АГАТА КРИСТИ

Агата Кристи (Agatha Christie) – литературный псевдоним английской писательницы Агаты Мэри Клариссы Миллер (Agatha Mary Clarissa Miller), по мужу Дамы Агаты Мэри Клариссы Маллоуэн (Agatha Mary Clarissa, Lady Mallowan).

аз3861В качестве псевдонима писательница использовала фамилию первого мужа.

Другой ее псевдоним — Мэри Уэстмакотт (Mary Westmacott).

Свобода стоит того, чтобы за неё бороться. Агата Кристи

Агата Миллер родилась в семье состоятельных переселенцев из США — биржевого брокера Фредерика Альвы Миллера и его жены Клары Боэмер, 15 сентября 1890 года на вилле Эшфилд в городе Торки, графства Девон.

Она была младшей дочерью в семье Миллеров (сестра Маргарет Фрэри Миллер и брат Луис Монтан «Монти» Миллер).

Агата Мэри Кларисса Миллер, в возрасте четырех лет, портрет кисти Дугласа Кона. 1894 г.

Агата Мэри Кларисса Миллер, в возрасте четырех лет, портрет кисти Дугласа Кона. 1894 г.

Впоследствии писательница будет описывать свое детство как «очень счастливое».

Детская фотография Агаты Кристи.

Детская фотография Агаты Кристи.

По настоянию матери она получила домашнее образование, в том числе, музыкальное научившись играть на пианино и мандолине.

Агата играет на мандолине и Агата с куклами Фиби и Розалинда. 1898 г.

Агата играет на мандолине и Агата с куклами Фиби и Розалинда. 1898 г.

В ноябре 1901 года умер ее отец, и по утверждению писательницы эта смерть положила конец ее детству.

В 1902 году она поступила в школу для девочек мисс Гайер в Торки.

Агата Миллер (в центре) в танцевальном классе в Торки.

Агата Миллер (в центре) в танцевальном классе в Торки.

А в 1905 году — была отправлена ​​в Париж для продолжения образования.

Вернувшись в 1910 году в Англию, она обнаружила, что ее мать больна. Вместе они перебираются в Египет, рассчитывая, что теплый климат Каира, поможет ее выздоровлению.

Три месяца спустя они вернулись в Англию. Именно в эти годы Агата Миллер написала свой ​​первый рассказ «Дом красоты», за которым последовал целый ряд произведений. Но издатели упорно отказывались печатать ее произведения.

В 1913 году она знакомится с Арчибальдом Кристи и у них завязывается роман. Но после начала Первой мировой войны он был отправлен на фронт во Францию.

Сама Агата Миллер во время Первой мировой войны работала медсестрой в госпитале и работала фармацевтом в аптеке.

В жизни все повторяется гораздо чаще, чем можно подумать. Море бесконечно более разнообразно. Агата Кристи.

В 1914 году в канун Рождества  она вышла замуж за полковника Арчибальда Кристи. В сентябре 1918 года ее муж был переведен на службу в Министерство авиации и уже не покидал Англию. После войны молодая пара поселилась северо — западе Лондона. У них родилась дочь — Розалинда.

В 1920 году наконец был опубликован первый детективный роман Агаты Кристи — «Таинственное происшествие в Стайлз». Его героем стал отставной бельгийский полицейский с большими «великолепными усами» и яйцевидной головой — Эркюль Пуаро.

Рукопись рискнули опубликовать лишь в седьмом по счету британском издательстве, в которое она обратилась, да и то при условии, что она изменит финал. Его опубликовали тиражом всего в две тысячи экземпляров. Гонорар составил двадцать пять фунтов стерлингов. Вскоре у неё появляется целая серия произведений, в которых действует Эркюль Пуаро.

Обложка первого романа Агаты Кристи «Таинственное происшествие в Стайлс». Написан в 1916 году

Обложка первого романа Агаты Кристи «Таинственное происшествие в Стайлс». Написан в 1916 году.

1926 год ознаменовался для Агаты Кристи сразу двумя неприятными событиями — умерла мать и муж признавшись в неверности, попросил развод.

В начале декабря 1926 года ее муж после ссоры уехал, чтобы провести выходные со своей любовницей Нэнси Нил. В тот же вечер, около 9:45 вечера, Агата Кристи исчезла из своего дома, оставив письмо своему секретарю, в котором утверждала, что направилась в Йоркшир. Её исчезновение вызвало громкий общественный резонанс, поскольку у писательницы уже появились поклонники. Одна из газет предложила вознаграждение в сто фунтов за любую информацию о ее местонахождении. Более тысячи полицейских, пятнадцать тысяч волонтеров и несколько самолетов прочесывали сельскую местность в поисках пропавшей писательницы. В течение одиннадцати дней о ее местонахождении ничего не было известно. Наконец был найден автомобиль, в салоне которого была обнаружена шуба Агаты Кристи. Но она сама была обнаружена лишь 14 декабря 1926 года в небольшом спа-отеле «Swan Hydropathic Hotel» в курортном городке Харрогейт, где зарегистрировалась под фамилией любовницы мужа — как Тереза Нил. Она никак не объяснила своё исчезновение, а два врача диагностировали у неё амнезию, вызванную травмой головы.

Никогда не возвращайтесь туда, где вы были счастливы. Пока вы не делаете этого, всё остаётся живым в вашей памяти. Если вы оказываетесь там снова, всё разрушается. Агата Кристи.

Впоследствии причины исчезновения Агаты Кристи проанализированы британским психологом Эндрю Норманом в его книге «Готовый портрет» («The Finished Portrait»), где он в частности, утверждал, что гипотеза травматической амнезии не выдерживает никакой критики, поскольку поведение Агаты Кристи свидетельствовало об обратном: она зарегистрировалась в отеле под фамилией возлюбленной мужа, время проводила за игрой на фортепиано, спа-процедурами и посещением библиотеки. Тем не менее, изучив все свидетельства Норман пришёл к выводу, что имела место диссоциативная фуга, вызванная тяжелым психическим расстройством.

По другой версии, исчезновение было задумано ей специально, чтобы отомстить мужу, которого полиция неизбежно заподозрила бы в убийстве писательницы.

В своем романе «Незаконченный портрет», опубликованном в 1934 году под псевдонимом Мэри Уэстмакотт, Агата Кристи описывает события, похожие на её собственное исчезновение. Впрочем, в своей «Автобиографии» она предпочла об этих событиях не упоминать вовсе.

Наконец в 1928 году состоялся развод. Она сохранила опеку над дочерью и фамилию мужа в качестве литературного псевдонима.

Агата Кристи. Конец 1920-х гг.

Агата Кристи. Конец 1920-х гг.

В 1930 году, путешествуя по Ираку, Агата Кристи познакомилась на раскопках в Уре со своим будущим супругом - археологом Максом Маллоуэном. Он был моложе её на пятнадцать лет. С тех пор она периодически проводила несколько месяцев в году в Сирии и Ираке в экспедициях вместе с ним. Этот период её жизни нашёл отражение в автобиографическом романе «Расскажи, как ты живешь». Их брак был счастливым и продлился до смерти писательницы.

