АЗМИ, ШАБАНА

Шабана Азми (хинди - शबाना कैफ, урду - شبانہ اعظمی, английский - Shabana Azmi) — индийская актриса кино, телевидения и театра.

аз5773Родилась 18 сентября 1951 года в Азамгарх (штат Уттар-Прадеш) в семье президента Ассоциации народных театров Индии поэта Каифи Азми и актрисы театра Притхвираджа Шаукат Азми.

Ее родители не только придерживались левых взглядов, но и являлись членами Коммунистической партии Индии.

Азми училась в начальной школе для девочек, а затем в «Школе королевы Марии» в Мумбаи. Участвовала в школьных спектаклях.

Получив степень по психологии в «Колледже св. Ксавьера» в Мумбаи, она поступила на актёрский факультет в «Институт кино и телевидения Индии» (FTII) в Пуне, который окончила в 1972 году.

Я выросла в семье, где мать — актриса театра, а отец — известный поэт и киносценарист.  Я с детства выступала в театре. Правда, это было для меня больше забавой, и свое актерство я всерьез не воспринимала. Но увлечение театром оказалось серьезнее, чем я думала, и, окончив школу, я решила поступить в Институт кино и телевидения в Пуне, лелея мечту вернуться на сцену. Тогда я не предполагала, что окажусь в кино. Шабана Азми.

Дебютировала в кино в 1972 году в весьма посредственном фильме «Faasla». А затем в 1974 году снялась в картине «Росток» и весьма быстро стала одной из ведущих актрис бенгальского движения новой волны, известного своим серьезным содержанием и неореализмом и получившего в свое время покровительство от правительства.

аз5777А ее первой работой на телевидении стала картина «Ankur».

Когда начала учиться в институте, кино захлестнуло меня — еще до окончания учебы я уже снялась в фильме Шьяма Бенегала «Росток». Вот так я и пришла в кинематограф Шабана Азми.

аз5783На ее счету работы не только в индийском кино – она снималась и в нескольких зарубежных картинах, в частности у режиссеров Джона Шлесинджера и Ролана Жоффе.

Шабана Азми в фильме «Беспокойство». 1982 г.

Шабана Азми в фильме «Беспокойство». 1982 г.

