АВГУСТИН, АВРЕЛИЙ

Аврелий Августин (Aurelius Augustinus) — христианский богослов, философ и писатель.

Святой Августин. С гравюры XIX века.

Святой Августин. С гравюры XIX века.

Известен так же как Аврелий Августин Иппонийский (Aurelius Augustinus Hipponensis), Августин Афр (Augustinus Afer), Блаженный Августин.

Это одна из наиболее задокументированных фигур поздней античности. Значительная часть сведений об Августине содержится в его автобиографической «Исповеди» («Confessiones»). Кроме того, сохранились весьма многочисленные сведения о его биографии из других источников.

Прекрасное родится и умирает; рождаясь, оно начинает как бы быть и растёт, чтобы достичь полного расцвета, а, расцветши, стареет и гибнет. Не всегда, правда, доживает до старости, но гибнет всегда. Аврелий Августин.

Аврелий Августин родился 13 ноября 354 года в римской провинции Нумидия в Африке в городе Тагаста (ныне Сук-Ахрас в Алжире). Ряд исследователей предполагает, что среди его предков были берберы, римляне и финикийцы. А фамилия Аврелий, позволяет предположить, что предки его отца были вольноотпущенники из рода Аврелия получившими полное римское гражданство по эдикту Каракаллы в 212 году.

 Отец Августина Аврелий Патрикий был мелким землевладельцем. Незадолго до своей смерти, он обратился в христианство и был крещен.

Мать — Моника была из христианской берберской семьи.

У Августина были брат и сестра.

Его родным языком был латинский, но он также говорил на местном диалекте берберского языка.

Мать дала Августину христианское воспитание, но он не был крещен, поскольку крещение младенцев еще не было распространено (в виду того, что понятие первородного греха, из которого проистекает обряд крещения, еще не было разработано).

По окончании школы в Тагасте Августин учился в нумидийском городе Мадавре (тридцать один километр к югу от Тагасты). Там он и познакомился с латинской литературой.

Осенью 370 года, благодаря покровительству друга семьи - Романиана, Августин прошел трёхлетнее обучение риторике в Карфагене. Здесь, соединяя приятное с полезным, семнадцатилетний будущий богослов завел себе любовницу, ставшую его сожительницей на последующие тринадцать лет, и родившую ему в 372 году сына Адеодата. Впрочем, это не помешало ему после прочтения «Hortensius» Цицерона, увлечься изучением философии и примкнуть к секте манихеев.

Августин приносящий жертву идолу манихейцев.

Августин приносящий жертву идолу манихейцев.

После окончания учебы Августин преподавал риторику сначала в Тагасте, а затем в Карфагене.

В 383 году он отправился в Рим, но уже в 384 году перебирался в Медиолан получив там должность преподавателя риторики. В годы пребывания в Медиолане (384-388 гг.) по настоянию матери оставил свою сожительницу, чтобы женится. Впрочем, кончилось все это тем, что он сначала завел еще одну любовницу, а затем, разорвав помолвку со своей одиннадцатилетней невестой, оставил и вторую сожительницу. В общем как говорится – погулял на славу.

Глупость (в чем согласятся с нами даже глупцы) — несчастье. Аврелий Августин.

В перерывах между изучением прекрасного пола Аврелий Августин прочел трактаты Плотина в латинском переводе ритора Мария Викторина и послания апостола Павла. А затем прослушал проповеди Амвросия Медиоланского и викарного епископа Симплициана. В своей исповеди он также рассказывает о встрече в августе 386 года с христианином Понтицианом, который увлёк его идеалами монашества. Наконец если верить преданию, однажды в саду Августин услышал голос ребёнка, побудивший его наугад раскрыть послания апостола Павла, где ему попалось «Послание к Римлянам» (13:13). Все это подвигло Августина на то, чтобы, вместе с матерью и целой компанией сподвижников (Адеодатом, братом, обоими двоюродными братьями, другом Алипием и двумя учениками), удалится на несколько месяцев на виллу одного из друзей в Кассициак. Здесь по образцу цицероновских «Тускуланских бесед», Августин накрапал несколько философских диалогов. И, наконец, на Пасху 387 года он, вместе с Адеодатом и Алипием, был крещён Амвросием в Медиолане.

Святой Августин.Святой Августин. (Бюрен Северный Рейн-Вестфалия).

Святой Августин.Святой Августин. (Бюрен Северный Рейн-Вестфалия).

Затем, распродав и раздав бедным всё своё имущество, он вместе с Моникой отправился в Африку. Однако в Остии Моника скончалась.

Прошлого уже нет, будущего еще нет, а настоящее лишено протяжённости. Аврелий Августин.

Согласно Поссидию по возвращении в Африку Августин вновь поселился в Тагасте, где в 391 году организовал монашескую общину в Гиппоне Регийском. Именно здесь греческий епископ Валерий рукоположил его в пресвитеры. А не позже 395 года назначил викарным епископом.

После смерти Валерия в 396 году Августин стал епископом Гиппона и занимал этот пост до своей смерти.

Друзья мира сего настолько боятся расстаться с объятиями мира, что для них нет ничего труднее, как не трудиться. Аврелий Августин.

Такова внешняя канва жизни Аврелия Августина. Ничего примечательного, к тому же слишком много женщин для будущего святого. И, наверное, он бы так и остался одним из многих, если бы не огромное литературное наследие оставленное им.

В первую очередь оно включает несколько философских произведений, которые также трактуют и положения христианского богословия. В тоже время многие из его религиозно-догматических произведений в  свою очередь содержат философские мысли.

Наиболее важные из них: «О величине души» («De quantitate animae», 388–389 гг.), «Об учителе» («De Magistro», 388–389 гг.), «Об истинной религии» («De vera religione», 390 г.), «О свободной воле» («De libero arbitrio», 388-395 гг.), и, наконец — «Исповедь» («Confessiones», 400 г.).

«Исповедь» это религиозная автобиография Августина. Описывая свою жизнь с детства и не скрывая своих пороков, он стремился показать, как религиозные искания привели его к христианству. Это одна из первых в истории европейской культуры литературных автобиографий.

Из последующих произведений Августина следует выделить трактаты «О троице» («De Trinitate», 400–416 гг.), «О природе и благодати» («De natura et gratia»), «О душе и ее происхождении» («De anima et ejus origine»), «О благодати и свободной воле» («De gratia et libero arbitrio»).

В 413 году под впечатлением разгрома Рима вестготами, Августин начал писать свое самое знаменитое произведение — «О граде божьем» («De civitate Dei»). Оно было окончено около 426 года.

Разворот книги «О граде Божьем» Августина Блаженного, напечатанной Иоганном и Венделином фон Шпейер в 1470 году.

Разворот книги «О граде Божьем» Августина Блаженного, напечатанной Иоганном и Венделином фон Шпейер в 1470 году.

