АЗИМОВ, АЙЗЕК

Айзек Азимов (Isaac Asimov; Исаак Юдович Озимов, идиш — אייזיק יודאָוויטש אסימאוו) — американский писатель-фантаст, популяризатор науки, профессор биохимии.

аз5577Айзек Азимов родился в период с 4 октября 1919 года по 2 января 1920 (по документам 2 января 1920 года) в местечке Петровичи Климовичского уезда Могилёвской губернии в РСФСР (с 1929 года — Шумячский район Смоленской области) в ортодоксальной еврейской семье Юды Ароновича Азимова и Анны-Рахиль Исааковны Берман. В России семья занималась мельничным промыслом. Будущий писатель был назван в честь покойного деда по матери, Исаака Бермана. Кроме него в семье было еще трое детей (сестра Марсия и брат, Стэнли)

В своих автобиографиях («In Memory Yet Green», «It’s Been A Good Life») Азимов  пишет, что дома говорили на идиш и английском. Сам будущий писатель в детстве говорил исключительно на идиш и знал буквально несколько слов на русском языке.

В 1923 родители эмигрировали в США (и увезли его «в чемодане», как он сам выражался). Семья поселились в Нью-Йорке в Бруклине и через несколько лет родители открыли там кондитерский магазин. Они изменили свою фамилию на английский лад — Азимов.

Айзек Азимов самостоятельно научился читать, когда ему не было еще и пяти лет и сразу на двух языках — на идиш и английском. Его любимым писателем стал Шолом-Алейхем.

В 1925 году он пошёл в школу мальчиков в Бруклине. Поскольку в государственные школы принимали с шести лет, мать исправила его день рождения на 7 сентября 1919 года, чтобы отдать его в школу на год раньше (именно с этим и связанна путаница с установлением точной даты рождения писателя). Он обладал «почти фотографической памятью». Много читал: книги по греческой мифологии, Илиаду, Шекспира, пьесы, книги по истории.

В эти годы Азимов увлекся научной фантастикой. В основном это были произведения, печатавшиеся в глянцевых журналах. Его отец поначалу хотел запретить ему такое чтение, поскольку считал (и совершенно справедливо) глянцевые журналы мусором, но Азимов убедил его тем, что в названии его любимых рассказов было слово «наука», и отец счел их образовательными.

В одиннадцать лет Азимов начал писать свою первую книгу — о приключениях мальчиков, живущих в маленьком городке. Он написал восемь глав, после чего ее забросил.

В 1928 году он стал гражданином США.

В 1935 году после окончания десятого класса Айзек Азимов поступил в «Seth Low Junior College», но через год этот колледж закрылся и он продолжил учебу на химическом факультете Колумбийского университета в Нью-Йорке. Здесь в 1939 году он получил степень бакалавра, а в 1941 году — магистра и поступил в аспирантуру. Первоначально Азимов изучал зоологию, но препарирование животных произвело на него столь отталкивающее впечатление, что после первого семестра он перевелся на отделение химии.

Самый лёгкий способ решения проблемы — попросту отрицать ее наличие. Айзек Азимов.

В октябре 1938 года журнал «Amazing Stories» принял к публикации рассказ Айзека Азимова «В плену у Весты» («Marooned Off Vesta»), который был напечатан в номере, вышедшем 10 января 1939 года. Это была первая публикация писателя. Редактор этого журнала Джон Кэмпбелл не только оказал сильное влияние на творчество Азимов, но и стал его большим другом.

10 мая 1939 года Азимов начал писать первую из своих историй о роботах — рассказ «Робби» («Robbie).

В 1941 году публикуется рассказ «Приход ночи» («Nightfall») в котором повествуется o планете, вращающейся в системе шести звёзд (здесь ночь наступает раз в 2049 лет). Этот рассказ получил настолько большую известность, что в 1968 году Американская ассоциация писателей-фантастов объявила его лучшим из когда-либо написанных фантастических рассказов. Рассказ более двадцати раз попадал в различные антологии, был дважды экранизирован.  Сам Азимов впоследствии назвал его «водоразделом в моей профессиональной карьере» (впрочем, сам писатель не считал «Приход ночи» своим любимым рассказом). Малоизвестный до тех пор фантаст, опубликовавший всего около десятка рассказов, стал знаменитым писателем.

В 1941 году Азимов написал рассказ «Лжец» («Liar!») о роботе, умевшем читать мысли. Именно в этом рассказе впервые появляются знаменитые «Три закона роботехники». Азимов приписывал авторство этих законов Джону В. Кэмпбеллу, сформулировавшему их в беседе с ним 23 декабря 1940 года. Кэмпбелл, однако, говорил, что идея принадлежала Азимову, он лишь дал ей формулировку. Для этого же рассказа Азимов придумал слово «robotics» (робототехника, наука о роботах), впоследствии вошедшее в английский язык. До Азимова, в большинстве историй о роботах, по традиции заложенной Карелом Чапеком, они бунтовали или убивали своих создателей. С начала сороковых годов роботы в фантастике по большей части подчиняются «Трём законам робототехники» (хотя опять-таки по традиции ни один фантаст, кроме Азимова, не цитирует эти законы явно).

В двадцать пять лет я был еще настолько мальчишкой, что не сумел найти себе развлечения умнее, чем дразнить дурака за то лишь, что он дурак. Но он-то вести себя умнее не мог, так что настоящим дураком в сущности был я. Айзек Азимов.

В феврале 1942 года на «свидании вслепую» Азимов встретился с Гертрудой Блюгерман. 26 июля 1942 года они поженились. От этого брака родились сын Дэйвид и дочь Робин Джоэн.