Агата Маллоуэн. 1930-е гг.

Агата Маллоуэн. 1930-е гг.

Во время Второй мировой войны, Агата Кристи работала в аптеке в «University College Hospital» в Лондоне. К слову именно здесь она приобрела знания о ядах, которые впоследствии использовала в своих послевоенных романах.

 Жажда творчества может проявиться в любой сфере: будь то вышивка, приготовление изысканных блюд, живопись, сочинение музыки или стремление писать рассказы и романы. Агата Кристи.

В 1955 году «Гильдия детективных писателей Америки» («Mystery Writers of America» присвоила Агате Кристи титул «Грандмастера». В том же году ассоциацией «Детективных писателей Америки» за книгу «Свидетель обвинения» удостоил ее «Премии Эдгара Аллана По» («Edgar Allan Poe Awards»).

В 1956 году она была награждена орденом Британской Империи.

А в 1958 году — возглавила английский «Детективный клуб».

В 1965 году Агата Кристи опубликовала свою «Автобиографию». Она заканчивалась словами: «Спасибо тебе, Господи, за мою хорошую жизнь и за всю ту любовь, которая была мне дарована».

В 1971 году за достижения в области литературы писательница была удостоена звания Дама-Командор (Dame Commander) ордена Британской Империи, обладательницы которого также приобретают дворянский титул «дама», употребляющийся перед именем.

В период с 1971 по 1974 годы здоровье Агаты Кристи стало ухудшаться, но несмотря на это, она продолжала писать. Впоследствии специалисты Университета в Торонто, исследовав манеру ее письма в эти годы выдвинули предположение, что она страдала болезнью Альцгеймера.

Агата Кристи и ее муж Макс Мэллоуэн. 1974 г.

Агата Кристи и ее муж Макс Мэллоуэн. 1974 г.

В 1975 году, когда она совсем ослабела, Кристи передала все права на свою самую успешную пьесу «Мышеловка» своему внуку.

Ложь открывает тому, кто умеет слушать, не меньше, чем правда. А иногда даже больше! Агата Кристи.

Агата Маллоуэн автор более шестидесяти детективных романов, шести психологических романов и девятнадцати сборников рассказов.

аз3870Она издала под именем Агаты Кристи следующие детективные романы и сборники рассказов: «Загадочное происшествие в Стайлзе» («Mysterious Affair at Styles», 1920 г.), «Таинственный противник» («Secret Adversary», 1922 г.), «Убийство на поле для гольфа» («Murder on the Links», 1923 г.), «Человек в коричневом костюме» («Man in the Brown Suit», 1924 г.), «Пуаро ведёт следствие» («Poirot Investigates», сборник рассказов, 1924 г.), «Тайна замка Чимниз» («Secret of Chimneys», 1925 г.), «Убийство Роджера Экройда» («Murder of Roger Ackroyd», 1926 г.), «Большая четвёрка» («Big Four», 1927 г.), «Тайна «Голубого поезда» («Mystery of the Blue Train», 1928 г.), «Партнёры по преступлению» («Partners in Crime», сборник рассказов, 1929 г.), «Тайна семи циферблатов» («Seven Dials Mystery», 1929 г.), « Убийство в доме викария» («Murder at the Vicarage», 1930 г.), «Таинственный мистер Кин» («Mysterious Mr. Quin», сборник рассказов, 1930 г.), «Загадка Ситтафорда» («Sittaford Mystery», 1931 г.), «Загадка Эндхауза» («Peril at End House», 1932 г.), «Гончая смерти» («Hound of Death», сборник рассказов, 1933 г.), «Смерть лорда Эджвера» («Lord Edgware Dies», 1933 г.), «Тринадцать загадочных случаев» («Thirteen Problems», сборник рассказов, 1933 г.), «Убийство в «Восточном экспрессе» («Murder on the Orient Express», 1934 г.), «Расследует Паркер Пайн» («Parker Pyne Investigates», сборник рассказов, 1934 г.), «Загадка Листердейла» («Listerdale Mystery», сборник рассказов, 1934 г.), «Трагедия в трёх актах» («Three Act Tragedy», 1935 г.), «Почему не Эванс?» («Why Didn’t They Ask Evans?», 1935 г.), «Смерть в облаках» («Death in the Clouds», 1935 г.), «Убийства по алфавиту» («A.B.C. Murders», 1936 г.), «Убийство в Месопотамии» («Murder in Mesopotamia», 1936 г.), «Карты на стол» («Cards on the Table», 1936 г.), «Безмолвный свидетель» («Dumb Witness», 1937 г.), «Смерть на Ниле» («Death on the Nile», 1937 г.), «Убийство в проходном дворе» («Murder in the Mews», сборник, 1937 г.), «Свидание со смертью» («Appointment with Death», 1938 г.), «Десять негритят» («Ten Little Niggers», 1939 г.), « Убить легко» («Murder is Easy», 1939 г.), « Рождество Эркюля Пуаро» («Hercule Poirot’s Christmas», 1939 г.), « Тайна регаты и другие рассказы» («Regatta Mystery and Other Stories», сборник рассккзов, 1939 г.), «Печальный кипарис» («Sad Cypress», 1940 г.), «Зло под солнцем» («Evil Under the Sun», 1941 г.), «Н или М?» («N or M?», 1941 г.), «Раз, два — пряжку застегни» («One, Two, Buckle My Shoe», 1941 г.), « Труп в библиотеке» («Body in the Library», 1942 г.), « Пять поросят» («Five Little Pigs», 1942 г.), « Одним пальцем» («Moving Finger», 1942 г.), «Час ноль» («Towards Zero», 1944 г.), «Сверкающий цианид» («Sparkling Cyanide», 1944 г.), «Смерть приходит в конце» («Death Comes as the End», 1945 г.), «Лощина» («Hollow», 1946 г.), «Подвиги Геракла» («Labours of Hercules», сборник рассказов, 1947 г.), «Берег удачи» («Taken at the Flood», 1948 г.), «Свидетель обвинения» («Witness for the Prosecution and Other Stories», сборник рассказов, 1948 г.), «Скрюченный домишко» («Crooked House», 1949 г.), «Объявлено убийство» («Murder is Announced», 1950 г.), «Три слепых мышонка и другие рассказы» («Three Blind Mice and Other Stories», сборник рассказов, 1950 г.), «Багдадские встречи» («They Came to Baghdad», 1951 г.), «Миссис Макгинти с жизнью рассталась» («Mrs McGinty’s Dead», 1952 г.), «С помощью зеркал» («They Do It with Mirrors», 1952 г.), «Карман, полный ржи» («Pocket Full of Rye», 1953 г.), «После похорон» («After the Funeral», 1953 г.), «Хикори Дикори Док» («Hickory Dickory Dock», 1955 г.), «Место назначения неизвестно» («Destination Unknown», 1955 г.), «Глупость мертвеца» («Dead Man’s Folly», 1956 г.), «В 4.50 из Паддингтона» («4.50 from Paddington», 1957 г.), «Испытание невинностью» («Ordeal by Innocence», 1957 г.), «Кошка среди голубей» («Cat Among the Pigeons», 1959 г.), « Приключение рождественского пудинга» («Adventure of the Christmas Pudding», сборник рассказов, 1960 г.), «Вилла «Белый Конь» («Pale Horse», 1961 г.), «Двойной грех и другие рассказы» («Double Sin and Other Stories», сборник рассказов, 1961 г.), «И, треснув, зеркало звенит…» («Mirror Crack’d from Side to Side», 1962 г.), «Часы» («Clocks», 1963 г.), « Карибская тайна» («Caribbean Mystery», 1964 г.), «Отель «Бертрам» («At Bertram’s Hotel», 1965 г.), « Третья девушка» («Third Girl», 1966 г.), «Бесконечная ночь» («Endless Night», 1967 г.), «Щёлкни пальцем только раз» («By the Pricking of My Thumbs», 1968 г.), «Вечеринка в Хэллоуин» («Hallowe’en Party», 1969 г.), «Пассажир из Франкфурта» («Passenger to Frankfurt», 1970 г.), «Немезида» («Nemesis», 1971 г.), «Золотой мяч и другие рассказы» («Golden Ball and Other Stories», сборник рассказов, 1971 г.), «Слоны могут помнить» («Elephants Can Remember», 1972 г.), «Врата судьбы» («Postern of Fate», 1973 г.), «Ранние дела Пуаро» («Poirot’s Early Cases», сборник рассказов, 1974 г.), «Занавес» («Curtain», 1975 г.), «Спящее убийство» («Sleeping Murder», 1976 г.), «Последние дела мисс Марпл» («Miss Marple’s Final Cases and Two Other Stories», сборник рассказов, 1979 г.), «Хлопоты в Польенсе и другие истории» («Problem at Pollensa Bay and Other Stories», сборник рассказов, 1991 г.), «Чайный сервиз «Арлекин» («The Harlequin Tea Set», сборник рассказов, 1997 г.), «Доколе длится свет и другие рассказы» («While the Light Lasts and Other Stories», сборник рассказов, 1997 г.).

