АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ КОВЕР

Азербайджанский ковёр (Azərbaycan xalçaları) – термин применяемый для обозначения всей совокупности ковровых изделий произведенных в Азербайджане.

аз3694О ковроделии на территории предположительно занимаемой современным Азербайджаном упоминали  еще античные историки Геродот, Клавдий Элиан, Ксенофонт. Так Ксенофонт в V веке до н.э. указывал, что иранцы заимствовали обычай изготовлять и пользоваться коврами у далеких предков азербайджанцев – мидян. А Геродот оставил сведения о том, что на Кавказе изготовлялись применявшиеся в ковроткачестве растительные краски, обладающие большой прочностью и красивыми оттенками.

Достоверно известно, что уже в эпоху Сасанидов (III-VII века) в Азербайджане делали ковры из шелка, золотых и серебряных нитей.  Арабский историк Абу Джафар Мухаммед Табари, отмечал, что на северо-востоке страны (в Ширване-Дербенде) производились ковры отличного качества.

В XI-XII веках в азербайджанских городах развилось производство ковров и ковровых изделий, сотканных из шелковых и шерстяных нитей. Об этом в частности упоминает героический эпос огузов «Китаби Деде Коркут». А азербайджанский поэт XI века Гатран Тебризи отмечал существование ковра под названием «динары»: «Легкий ветерок собрал из сада роз ковер динари, весенние облака стерли в саду роз узоры каф, ура» (Дивани Гатран Тебризи). Слова «ковер динари» используются им как намек на желтые осенние листья.

Ковер «Ширван». XII - XIII века.

Ковер «Ширван». XII — XIII века.

В XIII веке в Азербайджане ткали паласы уже не из шелка и шерсти, а из хлопчатобумажной пряжи. Их использовали в качестве одежды. Об использовании паласа в качестве одежды, упоминает например азербайджанский поэт XII века Хагани: «Вместо одежды из харира и музаян, которую надевает владыка, я надену палас и сяду на камнях».

Известно также, что в XIII-XIV веках из Азербайджана экспортировалось большое количество ковров и ковровой продукции. Так в XIII веке фламандский путешественник монах Рубрук и венецианский путешественник Марко Поло упоминали в своих записках азербайджанские ковры.

Ковер «Гянджа»  XIII век.

Ковер «Гянджа» XIII век.

Ковер типа Куба. XIII век.

Ковер типа Куба. XIII век.

Ковер северовосточной школы ковроделия Азербайджана. XIII век.

Ковер северовосточной школы ковроделия Азербайджана. XIII век.

Ковер «Гянджа». XIV век.

Ковер «Гянджа». XIV век.

В XI-XVI веках сформировалась тебризская школа коврового искусства. Но в связи с нехваткой шерсти здесь производились преимущественно изделия безворсовой выделки. Их делали из кенафа (волокнистое растение) и козьей шерсти, поэтому они были весьма грубы по выделке, а с художественной точки зрения отличались простотой. В этот же период изготовлялись высококачественные безворсовые и ворсовые ковры из шерсти (овечьей и верблюжьей) и шелка.

C приходом в Азербайджан в X-XV веках Сельджуков, монголов, а позднее Теймуридов, число местных ковроткачей в стране многократно увеличилось, поскольку среди пришлого тюркоязычного населения было много мастеров ковроткачества, что немало способствовало расширению и развитию искусства ковроделия.

Ковер «Муган». XIII - XIV века.

Ковер «Муган». XIII — XIV века.

В годы правления Эльханидов на азербайджанское декоративное искусство оказала сильное влияние уйгурская культура. Элементы уйгурской культуры ассимилировались с местным стилем, в результате чего появились композиции «Овчулуг» (охота, коллективная охота), «Булут» (облако), «Борьба дракона с симургом».

Ковер «Борьба дракона с фениксом». XV век.

Ковер «Борьба дракона с фениксом». XV век.

Со второй половины XV века в связи с развитием живописи происходят значительные изменения в художественном оформлении ворсовых ковров. Орнаментальные узоры ковров образуют две группы: состоящие из ломаных линий и из кривых линий (композиции «Шебекебендлик», «Лячактурундж», «Афшан», «Ислимибендлик», «Хатаи», «Бенди-руми»). Появляются бордюрные полосы различных узоров, самостоятельные композиции типа «Гельбендлик» и «Агаджлы».

А, начиная с XVI века, наравне с характерными для азербайджанского ковра элементами узоров начинают появляться стилизованные растительные орнаменты.

Миниатюра с изображением азербайджанского ковра. XVI век.

Миниатюра с изображением азербайджанского ковра. XVI век.

Миниатюра с изображением ковра «Ширван». Начало XVI века.

Миниатюра с изображением ковра «Ширван». Начало XVI века.

Надгробная плита, на которой высечены два ковроткача, ковроткацкий станок и инструменты. XV-XVI века.

Надгробная плита, на которой высечены два ковроткача, ковроткацкий станок и инструменты. XV-XVI века.