А незадолго до смерти он закончил «Исправления» («Retractationes»), в которых дал краткое изложение своих основных воззрений вместе с поправками в ортодоксально-католическом духе – своего рода духовное завещание Августина.

Любовь выживает во вражде, бывает скромной в процветании, становится сильной в страдании, в добрых делах она царит, соблазнам она не подвластна, в гостеприимстве она щедра,среди истинных братьев она радостна,среди братьев ложных терпелива,она душа священных книг,добродетель пророчеств,сила знания, плод веры,богатство бедных, жизнь умирающих. Любовь это все. Аврелий Августин.

Весьма сложно оценить вклад Аврелия Августина в развитие эстетики, поскольку до нас дошел лишь его единственный трактат, посвященный этой теме – «De musica» («О музыке»). Книги «О музыке», по свидетельству самого Августина, были задуманы им как часть общей учебной работы о «свободных искусствах»: «В то время, я был тогда в Милане и готовился к принятию крещения, пытался я также написать книги об искусствах; я обращался с вопросами к окружавшим меня людям, которым не были чужды эти дисциплины, стремясь или достигнуть каким-либо способом пути от телесного к бестелесному, или вести [их по этому пути]. Из этих работ только одна была закончена — книга «О грамматике», которую я позже потерял из нашего шкафа. «О музыке» ограничивается шестью книгами на ту часть, которая называется ритмом. Но я писал эти шесть книг, уже будучи крещенным, после того, как я вернулся из Италии в Африку; начал же я работу над этой дисциплиной еще находясь в Милане».

Трактат «De musica» в основном посвящен ритму. Но он выходит далеко за рамки учебника по одной из «свободных наук». Выводы, сделанные автором в VI книге на материале «музыки», относились практически ко всем «наукам и искусствам» того времени. «Ритмология учения Августина не связана с реальной музыкальной практикой, но, будучи детерминированной законами чисел, представляет собой идеальную умозрительную систему» (Е. Двоскина). По сути, Августин превратил учебник музыки в учение о ритме вообще, о ритмах искусства, о космических ритмах и высших ритмах человеческого духа. Это и определяет особое место трактата Августина в ряду музыкально-теоретической литературы античности и Средних веков.

Шесть книг составляющих трактат группируются в три раздела. «В первом (кн. 1) излагаются основы музыки, дано ее определение («музыка есть наука хорошо модулировать»), которое вслед за тем подробно разбирается, причем анализу подвергаются все понятия, входящие в дефиницию. Во втором (кн. 2–5) излагаются правила метрики, вытекающие из установленных в первой книге принципов (напр., систематика стоп и метров, ограничение длины стопы 4 слогами, необходимость соединения стоп только одинакового строения). Подробно разработано понятие паузы — пустого промежутка времени, призванного дополнить меньшую стопу до величины бoльшей. Третий раздел (кн. 6) возвращает читателя к философско-эстетической проблематике. Особое место в шестой книге занимает оригинальная теория процесса эстетического восприятия, разработанная А. чрезвычайно подробно и представленная в виде отношений чисел различных рангов» (Е. Двоскина).

Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело. Аврелий Августин.

Аврелий Августин скончался в Гиппоне 28 августа 430 года во время первой осады города вандалами. Согласно Поссидию, он провел свои последние дни в молитве и покаянии.

Гравюра «Святой Августин» французского писателя и мистика Леона Блуа.

Гравюра «Святой Августин» французского писателя и мистика Леона Блуа.

Чтобы спасти его останки от поругания ариан-вандалов они были перевезены приверженцами Августина в Сардинию. А когда этот остров попал в руки сарацин, выкуплены королём лонгобардов Лиутпрандом, и погребены в Павии в церкви святого Петра.

Средневековая рака с мощами св. Августина в Чьельдоро, Павия.

Средневековая рака с мощами св. Августина в Чьельдоро, Павия.

В январе 1327 года Папа Иоанн XXII издал буллу в которой назначил хранителями гробницы Августина Орден августинцев.

В 1842 году останки были вновь перевезены в Алжир и с тех пор сохраняются там подле памятника Августину, воздвигнутого на развалинах Гиппона французскими епископами.

Кто ненавидит мир? Те, кто растерзал истину. Аврелий Августин.

Августин систематизировал христианское мировоззрение, стремясь представить его как целостное и единственно верное учение. Необходимость такого рода систематизации была связана с борьбой церкви против многочисленных еретических движений, разрушавших ее единство. Для укрепления христианской мировоззренческой системы Августин внедрил в неё принципы неоплатонизма.

«Именно ему принадлежит заслуга выработки основ первого систематического христианского вероучения, почему его богословские труды признаются как основополагающие и в Римско-католической, и в Православной Церквях до сих пор» (С. В. Перевезенцев).

Аврелий Августин святой Католической и Православной церквей (в православии обычно именуется с эпитетом блаженный - Блаженный Августин). Его память отмечается Католической церковью 28 августа, а Русской православной церковью - 15 (28) июня.

А протестанты считают его одним из духовных отцов Реформации.

Учение Августина о предопределении стало основой кальвинизма и теологии отделившихся от него групп — индепендентов.

аз1295Августин оказал сильное влияние на догматическую сторону христианского учения. Вместе с тем согласно Августину, библейские тексты не должны пониматься буквально, если это входит в противоречие с тем, что известно науке.

Его борьба против многочисленных отступников от официального христианского вероучения, вплоть до призывов к насильственной расправе с ними, дала многим его биографам основание называть Августина «молотом еретиков» и видеть в нем наиболее раннего предшественника католической инквизиции средневековья.

Те, которые думают, что всякое душевное зло происходит от тела, заблуждаются. Не плоть тленная сделала душу грешной, а грешница душа сделала плоть тленной. Аврелий Августин.

В 1256 году папа Александр IV, объединил в единую конгрегацию несколько небольших отшельнических общин в Италии руководствующихся «Уставом святого Августина», написаном через много веков после его смерти (Иоаннбониты, Тосканские эремиты, Бритинианцы, в том числе духовную общину, основанную Авгутином в 388 г. в Тагасте). Орден получил название «Августинский».

Августинцы делятся на две основные ветви:

- Августинцы-каноники (регулярные каноники, каноники-обсерванты св. Августина, The Canons Regular of Saint Augustine, CRSA). Августинцы-каноники — священники, чьей жизни свойственны некоторые черты монастырского уклада, например общежитийный уклад и совместное пение на богослужениях. В настоящий момент существует несколько подобных общин, самая крупная из которых — латеранская. В Средние века их центром был Сен-Викторский монастырь, находившийся в Париже;

- Августинские братья (орден отшельников св. Августина, августинцы-эремиты, The Order of the Hermit Friars of Saint Augustine, OSA).