В мире шла Вторая мировая война. Азимов прерывает учебу и в том же 1942 году уезжает в Филадельфию, чтобы работать для армии химиком в экспериментальной опытной станции военно-морской авиации на Филадельфийской судоверфи. Эта судоверфь поистине может считаться питомником американской научной фантастики – здесь вместе с Азимовым работали Роберт Хайнлайн и Л. Спрэг де Камп.

Работая на верфи, Айзек Азимов в 1942 году начал работу над серией романов «Основание» («Foundation»). Изначально «Основание» и рассказы о роботах относились к разным мирам, и лишь в 1980 году писатель решил их объединить.

С октября 1945 по июль 1946 года Азимов служил в армии, был переведен на остров Оаху и чудом избежал участия в испытаниях атомной бомбы на атолле Бикини в июле 1946 года.  За свою краткую военную карьеру он дослужился до звания капрала, чему впрочем, способствовал не столько проявленный им героизм, сколько умение хорошо и быстро печатать на пишущей машинке.

Чтобы приготовить рагу из кролика, нужно сначала поймать кролика. Айзек Азимов.

После завершения армейской службы Азимов вернулся в Нью-Йорк и продолжил образование. В 1948 году он закончил аспирантуру, получил степень доктора биохимии, и поступил в постдокторат по специальности биохимик. В период подготовки к защите докторской диссертации (в 1948 году) он написал пародию на научную статью по химии. Чтобы не раздражать педагогов и опасаясь, что его довольно злая пародия «на высокоученных мужей» может сказаться на оценке при защите диссертации, Азимов попросил своего редактора выпустить этот опус под псевдонимом, но из-за ошибки издателя он появился под его именем.  Во время устного экзамена один из педагогов пошутил на тему азимовской пародии и попросил соискателя подождать за дверью пока «высокоученные мужи» будут обсуждать его работу. Заикающийся Азимов покинул помещение. Через двадцать минут он был вызван обратно в экзаменационный зал и тот же профессор обратился к нему: «Поздравляю Вас Доктор Азимов».

аз5586В 1949 году «доктор» Азимов начал работать преподавателем Медицинской школы Бостонского Университета, где в декабре 1951 года стал ассистентом, а в 1955 году – доцентом. В 1958 году доходы Азимова как писателя уже превышали его университетскую зарплату, и университет перестал ему платить, но формально оставил в прежней должности. В 1979 году ему было присвоено звание профессора. Азимов считался одним из лучших лекторов Бостонского университета. А вот исследовательская деятельность его мало интересовала: «Насколько мне известно, ни один научный доклад, под которым стояло мое имя, не имел ни малейшего значения» — писал он.

В ваших учебниках ничего нет. Ваша наука — это просто масса собранных фактов, кое-как скрепленных подобием теории. Айзек Азимов.

Начиная с 1958 года, Азимов почти прекращает писать научно- фантастические произведения, уделяя все больше внимания научно-популярной литературе.

аз5590В 1965 году по просьбе куратора Мемориальной библиотеки Бостонского университета Говарда Готлиба он передал ей свой личный архив (занявший четыреста шестьдесят четыре ящика, занимающих семьдесят один метр полок).

В 1970 году Азимов вернулся в Нью-Йорке и поселился на Манхэттене, где прожил до конца своей жизни.

В том же 1970 году писатель расстался со своей первой женой. Развод вступил в силу 16 ноября. А уже 30 ноября он женился на писателе и психоаналитике Джэнет Опал Джеппсон. Она, как и Азимов писала научную фантастику (среди ее произведений романы «Второй эксперимент», «Последняя Бессмертный»).

В декабре 1974 года Пол Маккартни предложил Азимову написать сценарий для фантастического фильма-мюзикла. Азимов сделал набросок сюжета, однако  Маккартни он не понравился. Эти наброски хранятся в архиве писателя в Бостонском университете и все еще ждут своего часа.

В 1980 году Айзек Азимов вновь обращается к научной фантастике, начиная публикацию новых романов серии «Основание».

Эмоционально, я атеист.  У меня нет доказательств того, что Бога не существует, но я очень сильно подозреваю, что он делает не то, на  что я хочу тратить свое время. Айзек Азимов.

Он работал ежедневно с семи тридцати утра до десяти часов вечера, печатая на своей любимой пишущей машинке «Selectronic III IBM».

аз5589С 1963 года Айзек Азимов — член Американской академии искусства и науки.

Пытаюсь ли я найти Бога? Бог умнее меня. Пусть попробует найти меня сам. Айзек Азимов.

В декабре 1983 года при переливании крови во время тройного шунтирования Азимов заразился ВИЧ-инфекцией, что привело к развитию СПИД. Врачи убедили его не сообщать СМИ о его болезни.

аз5582Айзек Азимов скончался 6 апреля 1992 года в клинике Нью-Йоркского университета от сердечной и почечной недостаточности на фоне ВИЧ инфекции.

Он был кремирован, а  его прах — развеян.

Только спустя десять лет после смерти Азимова, его вдова Джэнет Джеппсон информировала общественность, что причиной смерти писателя стала ВИЧ-инфекция, которой его заразили врачи.

Если врач скажет, что мне осталось жить пять минут, я не буду рвать на себе волосы. Просто я стану печатать на машинке немного быстрее. Айзек Азимов.

Айзек Азимов написал около пятисот книг. Он, по сути, создал свою собственную Вселенную, с собственными координатами, историей и моралью. В лучших книгах Азимова почти всегда присутствует детективное начало, и его любимые герои  Элайдж Бейли и Р. Даниел Оливо — сыщики. Но даже романы, которые нельзя назвать стопроцентными детективами, посвящены раскрытию тайны, сбору информации и блестящим логическим выкладкам необычайно умных и наделенных интуицией героев.