Со второй половины XVI века большие художественные халы начинают изготовливать не только для дворцов, но и для мавзолеев, мечетей, мест паломничества. Знаменитый ковер «Шейф Сафи» хранящийся ныне в лондонском «Музее Виктории и Альберта», а также большой ковер с изображением животных, хранящийся в музее «Метрополитен» в Нью-Йорке, были сотканы в тот период для Ардебильской мечети.

Ковёр «Шейх Сафи». 1539 г. Ардебильская школа.

Ковёр «Шейх Сафи». 1539 г. Ардебильская школа.

В XVI веке в Азербайджане появляются и двусторонние ворсовые ковры. Их лицевая и обратная стороны были различных цветов и украшены различными композициями. Двусторонние ковры использовались главным образом, как занавеси на дверях дворцов и храмов. В настоящее время несколько таких занавесей висит на дверях храма Имама Рзы в городе Мешхеде.

В период правления шаха Аббаса и его преемников ткали и молитвенные коврики «намазлык». Их украшали арабскими надписями — строками из корана. Эти изречения религиозного характера, как правило, помещались в верхней части коврика. Сотканные в Северном Азербайджане «намазлыки» с художественной точки зрения отличались от ковриков, сотканных на Юге. В их верхней части изображались не надписи религиозного содержания, а предметы, необходимые при совершении намаза: четки, гребешок для бороды, молитвенник.

Сотканный в Южном Азербайджане ковёр Намазлык. XVI век.

Сотканный в Южном Азербайджане ковёр Намазлык. XVI век.

В XVII веке процесс производства ковров, сотканных из золотых, серебряных и шелковых нитей, по сравнению с прошлыми веками значительно упростился. Ворсовые и безворсовые ковры того времени, сотканные из шерсти, а иногда и из шелка в городах Тебризе, Казахе, Мугане, Шемахе, Джебраиле, Барде и других, пользовались большой славой. Становятся известными ковры и молитвенные коврики из Казаха, Барды, Мугани и Джебраила.

Ковер «Муган». Конец XVII века.

Ковер «Муган». Конец XVII века.

Ковер «Намазлык» (саджджада) тебризского типа. XVII век.

Ковер «Намазлык» (саджджада) тебризского типа. XVII век.

А с середины XVIII века приобретают известность ковры из Шемахи, Шуши и Шеки. К этому же времени относятся и ковры малой и продолговатой формы, сотканные в селении Амираджаны близ Баку, которые производились исключительно для экспорта.

Ковёр «Говхар». Карабахская школа. XVIII век.

Ковёр «Говхар». Карабахская школа. XVIII век.

В это время основным занятием женщин и девушек Карабаха и Нахичевани, Ширвана и Кубы, Талыша и Мугани стало ковроткачество. Каждое ханство имело собственную ковровую мастерскую. Мастера-ковроткачи изготовляли индивидуально или по особому заказу комплекты из трех-пяти халы и ковров больших размеров. Так в Кубинском ханстве получило производство сумаха, зили и килимов очень нежной и тонкой вязки.

Полы во дворцах, мечетях и гробницах, построенных во второй половине XVIII века в Шеки, Шуше, Нахичевани и других Городах, были устланы халы и коврами. Большинство из них было соткано из шелка. Так, например пол выстроенной в 1768 году в Шуше мечети был устлан комплектом халы и ковров больших размеров.

Ковёр «Шабалыт бута». XVIII век.

Ковёр «Шабалыт бута». XVIII век.

В начале XIX веке Закавказье было присоединено к Российской империи. Это сильно стимулировало спрос на азербайджанские ковры. Согласно статистическим данным, за один только 1843 год в шести прикаспийских районах Азербайджана было произведено восемнадцать тысяч ковров и ковровых изделий. Ковры из Ширвана и Кубы продавались в Баку, а ковры Казаха и Гянджи - в Тебризе и Стамбуле.

Ковёр из Шемахи. 1850 г.

Ковёр из Шемахи. 1850 г.

В 1850 и 1857 годах на первых международных «Тифлисских выставках» изделия азербайджанских мастеров были удостоены призов. Азербайджанские ковры экспонировались также на «Московской политехнической выставке» 1872 года и «Всероссийской выставке промышленности и искусства» 1882 года.

Ковёр «Дордфасил». Тебризская школа. Конец XIX века.

Ковёр «Дордфасил». Тебризская школа. Конец XIX века.

Во второй половине XIX века еще более развивается производство комплектов, состоящих из трех-пяти халы и ковров больших размеров (приблизительно по тридцать-сорок квадратных метров).

Ковёр «Афшан». Тебризская школа. XIX век.

Ковёр «Афшан». Тебризская школа. XIX век.

С 1870 года правительство Российской империи начало осуществлять программу поддержки кустарного производства под которую подпало и производство азербайджанских ковров.

Азербайджанские ковры экспонируются на международных выставках в Вене (1872 г.), в Турине (1911 г.), Лондоне и Берлине (1913 г.).

Азербайджанка ткет ковёр. Начало XX века.

Азербайджанка ткет ковёр. Начало XX века.

Однако к концу XIX века азербайджанское ковроткачество начинает приходить в упадок. Главной причиной этого был ввоз дешевой узорчатой ткани, бархата и джеджима, сотканных машинным способом (особенно на жаккардовых станках) на основе ковровых образцов Востока.