аз3871Особо следует отметить, что некоторые рассказы Агаты Кристи включались одновременно в разные сборники.

Агата Кристи также зарекомендовала себя как успешный драматург. В лондонских театрах были поставлены  шестнадцать ее пьес.

Сцена из спектакля «И никого не стало». Уимблдон. 1943 г.

Сцена из спектакля «И никого не стало». Уимблдон. 1943 г.

Ей принадлежат такие пьесы как: «Алиби» («Alibi», основана на романе «Убийство Роджера Экройда», 1928 г.), «Чёрный кофе» («Black Coffee», 1930 г.), «Чимниз» («Chimneys», 1931 г.), «Любовь от незнакомца» («Love from a Stranger», 1936 г.), «Дочь есть дочь» («Daughter’s a Daughter», 1937 г.), «Загадка Эндхауза» («Peril at End House», 1940 г.), «И никого не стало» («And Then There Were None», 1943 г.), «Свидание со смертью» («Appointment with Death», основана на романе «Встреча со смертью», 1945 г.), «Смерть на Ниле» («Murder on the Nile», 1946 г.), «Убийство в доме викария» («Murder at the Vicarage», !949 г.), «Лощина» («Hollow», 1951 г.), «Мышеловка» («Mousetrap», 1952 г.), «Свидетель обвинения» («Witness for the Prosecution», 1953 г.), «Паутина» («Spider’s Web», 1954 г.), «По направлению к нулю» («Towards Zero», 1956 г.), «Вердикт» («Verdict», 1958 г.), «Неожиданный гость» («Unexpected Guest», 1958 г.), « Назад к убийству» («Go Back for Murder», 1960 г.), « Правило трёх» («Rule of Three», 1962 г.), «Тройка скрипачей» («Fiddler’s Three», последняя пьеса Агаты Кристи, 1972 г.), «Эхнатон» («Aknaton», написана в 1937 году, опубликованна в 1973 г.), «Объявлено убийство» (Murder is Announced», написана в 1937 году, опубликованна в 1977 г.), «Карты на столе» («Cards on the Table», написана в 1937 году, опубликованна в 1981 г.), «Убивать легко» («Murder is Easy», написана в 1937 году, опубликованна в 1993 г.).

Молодым кажется, что старики глупы, но старики-то знают, что молодые — дурачки! Агата Кристи.

А пьесе Агаты Кристи «Мышеловка» впервые поставленой в 1952 году принадлежит рекорд по максимальному числу театральных постановок произведения. На десятилетнем юбилее пьесы в «Театре Амбассадор» в Лондоне, в интервью телекомпании «ITN», Агата Кристи призналась, что не считает пьесу лучшей для постановки в Лондоне, но публике нравится, и она сама ходила на спектакль несколько раз в год.

Сцена из спектакля «Мышеловка» Театр Амбассадор. 1952 г.

Сцена из спектакля «Мышеловка» Театр Амбассадор. 1952 г.

Творчество Агаты Кристи весьма полюбилось английскому радио и радиослушателям были представлен ряд радиоспектаклей по ее произведениям: «Жёлтые ирисы» («Yellow Iris», 1937 г.), «Мышеловка» («Mousetrap», 1947 г.), «Масло на роскошной тарелке» («Butter in a Lordly Dish», 1948 г.), «Личный звонок» («Personal Call», 1960 г.).

аз3874Под псевдонимом Мэри Уэстмакотт Агата Кристи опубликовала следующие произведения: «Хлеб исполина» («Giant’s Bread», 1930 г.), «Незаконченный портрет» («Unfinished Portrait», 1934 г.), «Пропавшая весной» («Absent in the Spring», 1944 г.), «Роза и тис» («Rose and the Yew Tree», 1948 г.), «Дочь есть дочь» («Daughter’s a Daughter», 1952 г.), «Ноша» («Burden», 1956 г.).

аз3875Совместно с Г. К. Честертоном, Дороти Сэйерс и другими членами Детективного Клуба ею был написан роман «Последнее плавание адмирала» («Floating Admiral»).

Мне всегда было непонятно, почему худшие из мужчин вызывают интерес у лучших женщин. Агата Кристи.

Пожалуй, самые известные из созданных Агатой Кристи персонажей – Эркюль Пуаро и мисс Марпл.

Детектив Эркюль Пуаро появлялся в тридцати трех романах и пятидесяти четырех рассказах и одной пьесе писательницы. Он бельгийский эмигрант и бывший полицейский, обладатель весьма необычной внешности — небольшого роста, с яйцеобразной головой, чёрными волосами, которые с возрастом он начинает красить, «кошачьими глазами», строго ухоженными одеждой и усами, являющимися предметом его гордости.

аз3877

Однако его манера одеваться с годами выглядит устаревшей.

Что и не удивительно, поскольку уже в первом романе Пуаро был пожилым человеком и прожил после того ещё десятилетия. Сама Агата Кристи ни разу ни в произведениях, ни в комментариях не высказывала никаких намеков на точный возраст или дату его рождения. А поскольку события романов Агаты Кристи, как правило, происходят в то же время, в которое они были написаны, получилось, что Пуаро формально прожил более ста лет.