Существуют также две конгрегации, отколовшиеся от августинских братьев-эремитов: августинцы-реколлекты (Ordo Recollectorum Sancti Augustini, OAR, ORSA) и босые августинцы (Ordo Eremitarium Discalceatorum, OAD, OEDSA).

В 1567 году Папа Пий V причислил августинцев к четырём нищенствующим орденам (доминиканцы, францисканцы, кармелиты и августинцы). В 1256 году был избран генерал-приор и четыре провинциала для Италии, Испании, Франции и Германии, а орден был изъят из-под обыкновенной подсудности и получил привилегию, чтобы сакристан папской капеллы избирался из его среды. В 1580 году его устав был расширен: во главе ордена стоит генерал-приор, живущий в Риме, ему помогают дефиниторы (советники), каждые шесть лет собирается главный капитул, имеющий право смещать приора и избирать нового. В XIV веке, с ослаблением первоначальной строгости уставов, образовались многочисленные новые конгрегации, в том числе и Саксонская (1493 г.), к которой принадлежал Лютер.

В эпоху наибольшего своего процветания, в начале XVI века, августинский орден, насчитывал до тридцати тысяч членов и имел около двух тысяч мужских и трехсот женских монастырей. Во время французской революции орден был отчасти уничтожен во Франции, Испании, Португалии и Германии, а в Австро-Венгрии и Италии сильно ограничен.

В этот орден в разное время входили многие известные люди как например: св. Николай Толентинский, св. Клара Монтефалькская, писатель Раймунд Иордани, писатель Луис де Леон, писатель Кабельо Бальбоа, основоположник реформации Мартин Лютер, основоположник генеалогии как научной дисциплины Отец Ансельм, основоположник генетики Грегор Мендель.

Мир сотворен не во времени, а вместе с временем. Аврелий Августин.

В честь Аврелия Августина также названо течение в средневековой схоластике августинизм (августинианство).

Воля в нас всегда свободная, да не всегда добрая. Аврелий Августин.

В России «до XVII века не удается обнаружить никаких упоминаний об Августине в богословских, исторических и литургических сочинениях на церковно-славянском языке. Это объясняется принятием Россией христианства из Византии, где имя Августина отсутствовало в литургическом календаре» (И. Лупандин).

Первые русские переводы избранных сочинений Августина начали публиковаться лишь с 1783 года (в Москве —  1783 г., в Санкт-Петербурге – 1786 г., в Киеве – 1835 г.). А почитание Августина в Русской Православной Церкви восходит к новому Синаксарию, составленному греческим монахом Никодимом Агиоритом и изданному в Венеции в 1819 году.

Книга В. И. Герье. Блаженный Августин. 1910 г.

Книга В. И. Герье. Блаженный Августин. 1910 г.

Имя Августина упомянуто в тексте праздничной службы в честь Иеронима Стридонского, составленной на Афоне монахами Русского Пантелеимонова монастыря.

Человек — это законченная картина, можно что-то в ней не любить, как там изображены горы или реки, можно в ней любить что-то определённое. Но воспринимать её надо целиком, в комплексе. Или ты любишь человека всего, или нет. Да, иногда нельзя мириться с теми или иными чертами, и тогда надо искать компромисса. Аврелий Августин.

Фигура Аврелия Августина оказала безусловное влияние на все стороны жизни христианской цивилизации. О нем писали теологические и философские труды, ему посвящали многочисленные исследования и даже музыкальные произведения.

Так, например немецкий композитор эпохи барокко Иоганн Адольф Хассе посвятил ему ораторию в двух частях для пяти голосов, хора и оркестра (либретто Марии Антонии Вальбурги) «Преображение святого Августина» («La Conversione di Sant’Agostino»).

аз2716А в европейском изобразительном искусстве Аврелий Августин, пожалуй, один из наиболее часто изображаемых святых.

Самый ранний известный портрет Святого Августина изображен на фреске шестого века в капелле Санкта-Санкторум в Риме.

Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.

Св. Августин. Фреска капеллы Санкта-Санкторум в Латерано. VI в.

С XII века его чаще всего изображали в епископском облачении, с книгой в руках.

Святой Августин, епископ Иппонийский. Мозаика. 1148 г. Собор в Чефалу, Сицилия.

Святой Августин, епископ Иппонийский. Мозаика. 1148 г. Собор в Чефалу, Сицилия.

Августин Блаженный, епископ Иппонийский. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка, Венеция.

Августин Блаженный, епископ Иппонийский. Мозаика. XII в. Собор Святого Марка, Венеция.

Симоне Мартини. Блаженный Августин. 1322-1323 г.

Симоне Мартини. Блаженный Августин. 1322-1323 г.

Полиптих работы Симоне Мартини.

Полиптих работы Симоне Мартини.

Симоне Мартини. Августин воскрешает упавшего с балкона ребенка.

Симоне Мартини. Августин воскрешает упавшего с балкона ребенка.

В Германии анонимный немецкий художник, работавший в период поздней готики в Кёльне «Мастер Жития Богородицы» (прозвище дано по самому крупному произведению - серии сцен из жизни девы Марии) создал, вероятно в 1485-1490 годах, работу «Святые Августин, Хуберт, Людгер и Геро».

Мастерская Мастера жития Марии. Святые Августин, Хуберт, Людгер и Геро.

Мастерская Мастера жития Марии. Святые Августин, Хуберт, Людгер и Геро.

Начиная с четырнадцатого века, появляются и многочисленные произведения книжной миниатюры изображающие Августина. Так, например в итальянской иллюминированной рукописи повествующей о жизни святых, почитавшихся венгерской ветвью Анжуйской династии «Легендарий Анжуйского дома» короля Венгрии и Хорватии из Анжуйской династии Карла-Роберта. «Легендарий» создан на основе «Золотой Легенды» Якопо да Вараджо и являлся иллюстрированной книгой для детей, картины в которой сопровождались кратким описанием. Рисунки в рукописи были созданы художниками из Болоньи.

Миниатюра из «Анжуйского Легендария» Сцены из жития епископа св. Августина. 1333-1345 гг.

Миниатюра из «Анжуйского Легендария» Сцены из жития епископа св. Августина. 1333-1345 гг.

А уже с пятнадцатого века появляются многочисленные иллюстрации к произведениям Августина, в частности к его трактату «О граде Божьем».

Так средневековой анонимный мастер книжной миниатюры, работавший в Париже и Авиньоне в конце XIV — начале XV веков «Мастер Орозия» выполнил иллюстрации для рукописи «Града Божьего» созданной во Франции около 1410 года.

Мастер Орозия. Августин. «О Граде Божьем». Фрагмент миниатюры.

Мастер Орозия. Августин. «О Граде Божьем». Фрагмент миниатюры.

Другие иллюстрации к сочинению «О Граде Божьем» созданные в середине XV века во Франции принадлежат предположительно художнику Жан Ле Тавернье.