аз5583Предмет особого интереса Азимова — Искусственный разум, роботы, проблемы их взаимоотношения с людьми. Даже те писатели и критики, кто нелестно отзывались о его литературном таланте, признавали его значение как автора «Трех Законов Роботехники». Эти Законы скорее моральные, философские, чем технические: роботы не должны причинять вред человеку или своим бездействием допускать, чтобы ему был причинён вред; роботы должны подчиняться приказам человека, если это не противоречит первому закону; роботы должны оберегать своё существование, если это не противоречит первому и второму закону.

аз5584Мир романов Азимова это мир причудливого переплетения случайности и логики — любая случайность оказывается у писателя тщательно мотивированной, оправданной и необходимой. Ошибок у Азимова нет и быть не может – даже самые необычные из его миров строго научны.

Тремя любимыми рассказами самого Азимова были его «Последний вопрос» (The Last Question), «Двухсотлетний человек» (The Bicentennial Man) и «Уродливый мальчуган» (The Ugly Little Boy). Любимым романом — «Сами боги» (The Gods Themselves).

Каждый волен верить, во что он хочет. Я только против того, чтобы заставлять всех верить во что-то одно. Айзек Азимов.

Перу Айзека Азимова принадлежат научно-фантастические произведения: «Pebble in the sky» («Камешек в небе», 1950 г.), «I, robot» (сборник — «Я, робот», содержание: «Робби», «Хоровод», «Логика», «Как поймать кролика», «Лжец!», «Как потерялся робот», «Выход из положения», «Улики», «Конфликт, которого можно избежать», 1950 г.), «The stars, like dust» («Звезды, как пыль», 1951 г.; в 1954 г. — сокращённый вариант, «The rebellous stars»), «Foundation» («Основание», 1951 г.; в 1955 г. — сокращённый вариант, «The thousand-year plan»), «David Starr, space ranger» (под псевдонимом Пол Френч, 1952 г.) «Foundation and Empire» («Основание и Империя» 1952 г.; 1955 г. «The man who upset the Universe»),«The currents of space» («Космические течения» 1952 г.), «Second Foundation» («Второе Основание», 1953 г.), «Lucky Starr and the pirates of asteroids» (под псевдонимом Пол Френч, 1953 г.), «The caves of steel» («Стальные пещеры», 1954 г.), «Lucky Starr and the oceans of Venus» (под псевдонимом Пол Френч, 1954 г.), «The martian way and other stories» (сборник — «Путь марсиан», содержание: «Путь марсиан», «Молодость», «Глубина», «Ловушка для простаков», 1955 г.), «The end of Eternity» («Конец Вечности», 1955 г.), «Lucky Starr and the big sun of Mercury» (под псевдонимом Пол Френч, 1956 г.), «The naked sun» («Обнажённое солнце», 1957 г,), «Lucky Starr and the moons of Jupiter» (под псевдонимом Пол Френч, 1957 г.), «Earth is room enough» (сборник — «На Земле достаточно места», содержание: «Мёртвое прошлое», «Выборы», «Изолировано в трёх измерениях», «Небывальщина», «Место, где много воды», «Обитаемое пространство», «Послание», «Исполнение гарантируем», «Адский огонь», «Последний козырь», «Как им было весело», «Остряк», «Бессмертный бард», «Однажды», «Мечты — личное дело каждого»; 1957 г.), «Lucky Starr and the rings of Saturn» (под псевдонимом Пол Френч, 1958 г.), «Nine tomorrows» (сборник — «Девять завтра»; содержание: «Профессия», «Чувство силы», «Ночь, которая умирает», «Я в Марсопорте без Хильды», «Сердобольные стервятники», «Все грехи мира», «Моё имя пишется через „с“», «Последний вопрос», «Уродливый мальчуган»; 1959 г.), «Triangle» (сборник — «Треугольник»; содержание: «Камешек в небе», «Звезды, как пыль», «Течения в космосе»; 1961 г.; в 1969 году издано как «An Isaac Asimov second omnibus»), «The rest of the robots» (сборник; содержание: «Робот ЭЛ-76 попадает не туда», «Непреднамеренная победа», «Первый закон», «Давайте встретимся», «Исполнение гарантируем», «Риск», «Ленни», «Раб корректуры», «Стальные пещеры», «Обнажённое Солнце»; 1964 г.), «Foundation trilogy» (сборник; содержание: «Основание», «Основание и Империя», «Второе Основание»; 1966 г,; в 1966 году издано как «An Isaac Asimov omnibus»), «Fantastic voyage» («Фантастическое путешествие», 1966 г.), «Through a glass, clearly» (сборник; содержание: «Людской инкубатор», «Аварийный спуск», «Вера», «Такой прекрасный день», 1967 г.), «Asimov’s mysteries» (сборник — «Загадки Азимова»; содержание: «Поющий колокольчик», «Говорящий камень», «Как это называется?», «Ночь, которая умирает», «Паштет из гусиной печёнки», «Пыль смерти», «Я в Марсопорте без Хельды», «В плену у Весты», «Юбилей», «Некролог», «Свет звёзд», «Ключ», «Биллиардный шар»; 1968 г.), «Nightfall» (сборник «Приход ночи»; содержание: «Приход ночи», «Зеленые лоскутки», «Стюардесса», «Людской инкубатор», «Аварийный спуск», «В лучшем случае…», «Что, если…», «Сэлли», «Мухи», «Здесь нет никого, кроме…», «Такой прекрасный день», «Штрейкбрехер», «Вставьте деталь А в шплинт Б», «Современный волшебник», «В четвёртом поколении», «Что это за вещь под названием любовь?», «Машина-победитель», «Мой сын — физик», «Глаза