аз3876В его доме царит идеальный порядок, и все стоит на своих местах. Его одежда всегда чиста, на нём нет ни единой пылинки. Эта почти маниакальная страсть к порядку помогает ему и в раскрытии преступлений. Пуаро очень пунктуален, носит с собой карманные часы и всегда придерживается строго определённого баланса в банковском счёте - 444 фунта 4 шиллинга 4 пенса.

Пуаро не отличается скромностью и открыто называет себя великим человеком. Расследование он старается завершить драматическим финалом, нередко даже с театральными элементами. Вместе с тем раскрывая в процессе расследования семейные драмы и любовные тайны, даже некоторые незначительные преступления, он делает их достоянием общественности только по крайней необходимости.

Пуаро хорошо владеет английским языком, но иногда говорит с сильным акцентом, забывая отдельные английские слова.

Альберт Финни в роли Эркюля Пуаро в фильме «Убийство в Восточном экспрессе».

Альберт Финни в роли Эркюля Пуаро в фильме «Убийство в Восточном экспрессе».

Некоторое время Пуаро работал как частный детектив и держал своё детективное агентство, где работала мисс Лемон. Последние дела Пуаро, в описании которых фигурирует детективное агентство, опубликованы в сборнике «Подвиги Геракла». В последующих произведениях детективное агентство не упоминается.

Пуаро увязывает все факты, какими бы незначительными они ни казались, в единую картину. Он весьма наблюдателен и способен запоминать мельчайшие детали показаний свидетелей. Именно эти детали приводят его к правильному решению задачи. Пуаро также большой любитель психологических экспериментов. «Роль детектива — разгадать преступление методом логической дедукции, правильно восстановить цепь событий, увязав их с уликами. Но превыше всего — понять психологию преступника» — утверждает он.

Питер Устинов в роли Эркюля Пуаро.

Питер Устинов в роли Эркюля Пуаро.

Ещё в 1930 году Агата Кристи назвала Пуаро «невыносимым», а в 1960 «мерзким, напыщенным, утомительным, эгоцентричным, малоподвижным». Но читатели любили его, и Кристи не покидала персонаж, считая это своей обязанностью перед ними.

Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро.

Дэвид Суше в роли Эркюля Пуаро.

Пуаро умирает только в романе «Занавес», опубликованном в 1975 году. Пуаро единственный вымышленный персонаж некролог которого был опубликован в «The New York Times»: «6 августа 1975. Умер Эркюль Пуаро, известный бельгийский детектив».

Просто я убеждён, что события приходят к людям, а не люди к событиям. Почему у некоторых людей жизнь захватывающе интересна, а у других скучна? Из-а их окружения? Ничего подобного. Один человек может отправиться на край света и с ним ничего не случится. Другой же человек жовёт в лондонском районе Белхем и каждый день ефет в сити, но с ним то и дело что-то случается. Иных людей так и тянет к крушениям — даже если они плывут в лодке по искусственному озеру, с ними что-то может случиться. Вот так же и людям типа вашего Эркюля Пуаро нет надобности искать преступления, они приходят к нему сами. Агата Кристи.

Другой широко известный персонаж Агаты Кристи — Джейн Марпл, более известная как просто мисс Марпл, впервые появилась в рассказе «Тринадцать загадочных случаев», который был опубликован в журнале «The Royal Magazine» в декабре 1927 года.

Джейн Марпл. Иллюстрация Гилберта Уилкинсона. «The Royal Magazine». Декабрь 1927 г.

Джейн Марпл. Иллюстрация Гилберта Уилкинсона. «The Royal Magazine». Декабрь 1927 г.

А в 1930 году впервые становится главной героиней в романе «Убийство в доме викария».

В 1940 году Агата Кристи написала роман «Забытое убийство», последний из серии о «Мисс Марпл», но не стала его публиковать, дабы не расстраивать читателей, ждавших новых приключений старушки. Роман был опубликован лишь в 1976 году, спустя некоторое время после смерти самой Кристи. В период с 1942 по 1971 годы вышло ещё десять романов, в которых главной героиней была мисс Марпл. Также она героиня сборника рассказов «Последние дела мисс Марпл».

Маргарет Рутерфорд в роли Джейн Марпл.

Маргарет Рутерфорд в роли Джейн Марпл.

 Прообразом мисс Марпл стала бабушка Агаты Кристи, которая, по словам писательницы, «была беззлобным человеком, но всегда ожидала самого худшего от всех и вся, и с пугающей регулярностью её ожидания оправдывались».

Когда мисс Марпл родилась, ей было уже под семьдесят, что, как и в случае с Пуаро, оказалось неудобным, ибо ей предстояло еще долго жить вместе со мной. Если бы я обладала даром предвидения, я бы в самом начале придумала не по годам смышленого мальчика-детектива, который взрослел и старел бы вместе со мной. Агата Кристи.

Мисс Марпл старая дева, детектив-любитель, живущая в небольшой английской деревне Сэнт-Мэри-Мид. Её основные занятия — вязание для многочисленных внучатых племянников, уход за растениями в небольшом садике и различные общественные поручения, которые она выполняет часто и с охотой. Она хорошо разбирается в цветах и садоводстве. Весьма любопытна и всегда в курсе всех событий, слухов и сплетен.

Мисс Марпл выглядит непрезентабельно, её речь нередко может показаться несвязной и путанной, склонна в своих объяснениях перескакивать с одного на другое, но при этом у нее острый аналитический ум. Она не страдает сантиментами и подозревает всех, независимо от репутации, общественного положения и личных симпатий в полной уверенности, что любой человек может совершить преступление — дело лишь за обстоятельствами, которые подтолкнут его к этому.

Джоан Хиксон в роли Джейн Марпл.

Джоан Хиксон в роли Джейн Марпл.

Богатый жизненный опыт позволяет ей обращать внимание на детали, которые часто ускользают от профессиональных детективов. Кроме того внешность и манеры поведения приятной в общении старушки-сплетницы дают ей возможность, не вызывая подозрений, разговаривать с людьми на самые разные темы, расспрашивать их о личной и семейной жизни, родственниках, денежных делах, просить показать семейный альбом, задавать множество нескромных вопросов и получать на них ответы.

Впрочем, полиция относится к её присутствию на месте преступления неодобрительно, хотя некоторые полицейские чины, встречавшиеся со старушкой раньше, проникаются к ней уважением и советуются по ходу расследования дела.

Джулия Маккензи в роли Джейн Марпл.

Джулия Маккензи в роли Джейн Марпл.

По словам внука писательницы, Мэтью Причарда, из всех придуманных ею героев Кристи больше нравилась мисс Марпл — «старая, умная, традиционная английская леди».

Тот факт, что будильник не прозвенел, изменил уже много человеческих судеб. Агата Кристи.