Но все изменилось после установления советской власти. В СССР ковроткачество стало в Азербайджане одной из важных отраслей экономики.  Были открыты школы и разного рода курсы, готовившие специалистов коврового дела.

Хотя после развала СССР состояние ковроткаческого дела в Азербайджане пришло в упадок во многих регионах страны по-прежнему производятся знаменитые ковры. Всего в Азербайджане насчитывается свыше двадцати крупных и средних ковроткацких комбинатов. В частности, в Губе, Гусаре, Кюрдамире, Гяндже, Шамахы, Дявячи, Газахе, Товузе, Шеки, Ардебиле, Тебризе и Баку действует ковроткаческое производство, в которых продолжают развивать древние традиции искусства ковроделия.

Среди современных азербайджанских ковров выделяются ковры с маркой «Азер-Ильмэ», которые отличаются искусными узорами, плотностью вязки, оригинальностью оформления, национальным колоритом и полностью отвечают международным стандартам. Европейская бизнес-ассамблея, центральный штаб которой находится в Оксфорде, наградила компанию «Азер-Ильмэ» «Премией имени Королевы Виктории».

Ковер производства компании «Азер-Ильмэ».

Ковер производства компании «Азер-Ильмэ».

Ковер производства компании «Азер-Ильмэ».

Ковер производства компании «Азер-Ильмэ».

По своим техническим особенностям азербайджанские ковры подразделяют на две группы – безворсовые и ворсовые ковры.

Безворсовые ковры нередко именуют «коврами быта». По стилю ткания, композиционной структуре, богатству орнамента и цветовому колориту они делятся на восемь видов: палас, джеджим, лады, килим, шедде,  верни, зили, сумах.

Наивысшей сложности техника ковроткачества достигает при изготовлении ворсовых ковров. Отличительной особенностью азербайджанского ворсового ковра является очень большая плотность узлов. Ворсовые ковры ткутся разных размеров: малые – халча, гяба, намазлыг, тахт-усту, дошанак и крупные – даст халы, гяба.

В целом азербайджанские ковры выделяются колоритом, построенным на сочетании локальных интенсивных тонов и своеобразным орнаментом.

Особенностью азербайджанского коврового орнамента является использование изображения фитоморфного, зооморфного, антропоморфного (не взирая на запрет ислама изображать человека) и геометрического происхождения, сильно стилизованные при их передаче на ковре.

Орнамент азербайджанских ковров различается в зависимости от вида и по места производства. Так, для таких ковров, как «Куба», «Ширван», «Казах», «Зенджан» характерны сложные геометрические узоры, которые включают схематические фигурки животных и людей, и размещённые по одной оси в центральном поле фигурные многоугольные или звёздчатые медальоны, другим, таким, как «Тебриз» и «Карабах», присущ разнообразный растительный орнамент с обилием цветочных мотивов.

По мнению известного американского искусствоведа Дж. Вэа, в орнаментике азербайджанского ковра «можно заметить тесное переплетение традиций и влияния турецких, персидских и азиатских мотивов, а также наследие элементов ковроделия северо-западных племен Ирана».

Наиболее часто геометрические узоры встречаются в коврах «бакинской», «губинской», «казахской» и «гянджинской» школ. Среди этих узоров преобладает свастика и восьмиконечная звезда.

Символика ислама также встречается в узорах азербайджанских ковров. К ним относится: рука Фатимы, бешбармак - пять пальцев, символизирующие пять заповедей ислама и пять почитаемых мусульманами личностей — пророк Мухаммед, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. В качестве центрального узора ковров используется также изображение архитектурного исламского элемента «михраб», ниши в стене которая в мусульманской мечети всегда обращена в сторону священного города Мекки.

Среди азербайджанских ковров самым богатым орнаментом и насыщенной цветовой гаммой выделяются «тебризские» и «ардебильские» ковры, что предопределяется их придворным характером. Наиболее часто встречающиеся в «тебризских», а позднее в некоторых «карабахских», коврах элементы растительного мира символизируют прославение сил природы и плодородие. Основным узорным мотивом центрального полотна многих ковров Тебриза является «древо жизни», которое олицетворяло изобилие и превозносило воду, как источник орошения пустынь и символ жизни в целом. Также на коврах встречаются изображения садов, растений и птиц, которые по представлениям мусульман, приносят удачу и успех.

Геометрической вариацией «древа жизни» является символическое изображение «якоря», который по форме напоминает стрелу, а в «херисских» коврах эпохи Сефевидов часто изображается дерево «ваг-ваг», на ветвях которого вместо птиц выткано символическое изображение головы людей.

Ещё одним из излюбленных иконографических мотивов орнаментики «тебризских» и «ширванских» ковров было изображение граната, символизировавшего чудо природы, способного произрастать на грубой и засушливой почве пустыни. Иногда гранат изображался в расколотом виде, в котором можно было различить отдельные зерна, что свидетельствовало о мастерстве ткача. Именно это новшество — изображение в шахматном порядке зерен граната — положило начало новой иконографической традиции в ковроткачестве. Позднее этот мотив дополнился в «тебризских» коврах изображением цветущего плода гранатового дерева, которое получило название «цветок шаха Аббаса».

