (1956 г.) и Янки Брыля (1956 г.); портреты-типы – «Комсомолка» (1954-1955 гг.), «Юная натуралистка» (1955 г.); памятники-ансамбли – сюита «Дагестан» — «Хаджи Мурат с сыном», «Махач Дахадаев», «Сулеман Стальский», «Шамиль» (1959 г.),

аз3089В 1952 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Дагестанской АССР. В 1955 году за участие в выставке работ белорусских художников в дни декады белорусской литературы и искусства в Москве З. И. Азгур награждён орденом Ленина. В 1958 году был избран действительным членом Академии художеств СССР. В эти годы скульптор удостоен золотой медали Министерства культуры СССР и серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе за портрет индийского писателя и общественного деятеля Рабиндраната Тагора (1956 год).

Заир Азгур. Бюст Рабиндраната Тагора. 1956 г.

Заир Азгур. Бюст Рабиндраната Тагора. 1956 г.

В шестидесятые годы им созданы портреты деятелей культуры: певца И. М. Болотина (1960 г.), белорусских писателей Якуба Коласа (1961 г.), Янки Мавра (1961 г.), поэта П. Бровки (1963 г.), кинооператора В. П. Цеслюка (1964 г.), архитектора В. Аладова (1969 г.), и мавританского поэта и философа XII века Ибн Эзра Абу Касима (1969 г.).

Работы Заира Азгура в Мемориальном музее-мастерской в Минске.

Работы Заира Азгура в Мемориальном музее-мастерской в Минске.

В 1968 году З. И. Азгур был избран заместителем председателя Белорусского республиканского комитета Защиты мира, а в 1969 году награжден медалью Советского Фонда мира и золотой медалью «Борец за мир».

В семидесятые годы Азгуром созданы скульптурные портреты: скрипача А. Н. Амитона (1975 г.) и писателей Е. А. Долматовского, Б. Н. Полевого (1976 г.); памятник Якубу Коласу со скульптурными группами «Дед Талаш и Панас», «Сымон-музыка и Ганночка» (1972 г.).

Заир Азгур. Я. Колас. Скульптурная композиция на пл. Я. Коласа в Минске. 1972 г.

Заир Азгур. Я. Колас. Скульптурная композиция на пл. Я. Коласа в Минске. 1972 г.

Заир Азгур. Скульптурная композиция на пл. Я. Коласа в Минске. 1972 г.

Заир Азгур. Скульптурная композиция на пл. Я. Коласа в Минске. 1972 г.

В 1971 году он был награждён орденом Великой Октябрьской Социалистической революции. В 1973 году ему присвоено звание «Народный художник СССР». Азгур также был избран председателем Белорусского республиканского комитета содействия Советскому Фонду мира.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 января 1978 года за выдающийся вклад в развитие советского монументального искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения, Азгуру Заиру Исааковичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

С 1980 года он руководил творческой мастерской Академии художеств СССР в Минске. В том де году был награжден золотой медалью Итальянской академии изящных искусств, и совершил поездку во Францию на заседание комиссии правительственных экспертов по подготовке рекомендаций о социальном статусе творческих работников.

В эти годы З. И. Азгуром  были созданы скульптурные портреты писателя Б. Полевого (1980 г.), поэта А. Вергелиса (1980 г.), скульптора М. Керзина (1982 г.), кинооператора И. Н. Вейнеровича (1987 г.), оперной певицы Л. Александровской (1985 г.), белорусского поэта-гуманиста эпохи Возрождения Н. Гусовского (1980 г.), таджикского поэта и учёного Омара Хайяма (1984 г.), немецкого композитора Р.Вагнера (1987 г.).

Заир Азгур. Бюст П. Машерова. 1983 г.

Заир Азгур. Бюст П. Машерова. 1983 г.

На протяжении пятидесятых-восьмидесятых годов Заир Азгур продолжал оставаться центральной фигурой в белорусской портретной пластике.