Но этими двумя персонажами не исчерпывается список «детективов» Агаты Кристи. В ее произведениях также действуют:

- Агент Британской разведки Полковник Рейс, который появляется в четырёх романах Агаты Кристи. Он сотрудник отдела шпионажа MI5 и ездит по миру в поисках международных преступников. Впервые Рейс появляется в романе «Человек в коричневом костюме», шпионском детективе, события которого разворачиваются в Южной Африке. Он также появляется в двух романах об Эркюле Пуаро «Карты на стол» и «Смерть на Ниле», где помогает Пуаро в его расследовании. В последний раз он появляется в романе 1944 года «Сверкающий цианид», где расследует убийство своего старого друга. В этом романе Рейс уже достиг преклонного возраста.

Дэвид Нивен в роли Полковника Рейса.

Дэвид Нивен в роли Полковника Рейса.

- Паркер Пайн герой двенадцати рассказов, вошедших в сборник «Расследует Паркер Пайн», а также частично в сборники «Тайна Регаты и другие рассказы» и «Хлопоты в Польенсе и другие истории».

аз3891- Молодая семейная пара детективов-любителей Томми и Таппенс Бересфорды (полные имена Томас Бересфорд и Пруденс Каули»  впервые появилась в романе «Таинственный противник» 1922 года. В 1929 году — в сборнике рассказов «Партнёры по преступлению», в 1941 году в «Н или М?», в 1968 году в «Щёлкни пальцем только раз», и в последний раз в романе «Врата судьбы» 1973 года. В отличие от остальных сыщиков Агаты Кристи, Томми и Таппенс стареют вместе с реальным миром и с каждым последующим романом. К последнему роману, где они появляются, им под семьдесят.

Томми и Таппенс Бересфорд. Иллюстрация Артура Ферье. «The Grand Magazine». Декабрь 1923 г.

Томми и Таппенс Бересфорд. Иллюстрация Артура Ферье. «The Grand Magazine». Декабрь 1923 г.

- Сотрудник Скотланд-Ярда Суперинтендант Баттл — герой пяти романов Агаты Кристи.

Детективы хороши тем, что при работе над ними предоставляется богатый выбор: можно написать триллер, что довольно-таки легко и приятно, можно детективный роман с изощрённым сюжетом. Это сложнее, такой роман требует тщательной проработки наимельчайших подробностей, но полностью искупает затраченные усилия. А можете выбрать то, что я привыкла называть детективным романом с драматической подоплёкой, где, как правило, вашей задачей становится защита невиновных. Агата Кристи.

Cтиль Агаты Кристи нейтрален, характеристики скупы, описания сведены до минимума. Ее романы полностью подчинены интриге и носят отчётливо игровой характер. И персонажи, и их взаимоотношения, и вся атмосфера служат лишь фоном или связующими звеньями для развития интриги.

Для романов Агаты Кристи  характерны простая формула сюжета, замкнутость действия, ограниченный круг подозреваемых лиц и рационально сконструированная фабула. Тематика ее творчества вписывается в каноны классического детектива. Как правило, центральной темой многих романов Кристи является убийство как факт, подчас даже несколько убийств, как, например, в романе «Десять негритят».

Время в романах писательницы подчас не имеет четких границ. Так, оно может ограничиваться одним днем («Убийство по алфавиту»), даже несколькими часами или растягиваться на долгие месяцы. А во многих романах Агаты Кристи счет времени и вовсе потерян – временные рамки отсутствуют, и невозможно определить ни его начальную точку отсчета, ни финальную. Место действия, как правило, не локализовано и вариативно и может представлять собой как замкнутое, так и открытое пространство.

аз3859Для Агаты Кристи характерна опора на традицию английской литературы, в первую очередь готического романа (таинственные события, таинственные персонажи). Ее романы буквально пронизаны тайнами, разгадка которых происходит лишь в самом конце.

Особое место в романах Агаты Кристи занимают неодушевленные предметы, нередко выступающие в качестве деталей, через которые открываются особенности окружающего мира. Так изобилует ими роман «Десять негритят»: фарфоровые фигурки негритят, таинственным образом исчезающие со стола в гостиной, часы с медведем, которыми был убит Блор, и водоросли в комнате Веры.

Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное. Агата Кристи.

Начиная с 1940 года, названия ее произведений нередко представляют собой цитаты из литературных произведений, в частности:

- названия четырех романов заимствованы у Шекспира (««Печальный кипарис»» — из комедии «Двенадцатая ночь», «Щёлкни пальцем только раз» — из трагедии «Макбет», «Отлив в море» — из трагедии «Юлий Цезарь», «Пропавшая весной» — из Сонета 98), а, кроме того, название ее наиболее известной пьесы «Мышеловка» явно намекает на соответствующую сцену из «Гамлета»;

- название трех романов заимствованы их Библии («Зло под солнцем» — из «Екклесиаста», «Бремя» — из «Евангелия от Матфея», «Белый конь» — из «Откровения святого Иоанна»);

Еще шесть пять названий заимствованы: из стихов Теннисона — «И, треснув, зеркало звенит…», из «Рубаи Омара Хайяма» в переводе Эдварда Фитцджеральда – «Одним пальцем», из стихов Томаса Элиота — «Роза и тис», из стихотворения Джеймса Флеккера «Ворота Дамаска» — «Врата судьбы», из поэмы «Изречения невинности» Уильяма Блэйка – «Бесконечная Ночь».

И, наконец, семь произведений построены вокруг слов из известных детских стихов: «Десять негритят», «Раз, два, пряжка держится едва…», «Пять поросят», «Скрюченный домишко», «Карман, полный ржи», «Хикори Дикори Док», и «Три слепых мышонка». А роман «Миссис Макгинти с жизнью рассталась» назван в честь детской игры.

Следует отметить, что различные песенки, считалки, детские стишки вообще являются весьма важным элементом в детективных романах Агаты Кристи. Берущие истоки в готическом жанре (различные легенды, поверия, шифрованные семейные тайны), они выполняют функцию предопределения как например детская песенка в романе «Десять негритят»:

Десять негритят отправились обедать,

Один поперхнулся, их осталось девять.

Девять негритят, поев, клевали носом,

Один не смог проснуться, их осталось восемь.

Восемь негритят в Девон ушли потом,

Один не возвратился, остались всемером.

Семь негритят дрова рубили вместе,

Зарубил один себя – и осталось шесть их.

Шесть негритят пошли на пасеку гулять,

Одного ужалил шмель, их осталось пять.

Пять негритят судейство учинили,

Засудили одного, осталось их четыре.

Четыре негритенка пошли купаться в море,

Один попался на приманку, их осталось трое.

Трое негритят в зверинце оказались,

Одного схватил медведь, и вдвоем остались.

Двое негритят легли на солнцепеке,

Один сгорел – и вот один, несчастный, одинокий.

Последний негритенок поглядел устало,

Он пошел повесился, и никого не стало.

Но, помимо предопределения, в ней заложено еще и игровое начало как неверие в ужасное, которое может случиться.

Характерно, что она ни разу не сделала темой своих романов преступления сексуального характера, в её произведениях практически нет сцен насилия, луж крови и грубости. «Детектив был рассказом с моралью. Как и все, кто писал и читал эти книги, я была против преступника и за невинную жертву. Никому в голову прийти не могло, что наступит время, когда детективы будут читаться из-за описываемых в них сцен насилия, ради получения садистского удовольствия от жестокости ради жестокости» — писала Агата Кристи.