Аврелий Августин «О Граде Божьем». Предположительно работы художника Жана Ле Тавернье.

Аврелий Августин «О Граде Божьем». Предположительно работы художника Жана Ле Тавернье.

Аврелий Августин «О Граде Божьем». Фрагмент миниатюры середины XV века предположительно работы художника Жана Ле Тавернье.

Аврелий Августин «О Граде Божьем». Фрагмент миниатюры середины XV века предположительно работы художника Жана Ле Тавернье.

Аврелий Августин «О Граде Божьем». Фрагмент миниатюры середины XV века предположительно работы художника Жана Ле Тавернье.

Аврелий Августин «О Граде Божьем». Фрагмент миниатюры середины XV века предположительно работы художника Жана Ле Тавернье.

Автор миниатюр к трактату «Город Бога», датируемого 1473 годом французский художник «Мастер Франсуа» (идентифицирован исследователями как Франсуа Ле Барбье). Его композиции, для которых характерно использование палитры ярких цветов, структурированы архитектурными элементами.

Мастер Франсуа. Иллюстрация к трактату Аврелия Августина, «О граде Божьем». 1469-1473 гг.

Мастер Франсуа. Иллюстрация к трактату Аврелия Августина, «О граде Божьем». 1469-1473 гг.

В XV веке в живописи появляется такой важный атрибут Августина как горящее (либо пронзенное стрелой) сердце, которое он держит в руках, что вместе с цитатой «cor caritate divina sagittatum» (сердце, пронзенное Божественной любовью), напоминает о содержании его «Исповеди». В это период создаются и многочисленные фресковые изображения Августина.

Аз1299

В 1463 году, возможно, из-за чумы, разразившейся во Флоренции, художник флорентийской школы живописи Беноццо Гоццоли перебирается в Сан-Джиминьяно. Там он пишет для церкви августинцев цикл из семнадцати фресок, изображающих сцены жизни святого Августина.

Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. Роспись собора Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.

Беноццо Гоццоли. Св. Августин учит в Риме. Роспись собора Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.

Беноццо Гоццоли. Обращение Августина. Роспись собора Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.

Беноццо Гоццоли. Обращение Августина. Роспись собора Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.

Беноццо Гоццоли. Крещение Августина. Роспись собора Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.

Беноццо Гоццоли. Крещение Августина. Роспись собора Сант-Агостино в г. Сан-Джиминьяно. 1464—1465 гг.

Вообще в этот период наблюдается большое разнообразие в живописных трактовках образа Августина. Так Бартоломео Виварини в Соборе Санти-Джованни э Паоло в Венеции изображает Августина благословляющим.

Бартоломео Виварини. Полиптих Святые Доминик, Августин и Лоренцо. Собор Санти-Джованни э Паоло в Венеции. Около 1473 года.

Бартоломео Виварини. Полиптих Святые Доминик, Августин и Лоренцо. Собор Санти-Джованни э Паоло в Венеции. Около 1473 года.

Бартоломео Виварини. Святой Августин. Около 1473 года.

Бартоломео Виварини. Святой Августин. Около 1473 года.

У Бернардино Пинтуриккьо Августин восседает на епископском троне (фреска в церкви Санта Мария дель Пополо, Рим), стоит с пасторалом и сердцем в руках (фрагмент фрески Мадонна на троне со святыми, Перуджа), а также как родоначальник ордена, в мантии, поддерживаемой двумя ангелами.

Бернардино Пинтуриккьо. Святой Августин.

Бернардино Пинтуриккьо. Святой Августин.

Бернардино Пинтуриккьо. Мадонна с младенцем, Св. Августином, Франциском, Антонием и Св. Монахом. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Капелла Бассо делла Ровере.

Бернардино Пинтуриккьо. Мадонна с младенцем, Св. Августином, Франциском, Антонием и Св. Монахом. Церковь Санта-Мария-дель-Пополо. Капелла Бассо делла Ровере.

Бернардино Пинтуриккьо. Святой Августин.

Бернардино Пинтуриккьо. Святой Августин.

Бернардино Пинтуриккьо. Святой Августин и ребенок.

Бернардино Пинтуриккьо. Святой Августин и ребенок.

Бернардино Пинтуриккьо. Святой Августин.

Бернардино Пинтуриккьо. Святой Августин.

А любимый «августианский» мотив Пьетро Перуджино — Августин со святыми (Иеронимом, Иоанном) и Мадонна на троне.

Пьетро Перуджино. Богородица со Св. Иеронимом и Св. Августином

Пьетро Перуджино. Богородица со Св. Иеронимом и Св. Августином

Пьетро Перуджино. Мадонна на троне с младенцем между Св. Иоанном и Св. Августином. 1494 г.

Пьетро Перуджино. Мадонна на троне с младенцем между Св. Иоанном и Св. Августином. 1494 г.

Пьетро Перуджино. Алтарь св. Августина. Иоанн Креститель и св. Августин.

Пьетро Перуджино. Алтарь св. Августина. Иоанн Креститель и св. Августин.

Пьетро Перуджино. Св. Августин и четыре брата.

Пьетро Перуджино. Св. Августин и четыре брата.

Ряд картин Фра Беато Анджелико также изображают Аврелия Августина — «Святой Августин спорит с еретиком», «Святой Августин за молитвой» «Обращение святого Августина».

Картина «Обращение святого Августина» полностью соответствует истории об обращении Августина, изложенной в «Золотой Легенде». Борясь с остатками своих старых языческих верований Августин выбежал в сад и громко плача упал под фиговое дерево. Его друг Алипий, которому он поведал о своих духовных терзаниях, наблюдает за ним со стороны. За головой Августина изображен золотой нимб, олицетворяющий голос Бога, велевшего ему обратиться к Библии.

Фра Беато Анджелико. Обращение святого Августина.

Фра Беато Анджелико. Обращение святого Августина.

На картине Рафаэля Санти флорентийского периода «Мадонна под балдахином» Богородица сидит на троне под балдахином, Святые Петр и Бернард находятся слева от неё, а святой Августин, и, вероятно, святой Иаков Старший (Зеведеев) стоят справа.

Эта картина была начата в 1507 году для семьи Деи и предназначалась для её часовни в церкви Санто-Спирито. Когда Рафаэль уехал из Флоренции в Рим в 1508 году, «Мадонна под Балдахином» осталась незавершенной. Реставрация, выполненная в 1991, доказала, что все части картины были написаны рукой самого Рафаэля, за исключением полосы выше колонн, добавленной в 1697 году.

Монументальная композиция «Мадонны под Балдахином» заимствована отчасти из венецианской традиции, отчасти у Фра Бартоломео. Полукруглое расположение святых вокруг Мадонны и необычное возбуждение летающих ангелов, которые держат приоткрытой завесу балдахина, дают картине ощущение свободной циркуляции воздуха.