могут больше, чем видеть», «Изоляционист»; 1969 г.), «The best new things» (сборник — «Лучшие новинки», 1971 г.), «The gods themselves» («Сами боги», 1972 г.), «The early Asimov» (сборник  «Ранний Азимов»; содержание: «На околосолнечной орбите», «Открытие Уолтера Силса», «Тенденции», «Оружие, слишком опасное для применения», «Чёрный монах пламени», «Полукровка (Твини)», «Секретное чувство», «Хомо Сол», «Полукровка на Венере», «Мнимые величины», «Наследственность», «История», «Рождество на Ганимеде», «Маленький человек в туннеле», «Туманное», «Супер-нейтрон», «Ещё не конец!», «Законный обряд», «Время тихони», «Безвыходное положение», «Автор! Автор!», «Приговорённый к смерти», «Нет связи», «Гонка красной королевы», «Эндохронные свойства сверхчистого тиотимолина», «Материнская земля»; 1972 г.), «The best of Isaac Asimov, 1939—1972» (сборник, 1973 г.), «Have you seen these?» (сборник, 1974 г.), «Buy Jupiter and other stories» (сборник; содержание: «Комната дарвинистских пари», «День охотников», «Шах Гвидо Г», «Баттен, Баттен», «Палец обезьяны», «Эверест», «Пауза», «Давайте не будем», «Каждый исследователь», «Лишённый смысла», «Как заботлива пчела», «Они не прилетят», «Купить Юпитер», «Памяти отца», «Дождик, дождик, перестань», «Отец-основатель», «Изгнание в ад», «Необходимое условие», «Должное обучение», «2430 год нашей эры», «Величайшее достоинство», «Возьмите спичку», «Тиотимолин для звёзд», «Светлый стих»; 1975 г.), «The heavenly host» (1975 г.), «The dream, Benjamin’s dream, Benjamin bicentennial blast: three short stories», 1976 г.), «Good taste» (сборник, 1976 г.), «Bicentennial man and other stories» (сборник; содержание: «Женская интуиция», «Водяная зараза», «…И тогда ТЫ позаботился о нём», «Странник в раю», «Подробности жизни Мультивака», «Веяние», «Старый-престарый способ», «Инцидент на трехсотлетии», 1976 г.), «The collected fiction»  («Избранная проза», 1979 г.; том 1: «The far ends of time and Earth» — «Камешек в небе», «На Земле достаточно места», «Конец вечности»), том 2: «Prisoners of stars» — «Узники звёзд» (Содержание: «Звезды, как пыль», «Путь марсиан», «Космические течения»), «Three by Asimov» (сборник — «Три истории Азимова» 1981 г.), «The complete robot» (сборник — «Совершенный робот»; содержание: «Лучший друг мальчишки», «Сэлли», «Однажды», «Точка зрения», «Думай!», «Истинная любовь», «Робот ЭЛ-76 попадает не туда», «Непреднамеренная победа», «Странник в раю», «Светлый стих», «Изоляционист», «Робби», «Давайте встретимся», «Зеркальное отражение», «Инцидент на трехсотлетии», «Первый закон», «Хоровод», «Логика», «Как поймать кролика», «Лжец!», «Исполнение гарантируем», «Ленни», «Раб корректуры», «Как потерялся робот», «Риск», «Выходи из положения», «Улики», «Конфликт, которого можно избежать», «Женская интуиция», «…И тогда ТЫ позаботился о нём», «Двухсотлетний человек»; 1982 г.), «Foundation’s Edge» («Край Основания», 1982 г.), «The robots of dawn» («Роботы рассвета», 1983 г.), «The winds of change and other stories» (сборник; содержание: «Ни о чем», «Идеальное соответствие», «Рыночный обмен», «Для птиц», «Нашли!», «Хороший вкус», «Как это случилось», «Идеи умирают трудно», «Температура воспламенения», «Это приходит», «Окончательный ответ», «Последний челнок», «Как бы мы не вспомнили…», «Кое-что задаром», «Одна ночь песен», «Утерянная улыбка», «Конечно же», «Говорить взглядом», «Ветры перемен»; 1983 г.), «Norby, the mixed-up robot» (в соавторстве с Джанет Азимовой, 1983 г.), «Norby’s other secret» (в соавторстве с Джанет Азимовой, 1984 г.), «Norby and the lost princess» (в соавторстве с Джанет Азимовой, 1985 г.), «Robots and Empire» («Роботы и Империя», 1985 г.), «Foundation and Earth» («Основание и Земля», 1986 г.), «Fantastic voyage II» (1987 г.), «Azizel» (сборник — «Азазелло», 1988 г.), «Prelude to Foundation» («Прелюдия к Основанию», 1988 г.), «Nemesis» («Немезида», 1989 г.), «Forward to Foundation» («На пути к Основанию», посмертное издание, 1993 г.).

аз5591 Айзек Азимов автор ряда детективных произведений: «The death dealers» («Постоянная должность» 1958 г.), «Tales of black widowers» (сборник, 1974 г.), «Murder in the ABA»  (1976 г.), «Key of world and other stories» (сборник, 1977 г.), «More tales of black widowers» (сборник, 1980 г.), «Casebook of the black widowers» (сборник, 1980 г.), « The Union Club mysteries» (сборник, 1983 г.), « Banquet of the black widowers» (сборник, 1984 г.).

Господь любит нас всех, но ни от одного из нас не в восторге. Айзек Азимов.

аз5579Ему также принадлежит ряд поэтических произведений: «Lecherous limericks» («Распутные пятистишия»,  1975 г.), «More lecherous limericks» (1976 г.), «Still more lecherous limericks»  (1977 г.), «Asimov’s Sherlokian limericks» (1978 г.), « Limericks: too gross» (в соавторстве с Д. Сиарди, 1978 г.), «A grossery of limericks» (в соавторстве с Д. Сиарди, 1981 г.), «Limericks for children» (1984 г.).