Разговоры изобретены для того, чтобы мешать людям думать. Агата Кристи.

Последней изданной при жизни книгой Агаты Кристи был роман «Занавес» повествовавший о расследовании Эркюля Пуаро. В этом романе, разгадав очередное убийство, он погибает.

Отныне я живу в долг. Жду в прихожей вызова, который неминуемо последует, после чего я перейду куда-то еще. Я готова к встрече со смертью… Я всегда обожала эскимо. Однажды для дорогой старушки будет приготовлено изысканное холодное блюдо, и она уйдет по ледяной дороге - и больше не вернется. Агата Кристи.

А 12 января 1976 года Агата Мэри Кларисса Маллоуэн после короткой простуды скончалась у себя дома в городе Уоллингфорд (Оксфордшир).

 Она была похоронена в деревне Чолси.

Надгробный камень на могиле Агаты Кристи.

Надгробный камень на могиле Агаты Кристи.

Ее «Автобиография» и сборник «Последние расследования мисс Марпл» были опубликованы уже после смерти.

Еще при жизни Агата Кристи создала компанию «Agatha Christie Limited», которой принадлежали авторские права на ее произведения. В 1968 году она продала 51% акций «Agatha Christie Limited» компании «Booker Author’s Division» (дочерней компании британского концерна пищевой промышленности и транспорта «Booker McConnell» (ныне «Booker Group»), которая впоследствии увеличила свою долю до 64%. «Agatha Christie Limited» сохранила за собой права лишь на часть ее произведений. После смерти Кристи в 1976 году, оставшиеся 36% акций компании были унаследованы ее дочерью Розалиндой Хикс. В 1993 году Розалинда Хикс основала «Общество Агата Кристи» и стала его первым президентом. После ее смерти владение компанией «Agatha Christie Limited»  перешло к внуку Агаты Кристи, Мэтью Причарду.

В 1998 году «Booker Group» продал принадлежащие ему акции «Agatha Christie Limited» за десять миллионов фунтов стерлингов компании «Chorion Limited». Та в феврале 2012 года в свою очередь перепродала их американскому предпринимателю Роберту Л. Джонсону. То есть, попросту говоря, авторские права на большую часть произведений Агаты Кристи перекупили международные спекулянты.

Агата Кристи один из самых известных в мире авторов детективной прозы и один из самых публикуемых писателей за всю историю человечества. Ее книги изданы тиражом свыше четырех миллиардов экземпляров и переведены на более чем сто языков мира, уступая по этим показателям лишь Библии и произведениям Шекспира. «Книга рекордов Гиннеса» утверждает, что она самый продаваемый романист всех времен и всех народов.

аз3860В 2013 году «Ассоциация писателей-криминалистов» («Crime Writers’ Association» признала роман Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда»  лучшим детективным романом за всю историю ее существования.

Неопровержимая логика характерна для маньяка. Агата Кристи.

Писательница была настолько популярным медийным персонажем, что после ее смерти о ней был снят целый ряд кинофильмов.

Фильм 1979 года «Агата» режиссера Майкла Эптеда это попытка представить, что могло произойти с писательницей в 1926 году, когда она исчезла на одиннадцать дней. Знаменитая писательница отправляется на курорт, куда её сопровождает американский журналист. Роль Агаты Кристи в этой картине исполнила актриса Ванесса Редгрейв.

Ванесса Редгрейв в роли Агаты Кристи. Кадр из фильма «Агата». 1979 г.

Ванесса Редгрейв в роли Агаты Кристи. Кадр из фильма «Агата». 1979 г.

В четвёртом сезоне британского телесериала «Доктор Кто» Доктор и его спутница Донна встречаются с Агатой Кристи в день её исчезновения. Серия повествует о событиях, произошедших с Агатой в эти дни. Доктор и Донна наводят её на мысли о создании Мисс Марпл и книги «Смерть в облаках».

Во втором сезоне испанского телесериала «Гранд отель» одна из главных героинь Алисия Аларкон знакомится с молодой девушкой Агатой Мэри Кларисса Миллер которая увлекается написанием детективов.

Вышел также ряд документальных телефильмов и телесериалов, в которых присутствуют материалы об Агате Кристи и эпизоды с ее участием: «Код Агаты Кристи» («The Agatha Christie Code», 2005 г.), «Перспективы» («Perspectives», 2011 г.), «Азбука преступления» («The A to Z of Crime», 2011 г.).

Больничных сестер ничем нельзя удивить, разве только выздоровлением. Агата Кристи.

Еще при жизни Агаты Кристи были осуществлены многочисленные экранизации ее произведений. Смерть писательницы не только не остановила этот процесс, но и, пожалуй, даже усилила его.

Кадр из фильма «The Passing of Mr. Quin». 1928 г.

Кадр из фильма «The Passing of Mr. Quin». 1928 г.