Рафаэль. Мадонна под балдахином. 1507-1508 гг.

Рафаэль. Мадонна под балдахином. 1507-1508 гг.

Особое место занимает образ Августина в творчестве художника Сандро Боттичелли. В его интерпретации он предстает читающим в библиотеке (1494 г.) и стоящим с книгой возле Святого Иеронима и двух других святых («Коронование Марии»).

Сандро Боттичелли. Св. Августин. 1494.

Сандро Боттичелли. Св. Августин. 1494.

Фреска «Святой Августин Блаженный в молитвенном созерцании» была написана Сандро Боттичелли для семейной капеллы Веспуччи — герб семьи присутствует в росписи. Образ Августина создан как парный к изображению святого Иеронима, написанному Гирландайо. Обе фрески выполнены в 1480 году и украшают церковь Оньисанти во Флоренции, находясь в одной и той же части внутреннего пространства напротив друг друга.

Сандро Боттичелли изобразил Августина как личность гениальной одаренности и трагических противоречий. Он изображен в момент раздумья, когда мучительно и страстно стремится прийти к истине, жаждет непосредственного общения с Богом. На столе перед ним символический атрибут — епископская митра, а остальное место в тесном пространстве занимают рукописи, закрытые и открытые (в одной из них видим геометрические чертежи, по-видимому, дань античной науке), пюпитр для чтения и научные приборы. Помещение, в котором сидит погруженный в размышление Августин, напоминает кабинет ренессансного гуманиста. В фигуре святого, в его страдальчески вопрошающем взгляде, в жесте руки, касающейся сердца, художник передал внутренние борения и силу духа, устремленного ввысь. Предметы, окружающие святого Августина, — пюпитр, книги, научные инструменты, изображены с точностью, обнаруживающими способность художника схватывать сущность формы, но при этом не бросаются в глаза и не отвлекают от главного. «В лице этого святого Боттичелли выразил глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам, исполненным премудрости и постоянно погруженным в исследование предметов высочайших и наитруднейших» (Джорджо Вазари).

Сандро Боттичелли.  Святой Августин в своем кабинете. Церковь Всех Святых, Флоренция.

Сандро Боттичелли. Святой Августин в своем кабинете. Церковь Всех Святых, Флоренция.

На картине «Святой Августин в келье» Батичелли изобразил Августина в практически голой келье, сидящим в глубокой задумчивости за столом. Рядом с ним раскрытая книга. Дверцы настенного книжного шкафчика распахнуты, представляя на обозрение груду рукописей, хранящихся в нем. Тонкими штрихами золотой краски Боттичелли написал поток Божественного света, который проникает в комнату с левой стороны, так сильно вдохновляя Августина, что тот в волнении прижимает руку к груди.

Сандро Боттичелли. Святой Августин в келье. 1488-1490 гг. Уффици, Флоренция.

Сандро Боттичелли. Святой Августин в келье. 1488-1490 гг. Уффици, Флоренция.

Алтарный образ «Коронование Марии с ангелами, Евангелистом Иоанном и Святыми Августином, Иеронимом и Элигием», известный под названием «алтарь Сан Марко», был написанн Боттичелли около 1488-1492 годов по заказу Флорентийской Гильдии ювелиров отвечавшей за содержание и украшение доминиканской церкви Сан Марко. Тот факт, что алтарный образ был заказан ювелирами, объясняет использование в этом произведении большого количества золота. Золотой фон в верхней части картины разграничивает небесный и земной мир, однако, они все же вступают контакт в пространстве картины, такая трактовка была необычной для произведений того времени.

Центральная часть алтаря отмечена архаическими чертами: фигуры ангелов и святых резко различаются по масштабу; фантастическая ниша, в которую заключена сцена коронования, контрастирует с более реалистической трактовкой пространственного окружения четырех главных персонажей. В окружении ликующих ангелов, Бог-Отец и Богородица восседают на небесных престолах, под их ногами – ковер из облаков. Боттичелли мастерски вписывает небесное сияние от их фигур в полукруглую верхнюю часть картины, которая согласовывается с куполообразной архитектурой капеллы.

Четыре монументальные фигуры святых расположились полукругом на лугу, на фоне пейзажа с озером и холмистыми берегами. Апостол Иоанн выступает в композиции посредником между созерцателями видения — Августином, Иеронимом, Элигием и фантастическим коловращением ангелов вокруг радужной арки из херувимом и серафимов, окаймляющей сцену Коронования Марии. Явление ангелов на фоне золотых лучей, в ослепительном сиянии, среди дождя роз и земной пейзаж с его скалами и пустынным лугом, на котором стоят святые, кажется, подчеркивают контраст между фантасмагорической небесной реальностью и тяготами материального мира. Впрочем, пейзажу художник уделил мало внимания. Леонардо да Винчи писал, что «наш Боттичелли» проявлял мало интереса к пейзажу: «он говорит, что это пустое занятие, потому что достаточно просто бросить пропитанную красками губку на стену, и она оставит пятно, в котором можно будет различить прекрасный пейзаж».

Сандро Боттичелли. Коронование Марии. 1488-1490 гг. Уффици, Флоренция.

Сандро Боттичелли. Коронование Марии. 1488-1490 гг. Уффици, Флоренция.

Схожие мотивы мы находим и в работе Боттичелли «Преображение Господне, святой Иероним, святой Августин».

Преображение Господне, святой Иероним, святой Августин. Около 1500 г. Палаццо Паллавичини-Роспильози, Рим

Преображение Господне, святой Иероним, святой Августин. Около 1500 г. Палаццо Паллавичини-Роспильози, Рим

А на картине «Видение святого Августина» Боттичелли интерпретировал распространенную легенду о встрече Августина с мальчиком, переливавшим воду из моря в маленькую ямку в песке (что служило аллегорией непостижимости тайны Троицы). Легенда рассказывает, что как-то во время прогулки по берегу моря неподалеку от Чивитавеккиа Августин размышлял о таинстве Святой Троицы. Внезапно он увидел маленького мальчика, пытающегося осушить море, переливая его с помощью раковины в выкопанную на берегу лунку. «Но это невозможно», — говорит ему Августин. «Не более невозможно, — отвечает малыш, — чем человеческим умом постичь ту тайну, о которой ты размышляешь».

Сандро Боттичелли. Видение святого Августина. Около 1488 г. Уффици, Флоренция.

Сандро Боттичелли. Видение святого Августина. Около 1488 г. Уффици, Флоренция.

Эта же легенда лежит в основе картины «Видение блаженного Августина» флорентийского живописца XV века Фра Филиппо Липпи первоначально входившей в пределлу — нижнюю часть алтаря. Но интерпретирует ее он по-своему.