Для разнообразия в кайме ковров использовалось изображение венчиков цветов или виноградной лозы.

В азербайджанских коврах также часто встречается изображение птиц.

В декорах, изображающих барана или козла, прослеживается связь с кочевническими корнями тех или иных племен. Чаще всего, технические возможности и габариты ковров не позволяли поместить изображение животных целиком, поэтому домашние животные, такие как овцы и бараны, изображались в виде условных рогов посредством символа «S» в центральных полях и кайме ковров.

Ту же форму имело стилизованное изображение дракона (драконовые ковры). Изображение дракона, которое должно было служить талисманом, впервые появилось на пышных коврах, производимых в дворцовых мануфактурах Азербайджана с XVII века. Именно с того времени этот мотив получил широкое распространение, продолжая оставаться одним из наиболее часто встречающихся ковровых сюжетов вплоть до конца XIX века, претерпевая большие изменения в стилизации.

Драконовый ковер. 1600-1799 г.

Драконовый ковер. 1600-1799 г.

Более древнюю историю, чем орнаментальные, имеют сюжетные ковры Азербайджана. Содержание ковров этого типа весьма разноообразно.

Сюжетные ковры Азербайджана.

Сюжетные ковры Азербайджана.

Сюжетный ковер «Куба».

Сюжетный ковер «Куба».

Самые древние по происхождению мотивов и образов это «Овчулуг» – охотничьи ковры, наиболее стойкие в декоративном искусстве Азербайджана.

Ковер «Овчулуг» Тебризская школа.

Ковер «Овчулуг» Тебризская школа.

Нередки и ковры с традиционными мотивами восточной классической литературы. А также с портретными изображениями известных личностей.

Ковёр с изображением классика персидской поэзии Низами Гянджеви.

Ковёр с изображением классика персидской поэзии Низами Гянджеви.

Ковёр с изображением Ленина.

Ковёр с изображением Ленина.

По географическим признакам выделяют ряд школ азербайджанского ковра.

Ковёр «Центры ковроткачества Азербайджана». 1984 г.

Ковёр «Центры ковроткачества Азербайджана». 1984 г.

Кубинская ковродельческая школа.

Ковёр «Ляджади». Кубинская школа. XVIII век.

Ковёр «Ляджади». Кубинская школа. XVIII век.

Кубинский ковровый центр расположен на северо-востоке Азербайджана и делится на три части — горную, предгорную и равнинную. К этой школе относят и ковры Дербента.

Традиционно кубинские ковры украшены стилизованными растительными, иногда зооморфными орнаментами. Кроме того, в коврах этой школы также широко распространен стиль медальонного узора.

Ковёр «Гимиль». Кубинская школа. 1902 г.

Ковёр «Гимиль». Кубинская школа. 1902 г.

Технические характеристики ковров кубинской школы — высокий бархатистый ворс, чрезвычайно упругий и пружинистый, очень плотная на ощупь фактура, которой с помощью техники «лулбаф» придается высокая прочность, изголовья иногда выполнены техникой в стиле «сумах», иногда же сделаны в виде «пчелиных сот».

Ковёр «Герат-Пиребедиль». Кубинская школа. XVIII век.

Ковёр «Герат-Пиребедиль». Кубинская школа. XVIII век.

Цветовая гамма — фон центрального поля яркий, порой чрезвычайно насыщенного голубого цвета. Узоры выделяются выразительно, часто с помощью особых оттенков жёлтого и зелёного. Нередко встречаются и другие цвета — цвет натуральной шерсти, оранжевый и цвет слоновой кости.

Бакинская ковродельческая школа.

Ковёр «Хила-Афшан». Бакинская школа. XVII век.

Ковёр «Хила-Афшан». Бакинская школа. XVII век.

Эта школа охватывает апшеронские села Горадил, Новханы, Нардаран, Бюльбюля, Фатмаи, Мардакан, Гала, Хиля, а также расположенный вне Апшерона Хызинский район и входящие в него села Гяди, Хил, Кеш, Фындыган.

Большинство этих ковров носит название села, где они изготовлены.

Ковёр «Хила-бута» из Баку. XVIII век.

Ковёр «Хила-бута» из Баку. XVIII век.

Самые ранние из бакинских ковров были самыми большими из всей группы Кавказских ковров, достигая в размерах приблизительно 1,5 на 3,6 метра.

Ковры Бакинской школы характеризуются мягкостью и интенсивностью цветов, оригинальными геометрическими узорами. Часто центральный фон «бакинских ковров» украшен медальоном прямоугольной или шестиконечной формы, используется мотив удлиненных многоугольников со ступенчатым абрисом, часто содержащим эзотерические символы, к примеру число «4» и восьмиконечные длинные «звезды». В более традиционных схемах присутствуют растительные мотивы стеблей и листьев. В полосах бордюра можно встретить орнамент с изображением бегущего пса, орлиного клюва, зубчатых и чашеобразных листьев. Иногда в качества орнамента используются крючкообразные ромбы — эта традиция заимствована у туркменских ковроделов.