Существует только один светильник науки, и зажечь его в каком либо месте, значит зажечь везде. Айзек Азимов.

Большинство написанных Азимовым книг научно-популярные (причём в самых разных областях науки)

Азимов очень интересовался вопросами истории. Начиная с шестидесятых годов, он написал четырнадцать популярных книг по истории.

Среди его произведений есть также книги, посвященные Ветхому и Новому Завету, Шекспиру, путешествиям Гулливера.

аз5585Научно-популярные произведения Айзека Азимова: «Биохимия и метаболизм человека» (в соавторстве с Б. Уолкером, У. Бойдом, 1952 г.), «Химия жизни: витамины, гормоны, энзимы» (1954 г.), «Люди и расы» (в соавторстве с  У. Бойдом, 1955 г.), «Химия и здоровье человека» (в соавторстве с  Б. Уолкером и М. Николасом,  1956 г.), «Внутри атома» (1956 г.), «Кирпичики Вселенной» (1957 г.), «Всего лишь триллион» (1957 г.), «Мир углерода» (1958 г.), «Мир, основанный на кислороде» (1958 г.), «Часы, по которым мы живём» (1959 г.), «Река жизни» (1959 г.), «Царство чисел» (1959 г.), «Мир науки и история через него» (1959 г.), «Перевороты в науке» (1960 г.), «Путеводитель по науке для человека разумного» (2 тома, 1960 г.), «Империя Солнца» (1960 г.), «Царство измерений» (1960 г.), «Спутники Земли» (1960 г.), «Двойная планета» (1960 г.), «Источник жизни» (1960 г.), «Царство алгебры» (1961 г.), «Мифические миры» (1961 г.), «Факт и фантазия» (1962 г.), «Жизнь и энергия» (1962 г.), «Исследование элементов (1962 г.), «Миры книги Бытия» (1962 г.), «Карта миров» (1962 г.), «Взгляд с высоты» (1962 г.), «Генетический код» (1963 г.), «Тело человека: строение и действие» (1963 г.), «Мошенник, организовавший победившую революцию» (1963 г.), «Миры книги Исхода» (1963 г.), «Дополнительное измерение (1963 г.), «Человеческий мозг: функции и возможности» (1964 г.), «Простой и быстрый мат» (1964 г.), «Краткая история биологии» (1964 г.), «Планеты для людей» (в соавторстве с  С. Дойлом,  1964 г.), «Азимовская биографическая энциклопедия науки и техники» (1964 г.), «Знакомство с логарифмической линейкой» (1965 г.), «Греки: великие путешественники» (1965 г.), «О времени, пространстве и других вещах» (1965 г.), «Краткая история химии» (1965 г.), «Нейтрино: призрачная элементарная частица» (1966 г.), «Генетические эффекты радиации» (в соавторстве с   Т. Добжинским, 1966 г.), «Инертные газы» (1966 г.), «Римская республика» (1966 г.), «От земли до небес» (1966 г.), «Элементарная физика» (в трёх томах: том 1. Движение, звук и тепло, том 2. Свет, магнетизм и электричество, том 3. Электроны, протоны и нейтроны;  1966 г.), «Вселенная: от Земли до квазаров» (1966 г.), «Римская империя» (1967 г.), «Луна» (1967 г.), «Есть ли кто-нибудь кроме нас?» (1967 г.), «К границе Вселенной» (1967 г.), «Египтяне» (1967 г.), «Марс» (1967 г.), «Прибор не на своём месте» (1967 г.), «Наука, числа и я» (1968 г.), «Ближний Восток: 10000 лет истории» (1968 г.), «Азимовский путеводитель по Библии (2 т., 1968-1969 гг.), «Тёмные века» (1968 г.), «Галактики» (1968 г.), «Звезды» (1968 г.), «Мир истории» (1968 г.), «Фотосинтез» (1968 г.), «История Англии» (1969 г.), «Открытия двадцатого века» (1969 г.), «Опус 100» (1969 г.), «Азбука космоса (1969 г.), «Великие научные открытия (1969 г.), «В Солнечную Систему и обратно» (1970 г.), «Азимовский путеводитель по Шекспиру» (в 2-х томах, 1970 г.), «Константинополь» (1970 г.), «Азбука океана» (1970 г.), «Свет» (1970 г.), «Звезды на их пути» (1971 г.), «Что создаёт солнечный свет» (1971 г.), «Отвратительный старик (1971 г.), «Азимовская сокровищница юмора» (1971 г.), «Земля обетованная» (1971 г.), «Азбука Земли» (1971 г.), «Словарь космоса» (1971 г.), «И снова миры науки» (1972 г.), «Человек и электричество» (1972 г.), «История Франции» (1972 г.), «Азбука экологии» (1972 г.), «История страдания» (1972 г.), «Миры внутри миров» (1972 г.), «Левая сторона электрона» (1972 г.), «Научная программа «ГИНН» (в пяти томах: том 1. Промежуточный уровень А (1972 г.), том 2. Промежуточный уровень Б (1972 г.), том 3. Промежуточный уровень В (1972 г.), том 4. Передовой уровень А (1973 г.), том 5. Передовой уровень Б (1973 г.), «Откуда мы знаем о…?» (24 книги ,1973- 1984), «Трагедия Луны» (1973 г.), «Кометы и метеоры» (1973 г.), «Солнце (1973 г.), «История Северной Америки от древних времён до 1763 года» (1973 г.), «Позвольте объяснить» (1973 г.), «Физика сегодня» (1973 г.), «Юпитер, крупнейшая планета» (1973 г.), «Вчера, сегодня и…» (1974 г.), «Создание Соединённых Штатов, 1763-1816 годы» (1974 г.), «Земля: наш переполненный космический корабль» (1974 г.), «Азимов в химии» (1974 г.), «Азимов в астрономии» (1974 г.), «Положение нашего мира в космосе» (в соавторстве с Робертом Макколлом, (1974 г.), «Солнечная Система» (1975 г.), «Рождение и смерть Вселенной» (1975 г.), «О делах великих и малых» (1975 г.), «Федеральный союз: Соединённые Штаты от 1816 до 1869 года» (1975 г.), «Края мира: полярные области Земли» (1975 г.), «Взгляд во Вселенную: история телескопа» (1975 г.), «Прошлое науки — будущее науки» (1975 г.), «Альфа Центавра, ближайшая звезда» (1976 г.), «Я — раввин» (1976 г.), «Азимов в физике» (1976 г.), «Планета, которой нет» (1976 г.), «Коллапсирующая Вселенная: история чёрных дыр» (1977 г.), «Азимов в арифметике» (1977 г.), «Начало и конец» (1977 г.), «Аннотация известных поэм» (1977 г.), «Золотая дверь: Соединённые Штаты от 1865 до 1918 г.»  (1977 г.), «Ключевое слово и другие тайны» (1977 г.), «Марс, красная планета» (1977 г.), «Жизнь и время» (1978 г.), «Квазар, квазар, гори ярче» (1978 г.), «Животные в Библии» (1978 г.), «Азимовская книга фактов» (1979 г.), «Внеземные цивилизации» (1979 г.), «Выбор катастроф» (1979 г.), «Сатурн и далее» (1979 г.), «Опус 200» (1979 г.), «Пока память зелена: Автобиография Айзека Азимова, 1920—1954 годы» (1979 г.), «Путь в бесконечность» (1979 г.), «Пока восторг ощутим: Автобиография Айзека Азимова, 1954—1978 г., 1980 г.), «Перемены! 21 отблеск грядущего» (1980 г.), «Обозрение Вселенной» (1981 г.), «Азимов в научной фантастике» (1981 г.), «Венера, ближайший сосед со стороны Солнца» (1981 г.), «Яркий свет Солнца» (1981 г.), «В начале: научный анализ личности Бога в книге Бытия» (1981 г.), «Освоение Земли и космоса» (1982 г.), «Измерение Вселенной» (1983 г.), «Блуждающий разум» (1983 г.), «Икс — значит неизвестно» (1984 г.), «Опус 300» (1984 г.), «Роботы: где кончаются машины, и начинается жизнь» (в соавторстве с К. Френкель, 1985 г.), «Взрывающиеся солнца: загадки Сверхновых» (1985 г.), «Азимовский справочник по комете Галлея» (1985 г.), «Субатомный монстр» (1985 г.), «Завтрашний кризис» (1985 г.), «Опасности разума» (1986 г.), «Дополнительные Азимовы» (1986 г.), «Так далеко, как может видеть глаз человека» (1986 г.), «Прошлое, настоящее и будущее» (1987 г.), «Относительность неправды» (1988 г.).