Мистическое событие Липпи представил как конкретную сцену, происходящую среди холмов его родной Тосканы. Море заменено ручьем. Слева в глубине видна излучина реки и башни небольшого города. В правом верхнем углу изображен трехликий солнечный диск — один из символов Троицы. Высокий горизонт и маленькие по сравнению с фигурами холмы и деревья — свидетельство освоения живописцем приемов линейной перспективы. Человек в белых одеяниях и епископской тиаре, опираясь на высокую скамью на берегу реки, обращается к мальчику, занятому странным развлечением – тот вычерпывает воду ложкой.

Фра Филиппо Липпи. Видение блаженного Августина. Около 1460 г.

Фра Филиппо Липпи. Видение блаженного Августина. Около 1460 г.

На панелях «Алтаря Отцов церкви» Михаэля Пахера изображены Святой Августин, Святой Иероним, Святой Григорий и Святой Амвросий. Центральные панели алтаря посвящены Августину и Григорию. Рядом с каждым из них стоит по аналою, на которых лежат научные книги; ниши, в которых они сидят, украшены расписанными статуями апостолов, держащих в руках меч духа. Святые отмечены характерными для каждого атрибутами. А ребенок, находящийся в компании Августина, персонаж все той же легенды.

Михаэль Пахер. Алтарь отцов церкви. 1471—1475 гг.

Михаэль Пахер. Алтарь отцов церкви. 1471—1475 гг.

Михаэль Пахер. Отец церкви Августин и Сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви.  1471-1475 гг.

Михаэль Пахер. Отец церкви Августин и Сатана. Правая внешняя створка Алтаря отцов церкви.
1471-1475 гг.

В 1413—1415 годах художник Николо ди Пьетро для церкви августинцев в Пезаро написал «Полиптих святого Августина», состоявший из семи панелей среднего ряда и семи картин пределлы. Впоследствии этот полиптих был разобран на части и распродан в разные коллекции. Различные панели алтаря находятся в настоящее время в разных французских, итальянских и американских музеях, часть из них утрачены.

Николо ди Пьетро. Святая Моника приводит в школу святого Августина.1413-1415 гг.

Николо ди Пьетро. Святая Моника приводит в школу святого Августина.1413-1415 гг.

Николо ди Пьетро. Святой Амвросий крестит Святого Августина. 1413—1415 гг.

Николо ди Пьетро. Святой Амвросий крестит Святого Августина. 1413—1415 гг.

Николо ди Пьетро. Святой Августин преподаёт риторику. 1413—1415 гг.

Николо ди Пьетро. Святой Августин преподаёт риторику. 1413—1415 гг.

Николо ди Пьетро. Святой Августин передаёт устав своим последователям.  1413—1415 гг.

Николо ди Пьетро. Святой Августин передаёт устав своим последователям.
1413—1415 гг.

Картина Николо ди Пьетро «Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию» очевидно также является одной из панелей нижней пределлы алтаря, рассказывающей эпизоды из жизни Святого Августина. На ней представлен эпизод разрыва Августина со своим языческим прошлым и обращения его в христианство. Художник изображает Алипия и Августина за игрой в шахматы, Понтициан читает им отрывок из Послания апостола Павла. Игроки в шахматы размещены художником в левой части панели, живописец в пояснение разместил их имена в надписях возле их голов. Алипий, одетый в зеленые одеяния, сидит на переднем плане, Августин, играющий белыми фигурами, одет в красные одежды, и стоит позади стола с шахматной доской. Оба противника приостановливают свою игру, чтобы лучше слушать чтение Понтициана, которое их завораживает. Художник поместил своих героев в архитектурном пространстве, построенном из сходящихся линиях, которые дают иллюзию глубины, но персонажи рассматриваютя им с другой точки зрения, кажутся несоразмерными интерьеру (фигура Августина, находящегося дальше от зрителя крупнее, чем два других персонажа, расположенные ближе к зрителю).

Николо ди Пьетро Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию. 1413—1415 гг.

Николо ди Пьетро Визит Понтициана к Святым Августину и Алипию. 1413—1415 гг.

Итальянский художник Карло Кривелли — крупнейший представитель муранской школы. В его творчестве сочетаются черты поздней готики и куртуазно-рыцарская утонченность. В орнаментальности, обилии цветов, фруктов, гирлянд ощущается влияние феррарской школы. В деталях мастер передает массу достоверного, но в целом его композиции носят неправдоподобный характер.

Карло Кривелли. Святой Августин.

Карло Кривелли. Святой Августин.

Св. Иероним и св.Августин. (фрагмент). ок. 1490 г.

Св. Иероним и св.Августин. (фрагмент). ок. 1490 г.

В живописном наследии Витторе Карпаччо который относится к младшему поколению мастеров венецианского Раннего Возрождения есть и большие алтарные композиции, и небольшие картины на религиозные темы, написанные для частных заказчиков. Но главными его заказчиками были скуолы — религиозно-филантропические организации, объединявшие все слои венецианского общества. Располагавшие достаточно большими помещениями, скуолы обычно заказывали художникам циклы больших многофигурных композиций — написанные на холсте настенные панно заменяли в Венеции фресковые росписи, поскольку последние быстро разрушались от воздействия влажного, насыщенного испарениями каналов воздуха.

В 1502-1507 годах Витторе Карпаччо для «Скуола ди Сан Джорджо дельи Скьявони» написал цикл картин из жизни святых. На картине «Видение Святого Августина» с соблюдением всех законов перспективы изображена комната учёного. Очень натурально передано движение святого, который писал, но остановился, услышав голос, принадлежащий Иерониму, сообщающему о своей смерти. В этом полотне особую значимость приобретает интерьер, мир заполняющих его вещей. Карпаччо изображает предметы, свидетельствующие о научных интересах Августина: книги, стоящие на полке и лежащие на полу, приборы для астрономических наблюдений, висящая у окна армиллярная сфера и укрывшиеся в глубине ниши квадранты и секстанты. На полочке, подвешенной на левой стене над полкой с книгами, стоят античные бронзовые статуэтки и вазы. Все эти предметы, придающие просторной келье сходство с кабинетом ученого, отнюдь не загромождают ее. Они живут своей «тихой жизнью» в пространственной среде, где господствует стихия света, вторгающегося в окно вместе с голосом Иеронима, проникающего во все уголки кельи, рождающего длинные тени и тепло, в котором блаженно греется маленькая собачка. Сам Августин, взволнованно внимающий голосу умершего друга — один из самых значительных и одухотворенных персонажей Карпаччо. Некоторые исследователи полагают, что под видом Августина Карпаччо изобразил кардинала Виссариона, одного из основателей «Скуола ди Сан Джорджо», подарившего Венецианской республике свою библиотеку.

Витторе Карпаччо.  Святой Августин в своем кабинете. 1502 г.

Витторе Карпаччо. Святой Августин в своем кабинете. 1502 г.