Он автор монументов, установленных во многих городах Беларуси, России, в Дагестане, Украине, Казахстане, Индии, Китае; памятников А. С. Пушкину (1956 г., Астрахань), В. И. Ленину (1957 г., Владикавказ), В. И. Ленину (1960 г., Махачкала), В. И. Ленину (1980 г., Минск), К. Марксу (1980 г., Минск), Петру Машерову (1981 г., Витебск): памятников-бюстов Я. Купале (1947-1949 гг., д. Вязынка Минской области), Дмитрию Пожарскому (1945-1950 гг., г. Суздаль), П. И. Багратиону и М. Б. Барклаю де Толли (1946-1949 гг., с. Бородино Московской обл.), Ф. Дзержинскому (1951-1953 гг., г. Минск); памятника-ансамбля Я. Коласу (1972 г., г. Минск).

Заир Азгур. Памятник В. И. Ленину. Астрахань.

Заир Азгур. Памятник В. И. Ленину. Астрахань.

Заир Азгур. «Слава погибшим героям». Барельеф на обелиске Победы. Минск. 1954 г.

Заир Азгур. «Слава погибшим героям». Барельеф на обелиске Победы. Минск. 1954 г.

В 1992 году Заир Исаакович Азгур награждён медалью Франциска Скорины.

В 1947-1967 годах и с 1971 года Заир Исаакович Азгур депутат Верховного Совета Белорусской ССР.

Он автор более пятисот статей по проблемам изобразительного искусства опубликованых в газетах и журналах, в том числе: «Человек-скульптор-мастерство» (1961 г.), «Время, отлитое в бронзе» (1983 г.), «С каждого мастера спросится» (1986 г.), «По правую руку от создателя» (1990 г.).  Среди его опубликованных произведений два издания книги «Незабываемое» (первое издание — 1962 г.) и пять частей книги «То, что помнится» (1977, 1984, 1988, 1992, 1994 гг.), «Китайский писатель Лу Синь» (1953-1954 гг.).

Заир Исаакович Азгур скончался 18 февраля 1995 года в Минске.

Похоронен в Минске на Восточном («Московском») кладбище (участок № 26).

Могила Азгура на Восточном кладбище Минска.

Могила Азгура на Восточном кладбище Минска.

Сегодня произведения скульптора хранятся в собраниях Национального художественного музея Республики Беларусь, Белорусского Государственного музея истории Великой Отечественной войны, Мемориальном музее-мастерской З. И. Азгура (Минск), Государственной Третьяковской галереи (Москва), Астраханской областной картинной галереи, Молдавского художественного музея.

Заир Азгур. Бюст Ф. Э. Дзержинского. Астрахань.

Заир Азгур. Бюст Ф. Э. Дзержинского. Астрахань.

4 января 1996 года был издан Указо Президента Республики Беларусь № 10 «Об увековечивании памяти Народного художника СССР, Героя Социалистического труда З. И. Азгура. В соответствии с этим указом на базе творческой мастерской скульптора был создан Мемориальный музей-мастерская Заира Исааковича Азгура (Мемарыяльны музей-майстэрня Заіра Ісаакавіча Азгура, открыт для посещения 18 февраля 2000 г.); установлен памятник на могиле скульптора на Восточном кладбище города Минска; присвоено имя З. И. Азгура средней общеобразовательнной школе № 1 городе Сенно; присвоено имя З. И. Азгура улице в городе Сенно; установлена мемориальная доска на здание бывшего Витебского художественного техникума, где обучался З. И. Азгур (улица Суворова, 3).

Логотип мемориального музея-мастерской З.И. Азгура.

Логотип мемориального музея-мастерской З.И. Азгура.

Улица в Минске, на которой находилась творческая мастерская Заира Исааковича (ул. Тракторная), была переименована в улицу З. И. Азгура..

А к столетию со дня рождения З. И. Азгура в 2008 году была установлена мемориальная доска в Минске, в доме, где жил скульптор (Минск, проспект Независимости, 13).

Мемориальная доска, Минск, проспект Независимости, 13

Мемориальная доска, Минск, проспект Независимости, 13

 15 января 2008 года Национальный банк Беларуси выпустил памятную серебряную монету «З. Азгур. 100 год».

Памятная монета НБРБ, посвящённая З. Азгуру. 2008 г.

Памятная монета НБРБ, посвящённая З. Азгуру. 2008 г.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.