По произведениям Агаты Кристи были сняты кино и телефильмы: «The Passing of Mr. Quin» (режиссер Джулиус Хэйген, 1928 г.), «Die Abenteurer G.m.b.H.» (1929 г.), «Алиби» («Alibi», режиссер Лесли Хискотт, 1931 г.), «Чёрный кофе» («Black Coffee», режиссер Лесли Хискотт, 1931 г.), «Лакированная шкатулка» («Le coffret de laque», режиссер Жан Кэмм, 1932 г.), «Смерть Лорда Эджвера» («Lord Edgeware Dies», режиссер Генри Эдвардс, 1934 г.), «Коттедж Соловей» («Love From a Stranger», 1937 г.), «Любовь незнакомца» («Love from a Stranger», режиссер Роулэнд В. Ли, 1937 г.), «Love from a Stranger» (телефильм, 1938 г.), «И не осталось никого» («And Then There Were None», режиссёр Рене Клер, 1945 г.), «Любовь незнакомца» («Love from a Stranger», режиссер Ричард Хорф, 1947 г.), .), «Любовь незнакомца» («Love from a Stranger», телефильм, 1947 г.), «Свидетель обвинения» («Witness for the Prosecution», режиссер Джон Глин-Джонс, телефильм, 1949 г.), «Десять негритят» («Ten Little Niggers», телефильм, 1949 г.), «Паутина» («Spider’s Web», телефильм, режиссер Уоллес Дуглас, 1955 г.), «Musefælden» (телефильм, режиссер Свен Лоренц, 1955 г.), «Свидетель обвинения» («Witness for the Prosecution», режиссер Билли Уайлдер, 1957 г.), «Десять негритят» («Ten Little Indians», телефильм, режиссер Пол Богарт, 1959 г.), «Паутина» («The Spider’s Web», режиссер Годфри Грэйсон, 1960 г.), «В 16-50 из Паддингтона» («Murder, She Said», режиссер Джордж Поллок, мисс Марпл — Маргарет Резерфорд, 1962 г.), «После похорон» («Murder at the Gallop», режиссер Джордж Поллок, мисс Марпл — Маргарет Резерфорд, 1963 г.), «Самое глупое убийство» («Murder Most Foul», режиссер Джордж Поллок, мисс Марпл — Маргарет Резерфорд, 1964 г.), «Эй, убийство!» («Murder Ahoy!», режиссер Джордж Поллок, мисс Марпл — Маргарет Резерфорд, 1964 г.), «Мистерия» («Gumnaam», режиссер Раджа Навате, 1965 г.), «Десять негритят» («Ten Little Indians, режиссер Джордж Поллок, 1965 г.), «Убийства по алфавиту» («Alphabet Murders», режиссер Фрэнк Тэшлин, Эркюль Пуаро — Тони Рэндолл, 1965 г.), «Стук незнакомца» («Ein Fremder klopft an», телефильм, режиссер Курт Фрю, 1967 г.), «Десять негритят» («Zehn kleine Negerlein», телефильм, режиссер Ганс Квест, 1969 г.), «Убийство в доме викария» («Mord im Pfarrhaus», телефильм, режиссер Ганс Квест, мисс Марпл — Инге Ланген, 1970 г.), «Бесконечная ночь» («Endless Night», режиссер Сидни Джиллиат, 1972 г.), «Туман» («Dhund», режиссер Б. Р. Чопра, 1973 г.), «Черный кофе» («Black Coffee», телефильм, режиссер Клаус Петер Витт, 1973 г.), «Убийство в Восточном Экспрессе» («Murder on the Orient Express», режиссер Сидни Люмет, Эркюль Пуаро — Альберт Финни, 1974 г.), «Десять негритят» («Ten Little Indians», режиссер Питер Коллинсон, 1975 г.), «Смерть на Ниле» («Death on the Nile», режиссер Джон Гуиллермин, Эркюль Пуаро — Питер Устинов, 1978 г.), «И, треснув, зеркало звенит…» («The Mirror Crack’d from Side to Side», режиссер Гай Гамильтон, мисс Марпл — Анджела Лэнсбери, 1980 г.), «Почему не спросили Эванс?» («Why Didn’t They Ask Evans?», телефильм, режиссеры Джон Дейвис и Тони Уормби, 1980 г.), «Простота убийства» («Murder is Easy», режиссер Клод Уотэм, 1981 г.), «Тайна семи циферблатов» («Seven Dials Mystery», телефильм, режиссер Тони Уормби, 1981 г.), «Зло под солнцем» («Evil Under the Sun», режиссер Гай Гамильтон, Эркюль Пуаро — Питер Устинов, 1982 г.), «Свидетель обвинения» («Witness for the Prosecution», телефильм, режиссер Алан Гибсон, 1982 г.), «Паутина» («Spider’s Web», телефильм, Бэйзил Коулман, 1982 г.), «Тайный противник» («The Secret Adversary», телефильм, режиссер Тони Уормби, 1983 г.), «Карибский детектив» («A Caribbean Mystery», 1983 г.), «Тайна «Чёрных дроздов» (режиссер Вадим Дербенёв, мисс Марпл — Ита Эвер , 1983 г.), «Сверкающий цианид» («Sparkling Cyanide», телефильм, режиссер Роберт Майкл Льюис, 1983 г.), «Испытание невинностью» («Ordeal by Innocence», режиссер Десмонд Дэвис, 1984 г.), «Ужин для тринадцати» («Thirteen at Dinner», режиссер Лу Антонио, Эркюль Пуаро — Питер Устинов, 1985 г.), «Большое алиби» («Kiken na onnatachi», режиссер Ёситаро Номура, 1985 г.), «Десять невест» («Ten Little Maidens», режиссер Джон Симан, 1985 г.), «Загадка мертвеца» («Dead Man’s Folly», режиссер Клайв Доннер, Эркюль Пуаро — Питер Устинов, 1986 г.), «Убийство в трех актах» («Murder in Three Acts», режиссер Гэри Нелсон, Эркюль Пуаро — Питер Устинов, 1986 г.), «Десять негритят» (режиссер Станислав Говорухин, 1987 г.), «Свидание со смертью» («Appointment with Death», режиссер Майкл Виннер, Эркюль Пуаро — Питер Устинов, 1988 г.), «Загадка Эндхауза» (режиссер Вадим Дербенев, Эркюль Пуаро — Анатолий Равикович, 1989 г.), «Десять негритят» («Ten Little Indians» режиссер Алан Биркиншоу, 1989 г.), «Мышеловка» (режиссер Самсон Самсонов, 1990 г.), «Невинная ложь» («Innocent Lies», режиссер Патрик Девольф, 1995 г.), «Подозрения» («Suspicions», 1995 г.), «Вилла «Белый Конь» («A Pale horse», 1997 г.), «Убийство в Восточном экспрессе» («Murder on the Orient Express», телефильм, режиссер Карл Шенкель, 2001 г.), «Неудача Пуаро» (режиссер Сергей Урсуляк, Эркюль Пуаро — Константин Райкин, 2002 г.), «Зеркало треснуло» («Shubho Mahurat», режиссер Ритупарно Гхош, 2003 г.), «Сверкающий цианид» («Sparkling Cyanide», телефильм, режиссер Тристрам Пауэлл, мисс Марпл — Полин Коллинз, 2003 г.), «Щелкни пальцем только раз…» («Mon petit doigt m’a dit», режиссер Паскаль Тома, 2005 г.), «Uso o tsuku shitai» (телефильм, режиссер Рюйти Иномата, 2006 г.), «По направлению к нулю» («L’heure zéro », режиссер Паскаль Тома, 2007 г.), «Большое алиби» («Le grand alibi», режиссер Паскаль Боницер, 2008 г.), «Преступления – это наш бизнес» («Le crime est notre affaire», режиссер Паскаль Тома, 2008 г.), «Гроссмейстер» («Grandmaster», режиссер Б. Унникришнан, 2012 г.), «Супруги против преступности» («Associés contre le crime: L’oeuf d’Ambroise» режиссер Паскаль Тома, 2012 г.), «Chorabali» (2016 г.), «Скрюченный домишко» («Crooked House», режиссер Жиль Паке-Бреннер, 2017 г.).

Постер к фильму«Chorabali». 2016 г.

Постер к фильму«Chorabali». 2016 г.

 Отдельные произведения Агаты Кристи экранизировались в рамках телесериалов «Телевизионный театр Крафта» («Kraft Television Theatre», 1947 – 1958 гг.), «Пьесы Бродвея» («The Chevrolet Tele-Theatre», 1948 – 1950 гг.), «Первая студия» («Studio One», 1948 – 1958 гг.), «Саспенс» («Suspense», 1949 – 1954 гг.), «Театр у камина» («Fireside Theatre», 1949 – 1955 гг.), «Люкс-видео театр» («Lux Video Theatre», 1950 – 1959 гг.), «Телевизионный театр Goodyear» («Goodyear Television Playhouse», 1951 – 1957 гг.), «Театр «Дженерал Электрик» («General Electric Theater», 1953 – 1962 гг.), «ITV Пьеса недели» («ITV Play of the Week», 1955 – 1974 гг.), «В театре сегодня вечером» («Au théâtre ce soir», 1966 – 1986 гг.).