Всего она снялась более чем в ста сорока фильмах, в том числе: «Faslah» («Расстояние», 1974 г.)  «Ankur» («Росток», 1974 г.), «Parinay» («Замужество», 1974 г.), «Ishq Ishq Ishq» («Мелодия любви», 1974 г.), «Nishaant» («Конец ночи», 1975 г.), «Fakira» («Факира», 1976 г.), «Shaque» («Доверие», 1976 г.), «Kadambari» («Кадамбари», 1976 г.), «Amar Akbar Anthony» («Амар, Акбар, Антони», 1977 г.), «Shatranj Ke Khilari» («Шахматисты, 1977 г.), «Khel Khilari Ka» («Игра игрока», 1977 г.), «Hira Aur Patthar» («Алмаз и камень», 1977 г.), «Parvarish» («Воспитание», 1977 г.), «Swami» («Хозяин», 1977 г.), «Jallian Wala Bagh» («Джаллин Вала Багх», 1977 г.), «Ek Hi Raasta» («Единственная дорога», 1977 г.), «Karm» («Карма», 1977 г.), «Adha Din Adhi Raat» («Половина дня, половина ночи», 1977 г.), «Vishwasghaat» («Предательство», 1977 г.), «Kanneshwara Rama» («Рама, поклоняющийся Шиве», короткометражный, 1977 г.), «Kissaa Kursee Kaa» («История стула», 1978 г.), «Devata» («Божество», 1978 г.), «Swarg Narak» («Ад и Рай», 1978 г.), «Atithee» («Гость», 1978 г.), «Khoon Ki Pukaar» («Зов крови», 1978 г.), «Toote Khilone» («Сломанные игрушки», 1978 г.), «Junoon» («Безумие», 1979 г.), «Lahu Ke Do Rang» («Два цвета крови», 1979 г.), «Chor Sipahee» («Вор и солдат», 1979 г.), «Amar Deep» («Амар Дип», 1979 г.), «Jeena Yahan» («Жить здесь», 1979 г.), «Bagula Bhagat» («Цапля Бхагат», 1979 г.), «Sparsh» («Прикосновение», 1980 г.), «Thodisi Bewafaii» («Маленькое предательство», 1980 г.), «Apne Paraye» («Родные и близкие», 1980 г.), «Ek Baar Kaho» («Скажи только раз», 1980 г.), «Hum Paanch» («Мы впятером», 1980 г.), «Jwalamukhi» («Вулкан», 1980 г.), «Albert Pinto Ko Gussa Kyon Ata Hai» («Что делает Альберт Пинто когда сердится?», 1980 г.), «Yeh Kaisa Insaf?» («Что это за справедливость?», 1980 г.), «Ek Hi Bhool» («Одна ошибка», 1981 г.), «Shama» («Вечерняя заря», 1981 г.), «Sameera» («Дыхание», 1981 г.), «Raaste Pyar Ke» («Дороги любви», 1982 г.), «Suraag» («Большая любовь», 1982 г.), «Ashanti» («Беспокойство», 1982 г.), «Arth» («Осознание», 1982 г.), «Anokha Bandhan» («Истинная связь», 1982 г.), «Namkeen» («Квартирант», 1982 г.), «Log Kya Kahenge» («Что скажут люди», 1982 г.), «Yeh Nazdeekiyan» («Эта связь», 1982 г.), «Avtaar» («Аватар», 1983 г.), «Sweekar Kiya Maine» («Я согласился(лась)», 1983 г.), «Doosri Dulhan» («Вторая невеста», 1983 г.), «Masoom» («Необдуманный шаг», 1983 г.), «Pyaasi Aankhen» («Жаждущие взоры», 1983 г.), «Mandi» («Рыночная площадь», 1983 г.), «Aaj Ka M.L.A. Ram Avtar» («Сегодняшнее воплощение Рамы», 1984 г.), «Lorie» («Усыновление», 1984 г.), «Khandhar» («Руины», 1984 г.), «Ram Tera Desh» («Рам, твоя страна», 1984 г.), «Gangvaa» («Гангва», 1984 г.), «Bhavna» («Чувство», 1984 г.), «Paar» («Переправа», 1984 г.), «Hum Rahe Na Hum» («Жертва обмана», 1984 г.), «Kamla» («Лотос», 1984 г.), «Kaamyaab» («Счастливчик», 1984 г.), «Yaadon Ki Zanjeer» («Узы воспоминаний», 1984 г.), «Rahi Badal Gaye» («Перемена путников», 1985 г.), «Genesis» («Генезис», 1985 г.), «Khamosh» («Безмолвие», 1985 г.), «Shart» («Условие»,1986 г.), «Nasihat» («Завещание», 1986 г.), «Samay Ki Dhara» («С течением времени», 1986 г.), «Anjuman» («Общество», 1986 г.), «Ek Pal» («Один момент», 1986 г.), «Mr. X» («Mr. X», 1987 г.), «Itihaas» («История», 1987 г.), «Susman» («Сущность», 1987 г.), «Mardon Wali Baat» («Мужской разговор», 1988 г.), «Madame Sousatzka» («Мадам Сузацка», 1988 г.), «La nuit Bengali» («Бенгальские ночи», 1988 г.), «Libaas» («Нарядная одежда», 1988 г.), «Pestonjee» («Пестонжи», 1988 г.), «Rakhwala» («Хранитель», 1989 г.), «Oonch Neech Beech» («Вверх, вниз, посередине», 1989 г.), «Ek Din Achanak» («День наступил», 1989 г.), «Sati» («Сати», 1989 г.), «Picnic» («Пикник», телефильм, 1989 г.), «Main Azaad Hoon» («Я свободен», 1989 г.), «Amba» («Амба», 1990 г.), «Muqaddar Ka Badshaah» («Император судьбы», 1990 г.), «Disha» («Стороны света», 1990 г.), «Jhoothi Shaan» («Былое величие», 1991 г.), «Fateh» («Победа», 1991 г.), «Antarnaad» («Проникновение», 1991 г.), «Ek Doctor Ki Maut» («Смерть одного доктора», 1991 г.), «Adharm» («Междоусобная война», 1992 г.), «City of Joy» («Город удовольствий», 1992 г.), «Immaculate Conception» («Непорочное зачатие», 1992 г.), «Dharavi» («Дхарави», 1992 г.), «Son of the Pink Panther» («Сын Розовой пантеры», 1993 г.), «Patang» («Воздушный змей», 1993 г.), «In Custody» («В заключение», 1994 г.), «In Ismail’s Custody» («В плену Исмаила», 1994 г.), «Fire» (« Огонь», 1996 г.), «The Death Sentence: Mrityu Dand» («Смертный приговор», 1997 г.), «Saaz» («Музыка», 1997 г.), «Side Streets» («Задворки Нью-Йорка», 1998 г.), «Bada Din» («Великий день», 1998 г.), «Godmother» («Крестная мать», 1999 г.), «Gaja Gamini» («Тайна женщины», 2000 г.), «Hari-Bhari: Fertility» («Женская доля», 2000 г.), «Meghla Akash» (2001 г.), «Daughters of This Century» («Дочери этого столетия», 2001 г.), «Makdee» («Ведьма», 2002 г.), «Tehzeeb» («Понять друг друга», 2003 г.), «Morning Raga» («Утренняя мелодия», 2004 г.), «15 Park Avenue» («Парк авеню 15», 2005 г.), «Waterborne» («Жажда, война за воду», 2005 г.), «Sanaa» (короткометражный, 2006 г.), «Banglatown Banquet» («Положительный банкет Банглатауна, телефильм, 2006 г.), «Umrao Jaan» («Красавица Лакнау», 2006 г.), «Honeymoon Travels Pvt. Ltd.» («Путешествие в медовый месяц», 2007 г.), «Loins of Punjab Presents» («Поясница подарков Пенджаба», 2007 г.), «Positive» («Позитив», короткометражный, 2007 г.), «Dus Kahaniyaan» («Десять историй о любви», 2007 г.), «Sorry Bhai!» («Извини, брат!», 2008 г.), «It’s a Wonderful Afterlife» («Эта замечательная загробная жизнь», 2009 г.), «A Decent Arrangement» («Достойная композиция», 2011 г.), «Prevention Is Better Than No Cure» («Предупреждение лучше, чем беззаботность» короткометражный, озвучивание, 2011 г.), «Love Breakups Zindagi» («Любовь, расставания, жизнь», 2011 г.), «The Reluctant Fundamentalist» («Фундаменталист поневоле», 2012 г.), «Midnight’s Children» («Дети полуночи», 2012 г.), «Matru ki Bijlee ka Mandola» («Матру, Биджли и Мандола», 2013 г.), «24» («24 часа», сериал, 2013 г.), «Na Upaaya Se Kahin Behtar Hai Saavdhaani» (короткометражный, 2014 г.), «Jazbaa» («Взаимное притяжение», 2015 г.), «Capital» («Капитал», мини-сериал, 2015 г.), «Bubbles» (короткометражный, 2015 г.), «Chalk N Duster» (Мел и тряпка», 2016 г.), «Neerja» («Нирджа», 2016 г.), «Idgah» (2016 г.), «The Black Prince» (2017 г.), «Signature Move» (2017 г.), «The Wishing Tree» («Древо желания», 2017 г.), «Good Morning Sunshine» (2017 г.).