Своеобразное творчество каталонского художника Хайме Уге полностью воплощено в его поздней работе «Посвящение святого Августина в сан епископа», выполненной для алтаря церкви монастыря августинцев в Барселоне. Заметно, что картина увлекла мастера широкими декоративными возможностями. Он насытил ее множеством цветовых деталей, например золотом (шитье на одежде священников), красным цветом (переплет молитвенника, орнамент, головные уборы), мягким сиянием жемчуга (украшение тиар), блеском различных оттенков белого (перчатки), сиянием драгоценных камней (перстни на руках Августина). Увлекшись цветом, автор стремился не столько к правдоподобию, сколько к созданию ослепительного зрелища, сопоставимого с готической архитектурой и с ней гармонирующего. Уге первым среди художников поместил в заказной картине свой портрет, изобразив себя человеком в сутане, зорко следящим за окружающими. Впоследствии этот прием стал характерной чертой испанской живописи.

Хайме Уге. Святой Августин медитирует о Троице, когда перед ним появляется младенец Иисус.

Хайме Уге. Святой Августин медитирует о Троице, когда перед ним появляется младенец Иисус.

Аврелию Августину также посвятили свои полотна итальянские художники Антонелло да Мессина, Бенвенуто Тизи, Алессандро Маньяско и Гаспар Дюге, фламандский живописец Гаспар Крайер, испанский художник Антонио Родригес и французский художник Филипп де Шампань.

Антонелло да Мессина. Святой Августин. 1472 г.

Антонелло да Мессина. Святой Августин. 1472 г.

Бенвенуто Тизи (Гарофало). Видение Святого Августина.

Бенвенуто Тизи (Гарофало). Видение Святого Августина.

Алессандро Маньяско. Видение святого Августина.

Алессандро Маньяско. Видение святого Августина.

Алессандро Маньяско. Святой Августин с ангелом.

Алессандро Маньяско. Святой Августин с ангелом.

Гаспар Дюге. Пейзаж со Святым Августином.

Гаспар Дюге. Пейзаж со Святым Августином.

Гаспар де Крайер. Святой Августин.

Гаспар де Крайер. Святой Августин.

Антонио Родригес. Святой Августин.

Антонио Родригес. Святой Августин.

Не теряет популярности образ Августина и в живописи XVI–XVII веков.

Питер Пауль Рубенс, воплотивший в своих произведениях безудержную жизненность и чувственность европейской живописи эпохи барокко неоднократно обращался к этому образу. Работы Рубенса отличаются исключительным разнообразием композиционных решений (диагональ, эллипс, спираль) и богатством красок.

Питер Пауль Рубенс. Святой Августин.

Питер Пауль Рубенс. Святой Августин.

Питер Пауль Рубенс. Святой Августин между Христом и Богородицей.

Питер Пауль Рубенс. Святой Августин между Христом и Богородицей.

Питер Пауль Рубенс. Видение Святого Августина.

Питер Пауль Рубенс. Видение Святого Августина.

Обращался к нему и другой нидерландский живописец — Питер Франс де Греббер.

Питер Франс де Греббер. Святой Августин.

Питер Франс де Греббер. Святой Августин.

Ведущий испанский живописец «золотого века» Бартоломе Эстебан Мурильо насыщает свои работы золотистой светотенью.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Августин.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Августин.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Августин между Христом и Девой Марией.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Августин между Христом и Девой Марией.

Бартоломе Эстебан Мурильо.  Святой Августин, моющий ноги Христу.

Бартоломе Эстебан Мурильо. Святой Августин, моющий ноги Христу.

Работа испанского художника Клаудио Коэльо «Триумф святого Августина» (1664 г.) предназначалась для алтаря и воплощала монументальный, театральный образ святого. Она написанна струящимися мазками, легкими и размеренными. Произведение было выполнено для монастыря францисканцев-августиниан в Алькала де Энаресе. Августин возносится в интенсивно-голубое небо, сопровождаемый рубенсовскими ангелами, несущими его епископский посох. Его правая рука указывает в небо, а сам он наблюдает за своими поверженными врагами — адским драконом и язычеством, представленным в образе античной скульптуры, — на которые архангел опускает огненный меч.

Клаудио Коэльо. Триумф святого Августина. 1664 г.

Клаудио Коэльо. Триумф святого Августина. 1664 г.

Среди произведений французских и итальянских художников эпохи барокко также весьма часто встречается изображение Августина.

Филипп де Шампань. Святой Августин.

Филипп де Шампань. Святой Августин.

Джованни Ланфранко. Святой Августин, размышляющий над тайной святой Троицы.

Джованни Ланфранко. Святой Августин, размышляющий над тайной святой Троицы.

Джованни Ланфранко. Коронация Богоматери со св. Августином и св. Уильямом Аквитанским.

Джованни Ланфранко. Коронация Богоматери со св. Августином и св. Уильямом Аквитанским.

Хотя в XVIII веке интерес к фигуре Августина заметно снижается, тем не менее, он остается одним из постоянных персонажей религиозной живописи.

Святой Августин. Картина написана по заказу королевы Франции, супруги короля Людовика XV Марии Лещинской в 1736 году для резиденции в Версале.

Святой Августин. Картина написана по заказу королевы Франции, супруги короля Людовика XV Марии Лещинской в 1736 году для резиденции в Версале.

Итальянский художник XVIII века. Святой Августин. (Браччано, церковь Санта-Мария-Новелла).

Итальянский художник XVIII века. Святой Августин. (Браччано, церковь Санта-Мария-Новелла).

А в XIX веке к фигуре Аврелия Августина обращались французские художники Анри Шеффер и Луи-Анри де Радер.

Анри Шеффер. Святой Августин и Святая Моника.

Анри Шеффер. Святой Августин и Святая Моника.

Луи-Анри де Раддер. Святой Августин. 1840 г.

Луи-Анри де Раддер. Святой Августин. 1840 г.

Но уже с конца девятнадцатого века интерес к нему утрачивается и более того наблюдается профанация образа. Ее высшей точкой, безусловно, можно считать его изображения на денежных знаках, что в корне противоречит самой доктрине Августина.

Монета10 евро. Темой реверса выбрана картина «Святой Августин между Христом и Богородицей» Питера Пауля Рубенса

Монета10 евро. Темой реверса выбрана картина «Святой Августин между Христом и Богородицей» Питера Пауля Рубенса

1 динар. Тунис. Августин Блаженный — епископ Гиппонский. 1969 г.

1 динар. Тунис. Августин Блаженный — епископ Гиппонский. 1969 г.

В результате этого процесса он становится персонажем массовой  культуры.

Так в литературе обращение к нему можно встретить в фантастике, детективе, и даже женском романе.

Подобно картине, где чёрная краска занимает должное место, Вселенная прекрасна, несмотря на присутствие грешников, хотя, взятые сами по себе, их пороки отвратительны. Аврелий Августин.