Бюрократия разрастается, чтобы поспеть за потребностями разрастающейся бюрократии. Айзек Азимов.

Айзек Азимов выступил в качестве редактора антологий научной фантастики: «Советская научная фантастика» (1962 г.), «Лауреаты премии Хьюго» (в 4-х томах, 1962-1985 гг.) , «50 коротких рассказов» (совместно с Г. Конклином, 1963 г.), «Завтрашние дети: 18 рассказов» (1966 г.), «Как мы отсюда выйдем?» (1971 г.), «Лауреаты премии Небьюла», N 8 (1973 г.), «До золотого века: Антология НФ 30-х годов» (1974 г.), «Отобрано Азимовым: Астронавты и андроиды» (1977 г.), «Отобрано Азимовым: Чёрные дыры и чудовища с безумными глазами» (1977 г.), «Отобрано Азимовым: Кометы и компьютеры» (1978 г.), «Отобрано Азимовым: Чёрные звезды и драконы» (1978 г.), «100 коротких НФ рассказов» (совместно с М. Гринберг и Дж.  Оландер, 1978 г.), «Научно-фантастическая Солнечная система» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1979 г.), «13 НФ преступлений» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1979 г.), «А.Азимов представляет: знаменитые НФ рассказы» (совместно с М. Гринберг, в 11 томах, 1979-1984 гг.), «Рассказы о микрокосмосе: 100 удивительных НФ историй» (совместно с М. Гринберг и Дж. Оландер, 1980 г.), «Космическая почта-1» (совместно с М. Гринберг и Дж. Оландер, 1980 г.), «Будущее под вопросом» (совместно с М. Гринберг и Дж. Оландер, 1980 г.), «Кто это сделал?» (совместно с Алисой Лоуренс, 1980 г.), «Семь смертных грехов в НФ» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1980 г.), «Миниатюрные тайны: 100 маленьких ужасных таинственных историй» (совместно с М. Гринберг и Дж. Оландер, 1981 г.), «Короткая НФ» » (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, в 12 томах, 1981-1984 гг.), «Фантастические существа» (1981 г.), «Лучшая фантастика XIX века» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, в 3 томах, 1981 г.), «Фантастика, восхитившая Азимова» (1981 г.), «12 рождественских преступлений» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1981 г.), «7 основных добродетелей в НФ» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1981 г.), «Телевидение 2000-го года» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1982 г.), «Последний человек на Земле» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1982 г.), «Таинственные истории о танталовых муках в закрытых комнатах» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1982 г.), «Космическая почта-2» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1982 г.), «Смеющийся космос: весёлая НФ» (совместно с Жанет Джепсон, 1982 г.), «Размышления» (совместно с А. Лоуренс, (1982 г.0, «НФ от А до Я: словарь основных тем НФ» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1982 г.), «Летающие колдуны» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1982 г.), «Рассказы о драконах» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1982 г.), «Лучшее в мировой фантастике» (1982 г.), «Орбита галлюцинаций: психология в НФ» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1983 г.), «Магические миры фэнтези» (совместно с М. Гринберг, в 2 томах, 1983-1984 гг.), «Пойманный в органах отбора: биология в НФ» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1983 г.), «Тайны большого яблока» (1983 г.), «Невесомая книга НФ» (совместно с Дж. Мартин и  М. Гринберг, 1983 г.), «Звёздный корабль» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1983 г.), «Удивившее Азимова» (1983 г.), «Преступления и шалости компьютеров» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1984 г.), «Машины, которые мыслят» (совместно с П. Уоррик и М. Гринберг, 1984 г.), «100 лучших рассказов фэнтези» (совместно с Т. Карр и М. Гринберг, 1984 г.), «Лучшая НФ первых фантастов» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1984 г.), «Убийство на выбор» (1984 г.), «Шерлок Холмс через время и пространство» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1984 г.), «Жизнь в будущем» (1984 г.), «Удивившее Азимова-2» (совместно с М. Гринберг, 1984 г.), «Выборы в 2084 году» (совместно с М. Гринберг, 1984 г.), «Дети-мутанты» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1984 г.), «Дети-внеземляне» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1984 г.), «Дети-чудовища» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1985 г.), «Дети-призраки» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1985 г.), «Известные НФ рассказы знаменитых учёных» (совместно с М. Гринберг и Ч. Во, 1985 г.), «Чёртова дюжина» (1985 г.), «Дети — колдуны и ведьмы» (1987 г.).

