АЗИОЛИ, БОНИФАЦИО

Бонифацио Азиоли (Bonifazio Asioli) - итальянский клавесинист, композитор, дирижёр, теоретик и музыкальный педагог.

аз5730Родился 30 августа 1769 года в Корреджо семье Бенедетто и Джованнеллы Азиоли.

Музыке начал обучаться в раннем детстве. С шести лет учился у некоего Джованни Ланфранчи – весьма посредственного педагога. Тем не менее, юный Азиоли сумел добиться большого прогресса и к семи годам уже написал «Мессу ре мажор» и дирижировал ее исполнением в соборе Святого Квирина в Корреджо. Недовольный уроками Ланфранчи он принялся за изучение произведений Джузеппе Тартини и Джованни Бонончини.

 В 1780 году Бонифацио Азиоли отправился в Парму, где учился у известного скрипача, дирижера и музыкального теоретика Анджело Мориджи. Затем продолжил обучение Ферраре, Болонье (где в течение нескольких месяцев, он был учеником композитора и музыкального теоретика Джованни Баттиста Мартини известного как Падре Мартини) и Венеции.

В 1782 году Азиоли вернулся в Корреджо, где 14 марта 1786 года был произведен в капельмейстеры. Здесь он поставил три комические оперы, а также написал большое количество духовных (несколько месс, антифонов, ектений и песнопений) и светских (пять симфоний, сонаты для различных инструментов) произведений.

В следующем году он переехал в Турин, где он работал в качестве дирижёра у маркиза Герардини.

В 1796 году Азиоли с семьей вернулся в Венецию.

Он попал в милость к пасынку Наполеона Евгению Богарне ставшему к этому времени Вице-королем Италии и в 1799 году перебирается в Милан, где занял пост королевского дирижера и инспектора Миланской консерватории.

В 1805 году Богарне отдал приказ, чтобы во всем королевстве Италии, в конце каждой мессы пели «Domine Salvum» Бонифацио Азиоли.

29 июня 1808 года Азиоли стал  первым мастером композиции и цензором Королевской консерватории Милана. Именно он основал в ней музыкальную библиотеку.

В 1810 году в свите вице-короля Азиоли присутствовал на бракосочетании Наполеона с Марией Луизой Австрийской.

В 1814 году после падения Наполеона он по политическим мотивам был вынужден оставить свой пост в Миланской консерватории и переехать в Корреджо, где в 1815 году основал музыкальную школу. В этот период Азиоли написал несколько учебников, в том числе, знаменитую «Школу пения» («Preparazione al bel canto»), переведенную на французский и немецкий языки.

аз5731Бонифацио Азиоли  был чрезвычайно разносторонним и плодовитым композитором. Он создал духовные и светские произведения почти во всех современных ему жанрах.

аз5728Среди его сценических произведений оперы «La volubile» (опера-буфф, 1785 г.), «Il ratto di Prosperina» (интермедия, 1785 г.), «La contadina vivace» (опера-буфф, 1785 г.), «La gabbia de’ pazzi» (интермедия, 1785 г.), «La discsordia teatrale» (опера-буфф, 1786 г.), «Le nozze in villa» (опера-буфф, 1786 г.), «Cinna» (опера-сериа, 1792 г.), «Pigmalione» (театрализованное действо, 1796 г.), «Gustavo al Malabar» (опера-сериа, 1803 г.) и оратория «Giuseppe in Galaad» (1785 г.).

аз5729Но наибольшую известность Азиоли получил как музыкальный теоретик и педагог, написавший такие трактаты о музыке как: «Primi elementi di canto» (1809 г.), «Principj elementari di musica» (1809 г.), «Trattato d’armonia e d’accompagnamento» (1813 г.), «Corso di modulazioni classificate a 4 e più parti» (1814 г.), «Dialoghi sul Trattato d’armonia» (1814 г.), «Osservazioni sul temperamento proprio degl’istromenti stabili: dirette agli accordatori di pianoforte ed organo» (1816 г.), «I. Scale e salti per il solfeggio, II. Preparazione al canto ed ariette» (1816 г.), «L’allievo al clavicembalo, ossia facile metodo per apprendere il Pianoforte» (1819 г.), «Elementi di contrabasso con una nuova maniera di digitare» (1823 г.)  и посмертно опубликованные «Disinganno sulle osservazioni fatte sul temperamento proprio degli istromenti stabili» (1833 г.), «Elementi di contrappunto» (1836 г.) и «Il maestro di composizione, ossia Seguito al Trattato d’armonia» (1836 г.).

аз5736

Азиоли поддерживал дружеские отношения с Иоганном Симоном Майром и Йозефом Гайдном. Среди его студентов был, в частности, сын Вольфганга Амадея Моцарта Карл Томас.

аз5737Бонифацио Азиоли скончался 18 мая 1832 года в Корреджо.

В 1880 году его именем был назван муниципальный театр в этом городе – «Театр Бонифацио Азиоли» («Il Teatro Bonifazio Asioli»).

аз5733

Театр Бонифацио Азиоли. Кореджо.

Театр Бонифацио Азиоли. Кореджо.

На фасаде театра установлены четыре мраморных медальона работы скульптора Эусебио Касалгранди, на одном из которых изображен Азиоли.

Медальон работы скульптора Эусебио Касалгранди с портретом Азиоли.

Медальон работы скульптора Эусебио Касалгранди с портретом Азиоли.

Его портретом также украшена президентская ложа театра.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2017 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.