Ковёр «Сураханы». Бакинская школа. Начало XX века.

Ковёр «Сураханы». Бакинская школа. Начало XX века.

Для окрашивания промежуточных пространств последователи этой школы используют в основном темно-синий, в редких случаях красный и желтый цвета. Для цветовой гаммы в целом характерны бледные, почти прозрачные цвета, гармоничные сочетания синего, голубого, бежевого, цвета слоновой кости, жёлтого, шоколадного и чистых тонов красного.

Баку. Магазин ковров в Старом городе.

Баку. Магазин ковров в Старом городе.

Покрой ковров Бакинской школы довольно рыхлый, плетение средней тонкости, основа шерстяная и хлопковая, шерсть хорошая и мягкая на ощупь, челнок завязан двойной нитью, узел симметричный.

Ширванская ковродельческая школа.

Ковёр из Шемахи. 1850 г.

Ковёр из Шемахи. 1850 г.

Эта школа охватывает Шемаху, Мараза, Ахсу, Кюрдамир, Газымамед (Аджигабул), Гёйчай и окружающие их села.

Ковры со сложным композиционным рисунком, изготовленные последователями ширванской школы, известны еще с периода средневековья.

Ковер «Исрафил». Ширванская школа. XIX век.

Ковер «Исрафил». Ширванская школа. XIX век.

По композиции «ширванские ковры» делятся на две категории. К первой относятся ковры без декорированных границ. Широким полосам присущи гексагональные мотивы или триангулярные формы. Встречаются также зигзагоподобные узоры. Одним из распространённых узоров таких ковров являются изображения звездообразных узоров, которые часто бывают выстроены рядами.

Технические характеристики ширванских ковров: для них характерно особое плетение, которое позволяет разместить до трех тысяч узлов на квадратном дециметре, основа бывает как шёрстной, так и хлопковой, челнок от двух до трёх прокидок утка, узел симметричный, плетение тонкое, на ощупь ковры отличаются особой мягкостью.

Шерстяной ковёр «Сумах» из Шемахи. Ширванская школа. XIX век.

Шерстяной ковёр «Сумах» из Шемахи. Ширванская школа. XIX век.

Цветовая гамма ширванских ковров: используются как тёмные, так и светлые тона, характерными цветами основного фона этих ковров являются красный и синий с комбинацией зелёного, для поля иногда используется также жёлтый, шафрановый, голубой цвета и цвет слоновой кости. На фоне используемых сдержанных оттенков центрального фона, чёрные и тёмно-зелёные контуры бордюров приобретают большую рельефность. Для ковров, сотканных в Мугани, характерна полихромная гамма пастельных и густых цветов, наиболее часто используются густой синий в комбинации с жёлтым и красным цветом, полученным из кошенили.

Гянджинская ковродельческая школа.

Ковёр «Фахралы». Гянджинская школа. 1926 г.

Ковёр «Фахралы». Гянджинская школа. 1926 г.

Гянджинская школа ковра охватывает город Гянджа (в советскую эпоху — Кировабад, в Российской империи — Елизаветполь) и ближайшие сёла, а также Кедабекский, Геранбойский, Шамкирский и Самухский районы. Центром этой школы является Гянджа.

Ковры характеризуются простыми, угловыми узорамы и насыщены интенсивными цветами. У гянджинских ковров чаще всего наблюдаются орнаменты, составленные из восьмиугольников, звёзд, или трёх геометрических медальонов, уложенных на ковре продольно.

Ковёр-палас. Гянджинская школа. 1880 г.

Ковёр-палас. Гянджинская школа. 1880 г.

Типичные цвета — синий, темно-синий и насыщенный красный.

Ковёр «Чирахлы». Гянджинская школа. XVIII век.

Ковёр «Чирахлы». Гянджинская школа. XVIII век.

Гянджинские ковры вобрали в себя некоторые особенности казахских и карабахских ковров, так как область, производящая гянджинские ковры, находится между этими областями.

Карабахская ковродельческая школа.

Ковёр «Багчадагюлляр». Карабахская школа.

Ковёр «Багчадагюлляр». Карабахская школа.

Располагается на юго-западе республики. Включает такие поселения как Шуша, Малыбейли, Гиров, Дашбулаг, Довшанлы, Туг, Туглар, Мурадханлы, Гадрут, Гасымушагы, Кубатлы, Гозак, Мирсейид, Багирбейли, Ханлыг, Тутмаз.

Ковёр «Муган». Карабахская школа.

Ковёр «Муган». Карабахская школа.

По художественной структуре, технологическим особенностям и цветовому решению к Карабахской ковровой школе относятся Зангезурский и Нахичеванский центры ковроделия.

В Карабахе широко распространены ковровые комплекты — гябе из пяти ковров, входящие в состав домашнего интерьера.

Ковёр «Лямпя». Карабахская школа.

Ковёр «Лямпя». Карабахская школа.

Одним из наиболее известных азербайджанских ковров из Карабаха является ковёр «Шадда» или «Шедде» (Şəddə), производившиеся главным образом в Нахичевани, в Агджабединском, Агдамском, Кубатлинском и Джебраильском районах Азербайджана.