Они конструируют механических детей, которых можно учить. Айзек Азимов.

аз5580Айзек Азимов активно сотрудничал с телевидением, приняв участие в ряде телепрограмм, в том числе: программе «По правде говоря» (CBS, 1968 г.), «Природа вещей» (ABC News, 1969 г.), ток-шоу «Дэвида Фроста, 1969 г.), интервью Эдвину Ньюмену (NBC TV, 1982 г.), «Путешествие к внешним планетам» (1986 г.), интервью Биллу Мойерсу (1988 г.).

Первое правило диетики: если это вкусно, значит, это вредно для вас. Айзек Азимов.

Кадр из фильма «Конец вечности».

Кадр из фильма «Конец вечности».

Многие произведения Айзека Азимова были экранизированы, в том числе:  «Out of unknown» (ТВ, режиссер Питер Хаммонд, по мотивам рассказа «Логика», 1965 г.), «Стальные пещеры» (ТВ, режиссер Питер Сасди, 1964 г.), «The Naked Sun» (режиссер Рудольф Картье, 1969 г.), «Этот фантастический мир». Выпуск двенадцатый. С роботами не шутят (ТВ, режиссер Тамара Павлюченко, по мотивам рассказа «Лжец», 1987.), «Конец вечности» (режиссёр Андрей Ермаш, 1987 г.), «Nightfall» (режиссер Пол Майрсберг, 1988 г.),  «Двухсотлетний человек» (режиссер Крис Коламбус, 1999 г.), «Я, робот» (режиссер Алекс Пройас, 2004 г.), «Formul-e Marg» (режиссер Бехдад Амини, ТВ, 2012), «Имя на С» (режиссер Самуэль Али, короткометражный, 2014 г.), «Я, робот 2» (режиссер Алекс Пройас,2016 г.).

Кадр из фильма «Я, робот».

Кадр из фильма «Я, робот».

Кадр из фильма «Двухсотлетний человек».

Кадр из фильма «Двухсотлетний человек».

Бессонница — это когда не можешь заснуть, даже тогда когда уже пора просыпаться. Айзек Азимов.

В англо-американской литературной традиции Азимова вместе с Артуром Кларком и Робертом Хайнлайном относят к «Большой тройке» писателей-фантастов.

По данным ЮНЕСКО Азимов один из семнадцати авторов, наиболее часто переводимых на другие языки (в этом списке он находится после Артура Конан Дойла и перед Папой Иоанном Павлом II) .

Творчество Айзека Азимова оказало сильное влияние на всю современную научную фантастику, но особенно ярко оно ощущается в произведениях таких писателей-фантастов как Роджер Макбрайд Аллен, Грег Бир, Грегори Бенфорд и Дэвид Брин.  А лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман, заявил, что азимовская концепция психоистории вдохновила его стать экономистом.

аз5593Айзек Азимов лауреат многих литературных и научных премий, в том числе: премии Томаса Алва Эдисона (1957 г.), премии Бостонского университета (1962 г), премии Хьюго (1963 г.), премии Американского химического общества (1965 г.), премии Хьюго (1966 г.), премии Небьюла (1972 г.),  премии Хьюго (1973 г.), премии Небьюла (1976 г.), премии Хьюго (1977 г.), премии журнала «Локус» (1977 г.), премии журнала «Локус» (1981 г.),  премии Хьюго (1983 г.), премии журнала «Локус» (1983 г.), премии Хьюго (посмертно, 1994 г.).

В 1984 году Американская ассоциация гуманистов (AHA) назвала его гуманистом года.

В 1981 году астероид, 5020 был назван именем Айзека Азимова, а в 2009 году его имя получил кратер на Марсе.

Он был почетным доктором четырнадцати университетов США и Европы.

Именем Айзека Азимова назван один из популярнейших американских НФ-журналов — «Asimov’s Science Fiction and Fantasy».