Кадр из телесериала «The Agatha Christie Hour» 1982 г.

Кадр из телесериала «The Agatha Christie Hour» 1982 г.

Кроме того, был снят целый ряд телесериалов непосредственно по произведениям Агаты Кристи: «The Agatha Christie Hour» (1982 г.), «Партнёры по преступлению» («Agatha Christie’s Partners in Crime», 1983 – 1984 гг.), «Детективы Агаты Кристи» (1985-1989 гг.), «Убийства на семейном вечере» («Petits meurtres en famille», мини-сериал, 2006 г.), «Загадочные убийства Агаты Кристи» («Les petits meurtres d’Agatha Christie», 2009 –2017 гг.), «Убийство в «Восточном экспрессе» («Oriento kyuukou satsujin jiken мини-сериал», 2015 г.), «Партнёры по преступлению» («Agatha Christie’s Partners in Crime», 2015 г.), «И никого не стало» («And Then There Were None», мини-сериал, 2015 г.).

Кадр из телесериала «Партнёры по преступлению». 2015 г.

Кадр из телесериала «Партнёры по преступлению». 2015 г.

А целый ряд телесериалов посвящен ее «великим детективам» — мисс Марпл и Эркюлю Пуаро:

Постер сериала «Пуаро и Марпл – Великие детективы Агаты Кристи».  2004 – 2005 гг.

Постер сериала «Пуаро и Марпл – Великие детективы Агаты Кристи».
2004 – 2005 гг.

- «Пуаро и Марпл – Великие детективы Агаты Кристи» («Agasa Kurisutî no meitantei Powaro to Mâpuru», 2004 – 2005 гг.);

- «Мисс Марпл» («Miss Marple», 1984-1992 гг.). В роли Джейн Марпл — Джоан Хиксон. Производство BBC (Англия),

- «Мисс Марпл Агаты Кристи» («Agatha Christie’s Marple», 2004 – 2009 гг.). В роли Джейн Марпл - Джеральдин Макьюэн. Производство компаний Granada, Agatha Christie Ltd, WGBH (Бостон),

- «Мисс Марпл Агаты Кристи» («Agatha Christie’s Marple», 2009 г.). В роли Джейн Марпл — Джулия Маккензи.
Производство компаний Granada, Agatha Christie Ltd, WGBH (Бостон);

 «Пуаро Агаты Кристи» (1990-2011 гг.), В роли Эркюля Пуаро Дэвид Суше. Производство «LTW» (London Weekend Television).

Никто не ссорится со своим хлебом с маслом. Агата Кристи.

Компанией «AWE Productions» по мотивам книг Агаты Кристи была выпущена трилогия компьютерных игр в жанре квеста: «Агата Кристи: И никого не стало» (2005 г.), «Агата Кристи: Убийство в «Восточном экспрессе» (2006 г.) и «Агата Кристи: Зло под солнцем» (2007 г.).

AWE Productions. Квест «Агата Кристи: Зло под солнцем». 2007 г.

AWE Productions. Квест «Агата Кристи: Зло под солнцем». 2007 г.

А компания «I-Play» выпустила серию казуальных игр: «Агата Кристи: Загадка Эндхауза» (2007 г.), «Агата Кристи: Смерть на Ниле» (2007 г.), «Агата Кристи: Причуда мертвеца» (2009 г.), «Агата Кристи: В 4.50 из Паддингтона» (2011 г.).  В серии «Агата Кристи», разработанной компанией «AWE Productions» была выпущена казуальная игра и для карманной игровой консоли Nintendo DS: «Агата Кристи: Убийства по алфавиту» (2008 г.).

Привычка — это то, чего ты сам уже не замечаешь. Агата Кристи.

В имении «Greenway House» в Девоне принадлежавшем Агате Кристи и ее мужу и находившемся под защитой «Общества Охраны Памятников» («National Trust») в 2009 году был открыт дом-музей писательницы. «Управление музеями Великобритании» по воспоминаниям членов семьи полностью воссоздало обстановку того времени, когда она здесь жила. «Я надеюсь, что посетители ощутят ту магию и тот особый дух этого места, что чувствовал и я в детстве», — сказал внук писательницы Мэтью Причард.

Дом-музей Агаты Кристи «Greenway House».

Дом-музей Агаты Кристи «Greenway House».

В музее города Торки (Torquay Museum) находится галерея Агаты Кристи. Среди экспонатов – ее записи, костюмы, первые издания книг и фотографии писательницы. Здесь также воссоздана обстановка ее лондонской квартиры, а можно увидеть, как выглядела комната Эркюля Пуаро.

Галерея Агаты Кристи в музее города Торки.

Галерея Агаты Кристи в музее города Торки.

В Турции в стамбульском районе Бейоглу в «Отеле Пера Палас» («Hotel Pera Palace») номере 411 в которого 1934 году проживала Агата Кристи, работая над романом «Убийство в Восточном экспрессе» открыт её мемориальный музей.

Номер Агаты Кристи в Стамбульском отеле «Hotel Pera Palace».

Номер Агаты Кристи в Стамбульском отеле «Hotel Pera Palace».

25 ноября 2012 года, к шестидесятилетию пьесы «Мышеловка» состоялось открытие памятника Агате Кристи в театральном районе Лондона, в самом центре Ковент-Гардена — между Грейт Ньюпорт Стрит и Крэнборн стрит.

Бронзовая скульптура работы Бена Твистон-Дэвиса высотой в два с половиной метра, спроектированна по заказу режиссера-постановщика «Мышеловки» Стивена Уэйли-Коэна и внука писательницы Мэтью Причарда, выполнена в виде огромной открытой книги. На развороте книги — бюст Агаты Кристи, обложку украшают скульптурные элементы, отражающие этапы ее жизни и деятельности, среди которых – мотивы из серии рассказов о Мисс Марпл и Эркюле Пуаро, Восточный экспресс и сельский дом.

Памятник Агате Кристи в Лондоне.

Памятник Агате Кристи в Лондоне.

А в Торки рядом с театром «Павильон» («Pavilion Theatre») установлен бюст Агаты Кристи работы голландского скульптора Кэрола Ван Ден Бум-Кайренза. Скульптуру в 1990 году открыла дочь Агаты Кристи Розалинда Хикс.

Бюст Агаты Кристи в городе Торки.

Бюст Агаты Кристи в городе Торки.

В 1985 году в её честь назван кратер Кристи на Венере.

В честь писательницы названа одна из популярных российских рок-групп — «Агата Кристи».

Жертвы интересуют меня больше, нежели преступники. Агата Кристи.

С 11 по 20 сентября 2015 года в Британии прошел фестиваль, посвященный ста двадцати пятилетию Агаты Кристи.

аз3918В ходе этих мероприятий публике в частности представили кулинарную книгу «Кремы и наказания» («Creams and Punishments»), созданную по мотивам произведений Агаты Кристи. В ней собраны рецепты блюд, в которые персонажи рассказов и романов Кристи добавляли яд. Автор сборника — французская писательница Анна Мартинетти (Anne Martinetti).

 

Агата Кристи в библиотеке «Зеркало сцены».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.