Ковры Шедде изготовляются способом сложного обматывания. Художественная композиция этих ковров, а также составляющие её детали и элементы, имеют сложную форму. Различают два варианта композиции ковров Шедде.

В первом варианте композиция ковры состоит из различных сюжетов (jсновной сюжет — караваны верблюдов и лошадей, выстроенных в ряд). Второй вариант Шедде составляют ковры с орнаментальным узором. Общим элементом этих узоров является изображение летящего удода, который дан в анфас. До недавнего времени производились также шедде, серединное поле которых состояло из клеток наподобие шахматных.

Ковёр «Шадда».

Ковёр «Шадда».

В джебраильскую группу Карабахского типа входят ворсовые ковры «Касымушагы».

Стоит отметить, что ковры «Касымушагы» производились не только на указанной территории, но и во всех ковроткацких пунктах Карабаха. Однако те ковры, которые были сотканы в Агджабеди и Шуше, по качеству намного превосходят другие.

Серединное поле ковров «Касымушагы» отличается сложностью. Её композиция состоит из различных деталей и элементов и с художественной точки зрение считается оригинальной. В центре ковра помещается большой гёль, окружённый каймой. В середине гёля имеется четырёхгранный медальон (хонча). С боков гёля расходятся в стороны четыре пары завитых веток. В нижней и верхней частях серединного поля помещается пара больших белых голов, что по форме тождественно веткам, отходящим от центрального гёля. Между этими двумя «голами» (в верхней и нижней частях большого гёля) помещаются губпа, которые характерны только для этого ковра и гармонируют с общим рисунком узора.

Ковёр «Касымушагы» конца XIX века. Карабахская школа.

Ковёр «Касымушагы» конца XIX века. Карабахская школа.

Ковры «Касымушагы» обычно бывают малых и средних размеров. В XVII—XVIII веках производились ковры «Касымушагы» большого формата. Ковры «Касымушагы» считаются одними из самых лучших ковров Карабахского типа

Тебризская ковродельческая школа.

Ковёр «Гараджа». Тебризская школа. XIX век.

Ковёр «Гараджа». Тебризская школа. XIX век.

Тебризская школа — это наиболее старинная и известная на Востоке школа ковра, охватывающая Тебриз, Ардебиль, Марагу, Меренд, Маку, Хой, Урмия, Зенджан, Гараджу, Херис, Сераб, Ахмедабад, Мириш, Эхэр, Салмас, Гореван, Сенну, Гарадаг. Однако они располагаются не на территории Азербайджана, а входят в состав Иранской Республики (Иранский Азербайджан).

В конце XIX века большинство ткацких цехов и мастерских Тебриза попали под контроль двух западных компаний, которые монополизировали рынок сбыта «тебризских ковров» — англо-швейцарская «Zigler» и немецкая «PETAG» («Persiche Teppiche AG»).

Ковёр «Тебриз». Тебризская школа. XVIII век.

Ковёр «Тебриз». Тебризская школа. XVIII век.

Традиции ковроделия в Тебризе развиваются и в наше время, в городе и пригородах функционируют многочисленные ковроткацкие фабрики, а азербайджанцы Тебриза приобрели славу ткачей, способных соткать ковры любого качества и сложности, начиная от простых шерстяных заканчивая сложными шелковыми коврами.

Ковёр «Мирь» Тебризская школа. XVII век.

Ковёр «Мирь» Тебризская школа. XVII век.

Ковры Тебризской школы отличает тщательная и аккуратная вязка, выполненная как симметричным, так и асимметричным узлом, основа из высококачественной светлой шерсти, хлопка и шелка, нити плотно утрамбованы, за единицу измерения узла принят радж (7 см). В некоторых мастерских употребляют грубую шерсть таббакхи и используют плетение джофти, быстрое в исполнении, но малоустойчивое в применении.

Ковёр «Бахшайыш». Тебризская школа. XIX век.

Ковёр «Бахшайыш». Тебризская школа. XIX век.

Для их цветовой гаммы  характерны более сдержанные цвета, для окрашивания применяются натуральные краски, за исключением синего синтетического красителя Байера, расцветки современных ковров отличаются от традиционных более широкой и сбалансированной цветовой палитрой.

Ковры «Караджа» (также называемые в Европе «карадагскими») — общее название для ковров, произведенных в селе Караджа (Карадаг), северо-восточнее Тебриза. Их часто соотносят к Кавказской группе ковров из-за схожести узоров и орнамента с коврами карабахской школы, в частности, на этих коврах часто можно встретить использование геометрических медальонов и восьмиконечных звезд, обрамленных кантом.

Ковер «Караджа». XIX век.

Ковер «Караджа». XIX век.

Херизские ковры

Херизский ковер.

Херизский ковер.

К «херизскам коврам» относятся ковры, вытканные в городе Хериз (Гериз) расположенном в ста километрах северо-восточнее Тебриза, в иранской провинции Восточный Азербайджан.