Роман норвежского писателя Юстейн Гордер «Vita Brevis» (латинское — «Жизнь коротка», 1996 г.), стилизован под письмо давно отрекшемуся от мирских соблазнов и ставшего епископом Августину от его бывшей любовницы Флории Эмилии. В письме она комментирует его «Исповедь». Копию письма Флории, выполненную то ли в ХVI, то ли в ХVII веке, автор «обнаруживает» в буэнос-айресской антикварной лавке. Покупает, переводит, снабжает комментариями. Впрочем, несмотря на все потуги автора к философствованию как всегда у него получился довольно посредственный женский роман.

Юстейн Гордер.

 Vita Brevis.

(фрагмент)

Когда я весной 1995 г. посетил книжную ярмарку в Буэнос-Айресе, мне посоветовали хотя бы однажды побывать до полудня на знаменитом блошином рынке в Сан-Тельмо. После нескольких лихорадочных метаний между торговыми лавчонками на улицах и площади я наконец-то отыскал прибежище в маленьком книжном антиквариате. Выбор старинных рукописей здесь был скромен, но вдруг взгляд мой упал на красную коробку с этикеткой «Codex Floriae». Что-то, должно быть, пробудило мой интерес, и я, осторожно открыв плоскую коробку, заглянул туда и увидел кипу рукописных листов, очевидно старых, даже очень старых. Кроме того, я тут же пришёл к заключению, что текст написан на латинском языке.

Адресат и имя автора письма были написаны большими прописными буквами отдельной строкой: «Floria Aemilia Aurelia Augustino Episcopo Hipponiensi Salutem» — «Флория Эмилия шлёт привет Аврелию Августину.

аз2659Августин также появляется в романе ирландского писателя Фланна О’Брайена «Архив Далки» («The Dalkey Archive», 1964 г.). Сюжет этого сумбурного романа весьма причудлив. Сумасшедший ученный де Селби изобретает вещество, способное уничтожить жизнь на Земле. У него вообще много странных изобретений. В частности он изобретает своего рода «машину времени». Таким образом, в романе появляются Святой Августин и Джеймс Джойс. Наглый и хамоватый Аврелий Августин из романа никак не соответствует традиционному его видению, зато вполне удовлетворяет страсти обывателя опошлять знаменитостей. А потому сей опус, не только пользовался спросом, но и был адаптирован для сцены Хью Леонардом в 1965 году.

аз2660А вот Уолтер М. Миллер-младший в научно-фантастическом постапокалиптическом романе «Страсти по Лейбовицу» («A Canticle for Leibowitz») Августина цитирует.

Этот роман был впервые опубликованн в 1960 году. Его действие разворачивается преимущественно в католическом монастыре в пустыне на юго-западе США после разрушительной ядерной войны, на протяжении более чем тысячи лет, в течение которых цивилизация постепенно восстанавливается. Исаак Эдвард Лейбовиц был инженером-электриком еврейского происхождения, который работал на Вооружённые силы США. Пережив войну, он стал католиком и основал монашеский орден, Альбертианский орден Лейбовица. Монахи из  этого вымышленного ордена взяли на себя миссию по сохранению уцелевших остатков научного знания человека до того дня, когда внешний мир снова будет готов их принять. Сюжет разбит на три части: «Fiat Homo», «Fiat Lux» и «Fiat Voluntas Tua», которые между собой разделяют промежутки примерно по шесть столетий.

аз2661Телевидение также не осталась в стороне от процесса опошления фигуры Августина. Он главный герой нескольких телефильмов — двухсерийного телефильма «Августин Гиппонский» итальянского режиссера Роберто Росселлини («Agostino di Ippona», 1972 г.) и минисериал «Святой Августин» режиссера Кристиана Дюге (2010 г.).

Кадр из телефильма Роберто Росселлини «Августин Гиппонский».

Кадр из телефильма Роберто Росселлини «Августин Гиппонский».

аз2667

Франко Неро в роли Аврелия Августина. Кадр из фильма «Святой Августин». 2010 г.

Франко Неро в роли Аврелия Августина. Кадр из фильма «Святой Августин». 2010 г.

Кроме того, Августин весьма популярный персонаж поп-музыки. Уже в 1967 году Боб Дилан в студийном альбоме «John Wesley Harding» записал песню под названием «I Dreamed I Saw St. Augustine».

Боб Дилан.

I Dreamed I Saw St. Augustine.

I dreamed I saw St. Augustine

Alive as you or me

Tearing through these quarters

In the utmost misery

With a blanket underneath his arm

And a coat of solid gold

Searching for the very souls

Whom already have been sold


«Arise, arise,» he cried so loud

In a voice without restraint

«Come out, ye gifted kings and queens

And hear my sad complaint

No martyr is among ye now

Whom you can call your own

So go on your way accordingly

But know you’re not alone»


I dreamed I saw St. Augustine

Alive with fiery breath

And I dreamed I was amongst the ones

That put him out to death

Oh, I awoke in anger

So alone and terrified

I put my fingers against the glass

And bowed my head and cried

Британский автор и исполнитель Стинг поместил песню «Святой Августин в аду» («Saint Augustine in Hell») в своем альбоме 1993 года «Ten Summoner’s Tales». В ней он отдает своеобразную «дань» борьбе Августина с похотью.

Обложка альбома Стинга «Ten Summoner’s Tales». 1993 г.

Обложка альбома Стинга «Ten Summoner’s Tales». 1993 г.

А в песне под названием «St. Augustine» («Святой Августин») американской рок-группы «Band of Horses» содержание крутится вокруг стремление к славе и признанию, а не к истине.

Band of Horses.

Святой Августин.

 

Серебряные пески Святого Августина

Засыпают землю,

И во рту остается их горький привкус.

Мы танцуем на костях отравленных,

Покоящихся в могилах,

И, подводя итог ночи,

Все мы помним лучшие времена…


Припев:
Я знаю, ты пытался, знаю, ты проклят,

Знаю, твои лучшие достижения были

Всё же минимумом твоих возможностей,

Пока весь Голливуд скандировал твое имя,

Святой Августин…


Может, если бы я остался,

Ты дал бы своим волосам отрасти?

Я обещаю забыть все, что ты мне должен.

Мне снятся обломки машин,

Слепящие молнии и грозы,

Давай этим вечером похороним сами себя

И будем являться кому-нибудь призраками.

Аврелий Августин также фигурирует в песнях рок — группы «Disciple» («Баллада святого Августина» — альбом Horseshoes & Handgrenades», 2010 г.), фолк-рок группы «Girlyman» («Святой Августин» — альбом «Supernova»), рок — группы «Мо» («Святой Августин»).

Такая профанация образа одного из самых почитаемых христианских святых в целом говорит об общем упадке западной культуры

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2016 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.