Шабана Азми в фильме «Main Azaad Hoon». 1989 г.

Шабана Азми в фильме «Main Azaad Hoon». 1989 г.

Коммерческое кино, особая сфера искусства. Игра актера должна соотноситься со средой, присущей коммерческому кинематографу, и поэтому актеру требуется приспосабливаться к ней. В противном случае вы будете выглядеть белой вороной. Когда вы переносите приемы и трюки коммерческого кино в реалистические фильмы, вы их губите. То же самое получается, когда элементы реализма привносятся в коммерческие картины. Шабана Азми.

Параллельно с работой в кино актриса много и плодотворно работает на театральной сцене. Широкий резонанс получила ее работа, в возобновлённой постановке «Ассоциации народных театров Индии» «Кавказского мелового круга» Бертольда Брехта на хинди.

За свою работу Шабана Азми пять раз удостаивалась звания лауреата «Национальной кинопремии за лучшую женскую роль» (в 1975, 1983, 1984, 1985 и 1999 годах), четырежды премии «Filmfare» за лучшую женскую роль (в 1978, 1984, 1985 и 2006 годах),  а также премий «Star Screen Awards» (1998 г.), «Bengal Film Journalists’ Association Award» (1999 г.) и «Zee Cine Award» (2004 г.).

аз5775Она обладатель премии в категории «Лучшая актриса» на фестивале искусств «Taormina Arte» в Италии (1994 г.),  премии «Серебряная награда Хьюго» за лучшую женскую роль «Чикагского кинофестиваля» (1996 г), и премии жюри за лучшую женскую роль фестиваля «Outfest» в Лос-Анджелесе.

А в 1990 году Шабана Азми  и сама возглавила жюри Всемирного кинофестиваля в Монреале.

В Индии она также возглавляла «Общество детских фильмов».

аз5779Шабана Азми выступает и на эстраде являясь популярной в Индии певицей.

аз5774

Актерскую деятельность она сочетает с общественной деятельностью связанной с «Комитетом защиты прав обездоленных» (Nivara Hakk Samrakshan Samiti).

Шабана Азми является Послом доброй воли Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения (ЮНФПА), который стремится распространять контрацепцию и аборты в Индии.

kinopoisk.ruЕе актерская и общественная деятельность высоко оценена в Индии.

Шабана Азми  удостоена ряд правительственных наград. В 1998 году - четвертой из высших гражданских государственных наград Индии «Падма Шри» (पद्म श्री). А правительство штатаУттар-Прадеш в том же году наградило ее премией «Yash Bhartiya».

В 1994 году она была удостоена «Премии Раджива Ганди» (Rajiv Gandhi Award)

В знак признания ее заслуг Азми было предоставлено назначенное (неизбирательное) членство в Верхней палате парламента Индии.

Шабана Азми в фильме «Shatranj Ke Khiladi». 1977 г.

Шабана Азми в фильме «Shatranj Ke Khiladi». 1977 г.

Кроме того, ее заслуги были отмечены и за рубежом. В 2002 году Университет Мичигана присудил ей «Премию имени Мартина Лютера Кинга за вклад в искусство, культуру и общество». В 2006 году она была отмечена дважды — «Фонд Ганди» в Лондоне присудил ей  премию «Gandhi International Peace», а на «Мировом Экономическом Форуме» (World Economic Forum) в Давосе она была удостоена престижной премии в области культуры и искусства «Crystal Award».

Print Friendly

Коментарии (0)

› Комментов пока нет.

Добавить комментарий

Pingbacks (0)

› No pingbacks yet.