Это разновидность тебризских ковров — деревенский вариант городского стиля. Гладкие кривые и плавные линии сложного медальона тебризского ковра переведены на твердые, геометрические углы и сломанные контуры. Повторение орнаментов, зубчатая граница виноградной лозы и розетки весьма характерны для «херизских ковров».

Херизский ковёр. Конец XIX века.

Херизский ковёр. Конец XIX века.

Технические характеристики херизских ковров: плетение тщательно проработано и сверхтонкое, основание старых ковров шерстяное, в современных коврах преобладает хлопок и шелк, узел симметричный, челнок двойной нитью на основе техники лулбаф, борты округленные, как правило имеют большой или средний формат, часто квадратной формы.

В отличие от других школ отличаются широкой хроматической гаммой, основанной на тонко градуированных оттенках фона, куда входят красно-бурые, синие, темно-лазаревые и розовые цвета.

Ковер с картушью. Хериз, конец XIX века.

Ковер с картушью. Хериз, конец XIX века.

Для ковров, сотканных в пригороде Бахшейш, характерно использование бледных окрасок и бежевого фона, а также сильная цвето-декоративная стилизация узоров.

«Ардебильские ковры»

Ковёр «Шахаббасы». Ардебильская школа.

Ковёр «Шахаббасы». Ардебильская школа.

К Ардебильским относятся ковры, сотканные на территории нынешней иранской провинции Ардебиль, самыми известными из которых являются ковровые композиции Ардебиль, Шейх Сафи, Шах Аббас, Сараби, Зенджан, Мир, Ачма-юма.

Встречается как симметричный, так и асимметричный узел, челнок из одиночной нити, плетение в некоторых образцах сверхтонкое, в основном же грубое, борт прямой и округлённый.

Близость Тебриза предопределяет хроматическую гамму цветов, которая отличается большой широтой: множество оттенков красного, различные оттенки зеленого, оранжевого, розового, белого, бежевого и синего цветов.

Казахская ковродельческая школа.

Ковёр «Шыхлы». Казахская школа. XIX век.

Ковёр «Шыхлы». Казахская школа. XIX век.

Казахская школа охватывает Казахский, Агстафинский и Таузский районы Азербайджана, Борчалы в Грузии, область Гокчи в Армении.

Ковёр «Казах». Казахская школа. XVIII век.

Ковёр «Казах». Казахская школа. XVIII век.

Казахские ковры в основном вытканы из шерсти, грубо связаны в симметрическом узле с длинной, блестящей грудой. В них преобладают красный, синий цвет и цвет слоновой кости в смелых комбинациях с относительно простыми, но драматическими узорами.. Многие казахские ковры украшены тремя медальонами приблизительно равного размера, но в некоторых коврах этой школы встречается иной формат узоров — центральный квадрат с прилегающими двумя меньшими квадратами в каждом углу.

Ковёр «Фахралы». Казахская школа. XIX век.

Ковёр «Фахралы». Казахская школа. XIX век.

Среди «казахских ковров» особо выделяются так называемые «звёздные ковры», которые, в свою очередь, подразделяются на четыре группы в зависимости от фона ковра и величины звёздного узора. Одним из самых ранних «звёздных ковров» считается ковёр «Девели» с изображением верблюдов на белом фоне и декорированный многочисленными ромбами.

«Звёздный ковер». Казахская школа. Начало XX века.

«Звёздный ковер». Казахская школа. Начало XX века.

В Азербайджане ковроделие тесно связано с народными обычаями повседневной жизнью. Например, на праздник Новруз девочки, сидя на коврах, гадают и поют традиционные песни. Ковёр широко используется для украшения мебели и дома. Специальные ковры ткут для лечебных целей, для свадебных церемоний, при рождении ребёнка, для траурных ритуалов и молитв.

В азербайджанской поэзии XIV-XV веков встречаются строки и целые четверостишия, в которых описываются ковры и особенности их изготовления. В частности в произведениях Авхади Марагаи, Эссара Тебризи, Имадеддина Насими, Хагани Ширвани. Так описывая поездку Хосрова в замок Ширин, Низами называет три различных типа ковров, относящихся к тому периоду: «Дорога, по которой шел Хосров, была устлана во всю ширь коврами Мигрази (ворсовый ковер), чини (разновидность безворсового ковра — килима), бисат (ковер)». Хагани Ширвани, описывая пиршества во дворне, упоминает большей орнаментальный халы шадорван — такие ковры принадлежали знати: «Миндалевидные глаза опьяневшего саги (виночерпия) слипаются, «шадорван» залит вином, чаши, полные вина, выпали из рук, кувшин опрокинулся».

Известность азербайджанских ковров подтверждает и тот факт, что уже начиная с XV века, они изображались на полотнах европейских художников.

Так на картине голландского живописца Яна ван Эйка «Мадонна каноника ван дер Пале» (1436 г.) изображен ковер «Зейва».

Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436 г.

Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Пале. 1436 г.

Итальянский художник эпохи Возрождения Бернардино Пинтуриккьо в картине «Благовещение» (1501 г.) изобразил ковер «Гянджа».

Бернардино Пинтуриккьо. Благовещение. 1501 г.

Бернардино Пинтуриккьо. Благовещение. 1501 г.