В честь Айзека Азимова и Артура Кларка назван главный герой серии игр «Dead Space» — Айзек Кларк.

Так как я атеист и не верю, что Бог, дьявол, рай или ад существует, я могу только предположить, что когда я умру, будет только вечность небытия. Айзек Азимов.

Азимов был коренаст, среднего роста. Говорил с сильным нью-йоркским акцентом.

аз5598Он не был физически сильным человеком, никогда не увлекался спортом, так и не научился плавать и ездить на велосипеде. Жутко боялся врачей, уколов и вида крови. Написав десятки романов о космических путешествиях, Азимов, тем не менее, почти никогда не летал самолетами, так как страдал акрофобией — за всю свою жизнь, он  летал лишь дважды во время военной службы. Он вообще избегал путешествий на большие расстояния. Однако любил путешествия на круизных судах.

Я чувствую, что самое долгое и страшное наказание должно быть зарезервировано для тех, кто оклеветал Бога, изобретая ад. Айзек Азимов.

Несмотря на то, что он был членом различных клубов и фондов он относился к этой своей деятельности с изрядной долей иронии (иногда переходившей в сарказм).

Впрочем, он был человеком доступным и дружелюбным — терпеливо отвечал на тысячи писем, раздавал автографы своим почитателям, никогда и никому не отказывал в консультациях и выступлениях. А поскольку он был прекрасным оратором, его приглашали выступать весьма часто.

Айзека Азимова связывала дружба с Куртом Воннегутом и Артуром Кларком. С последним он даже заключил шуточный «Договор Азимова-Кларка» который предусматривает, что Кларк может называть себя лучшим в мире писателем-фантастастом, если он признает, что Азимов лучший в мире писатель-популяризатор науки.

В Соединенных Штатах существует культ невежества. Он всегда там был … вирус антиинтеллектуализма … взрастил ложное  представление, что демократия означает … «мое невежество, так же хорошо, как и твои знания». Айзек Азимов.

Хотя родители Айзека Азимова придерживались ортодоксального иудаизма, они не навязывали детям своих религиозных убеждений. Будущий писатель и ученый не посещал синагогу, не проходил обряда бар-мицва. Он никогда не был религиозным человеком и позиционировал себя как атеиста, гуманиста и рационалиста. Никогда не осуждая религиозных убеждений других людей, он крайне жестко выступал против суеверия и псевдонауки.

Отношение Азимова к Израилю было весьма двусмысленным. В молодости он выражал несогласие с созданием еврейского государства во враждебном окружении, опасаясь, что Израиль просто станет еще одним «еврейского гетто». В зрелые годы он, поддерживал Израиль (особенно когда он подвергался нападениям соседей), и в то время осуждал его за обращение с палестинцами.

аз5581В шестидесятые годы Азимов активно выступал против войны во Вьетнаме и был сторонником Демократической партии.  Он был яростным противником Ричарда Никсона, которого называл «мошенником и лжецом», внимательно следил за перипетиями «Уотергейта» и радовался, когда этот президент был вынужден уйти в отставку.

Он поддерживал феминизм, впрочем, мотивируя это тем, что ненавидит женщин, которые находятся на иждивении у мужчин. К тому же Азимов считал, что вопрос о правах женщин тесно связан с проблемой контроля численности населения, а к этой проблеме он относился весьма серьезно поскольку, по мнению Азимова-ученого перенаселение грозит гибелью человеческой цивилизации.

Никогда не поддерживая движения гомосексуалистов, он в то же время считал, что гомосексуализм должен рассматриваться как «моральное право» человека.

Хуже всех мук ада будет скука в раю. Айзек Азимов.

Азимов весьма волновали проблемы экологии. В тоже время он выступал в защиту мирного использования ядерной энергии. Не отвергая опасности бесконтрольного использования ядерной энергетики, он подчеркивал, что у человечества просто нет иного пути к получению нужного количества энергии, и делал вывод — загрязнение окружающей среды атомными электростанциями куда менее опасно, чем загрязнение атмосферы отходами химической и металлургической промышленности. Он говорил, что предпочел бы жить у ядерного реактора, чем в трущобах рядом с заводом «Union Carbide» производящим метилизоцианат (имелся в виду завод в Бхопале, где произошла экологическая катастрофа).

В своих последних книгах (написанных в соавторстве писателем-фантастом Фредерик Полом) он отразил такие аспекты экологического кризиса, как глобальное потепление и разрушение озонового слоя.

Насилие — последнее прибежище некомпетентных. Айзек Азимов.

Некоторые термины из произведений Айзека Азимова такие как: robotics (роботехника, роботика), positronic (позитронный), psychohistory (психоистория, наука о поведении больших групп людей) прочно вошли в английский и ряд других языков. Он также ввел термин «spome» (впервые использован в работе «There’s No Place Like Spome») обозначающий любую гипотетическую замкнутую материальную систему, открытую для энергии,  способную поддерживать жизнь человека неопределенное время.

Азимов был указан в качестве одного из авторов Британской энциклопедии.

 В 1973 году он опубликовал предложение о реформе календаря. Азимов  предлагал делить год на четыре сезона по тринадцать недель (девяноста одному дню) каждый.

аз5596Он был одним из основателей Комитета Скептических Исследований.

С 1985 до своей смерти в 1992 году Азимов — президент Американской гуманистической Ассоциации (AHA). Его преемником стал его друг и коллега писатель Курт Воннегут.

Айзек Азимов был видным членом Общества Шерлока Холмса.

 

При перепечатке данной статьи или ее цитировании ссылка на первоисточник обязательна: Копирайт © 2017 Вячеслав Карп — Зеркало сцены.

 

Айзек Азимов библиотеке «Зеркало сцены».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.