Нидерландский художник XV века Ганс Мемлинг изобразил азербайджанские ковры сразу в нескольких своих произведениях. Символы в его картинах призваны подчеркнуть красоту и гармонию образов. Так в работе «Дева Мария с младенцем и ангелом» (1488-1490 гг.) под ногами Мадонны лежит азербайджанский ковер. Мемлинг находит подходящий рисунок и тон в коврах ширванской и карабахской школы. Другой его картиной, на которой мы находим азербайджанский ковер, является работа «Портрет молодого человека».

Ганс Мемлинг. Дева Мария с младенцем и ангелом. 1488-1490 гг.

Ганс Мемлинг. Дева Мария с младенцем и ангелом. 1488-1490 гг.

Ганс Мемлинг. Портрет молодого человека.

Ганс Мемлинг. Портрет молодого человека.

Азербайджанские ковры мы находим и на картинах немецкого художника Ганса Гольбейна «Послы» шестнадцатого века и картине венецианского художника пятнадцатого века Карло Кривелли «Благовещение со святым Эмидием» (1486 г.).

Ганс Гольбейн. Послы. 1533 г.

Ганс Гольбейн. Послы. 1533 г.

Карло Кривели. Благовещение со святым Эмидием. 1486 г.

Карло Кривели. Благовещение со святым Эмидием. 1486 г.

А также на картине итальянского художника Антонелло да Мессина — «Святой Себастьян». Ковры, которые вывесили проветрить на балюстраде мечтательные девицы, как нельзя лучше подчеркивают атмосферу беззаботности. Художник не случайно воссоздал узоры азербайджанских ковров в своей картине. Они – яркая деталь почти идеального города, где есть место всему, кроме милосердия к умирающему святому.

Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. 1476 г.

Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. 1476 г.

Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. Фрагмент.  1476 г.

Антонелло да Мессина. Святой Себастьян. Фрагмент. 1476 г.

Мы находим азербайджанские ковры на картине Доменико Мороне — «Рождение святого Фомы» и на фреске собора Санта Мария делла Скала в городе Сиене («Пестование и женитьба сирот») художника Доменико ди Бартоло.

Доменико Мороне. Рождение святого Фомы.

Доменико Мороне. Рождение святого Фомы.

Вполне естественно, что ковер частый мотив в изобразительном искусстве Азербайджана.

Аббас Хусейни. Азербайджанская семья.

Аббас Хусейни. Азербайджанская семья.

Композиция Уджала Ахвердиева.

Композиция Уджала Ахвердиева.

Современный азербайджанский художник Фаиг Ахмед на основе традиционного азербайджанского ковроткачества, создаёт необычные настенные украшения, глядя на которые создаётся впечатление, что они буквально тают и стекают со стены.

Ковер работы Фаига Ахмеда.

Ковер работы Фаига Ахмеда.

Ковер работы Фаига Ахмеда.

Ковер работы Фаига Ахмеда.

Ковер работы Фаига Ахмеда.

Ковер работы Фаига Ахмеда.

Молодой художник Эльчин Велиев специально для выставки «Азербайджанские ковры в искусстве» создал композицию на основе ковровых мотивов.

Эльчин Велиев. Композиция «Азербайджанские ковры в искусстве».

Эльчин Велиев. Композиция «Азербайджанские ковры в искусстве».

Произведения художника Вугара Мурадова также представляют национальный ковровый орнамент.

Картина Вугара Мурадова.

Картина Вугара Мурадова.

В 1967 году при Министерстве культуры Азербайджана был создан Государственный музей азербайджанского ковра и народно-прикладного искусства. Его первая экспозиция была открыта в 1972 году в Джума-мечети на территории древней крепости города Баку — Ичеришахар.

В 2008 году началось строительство современного здания Музея Ковра, и в августе 2014 года открылась его новая экспозиция. Новое здание музея построено в виде сложенного ковра. Архитекторы — Франс Янс и Валтер Мари.

Азербайджанский Музей Ковра в Баку.

Азербайджанский Музей Ковра в Баку.

Азербайджанский музей ковра обладает самой крупной в мире коллекцией ковров. Наиболее древними экспонатами музея являются подписанный автором хурджин (1827 год) с отлично сохранившимися красками, охотничий ковер XVII века тебризской школы, ковер «Хиля афшан» (XVIII век) бакинской школы, безворсовые ковры – килим, зили (XVIII век), знаменитые ковры XIX и XX веков.

Экспозиция Азербайджанского Музея Ковра в Баку.

Экспозиция Азербайджанского Музея Ковра в Баку.

Старинные азербайджанские ковры также экспонируются в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, Лувре в Париже, в Музее декоративного искусства в Париже, Топкапы в Стамбуле, музеях Виктории и Альберта в Лондоне, Музее текстиля в Вашингтоне, Музее Метрополитен в Нью-Йорке, Музее изящных искусств в Бостоне, Музее искусств в Филадельфии.

В ноябре 2010 года «Традиционное искусство тканья азербайджанских ковров в Азербайджане» было внесено в репрезентативный список ЮНЕСКО по нематериальному культурному наследию человечества.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.